ГЕНДЕРНЫЕ АСПЕКТЫ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В АНГЛИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIV – XVII ВВ.



(ПО МАТЕРИАЛАМ ЗАВЕЩАНИЙ СУДА ХАСТИНГ СИТИ ЛОНДОНА)

20 июля 1497 г. в суде Хастинг–Сити было записано завещание Джоан Кэрри (вдовы Джона Мойля и жены Джона Кэрри, джентльмена), по которому ее второй муж, помимо земель, домов и рент в городке Стэйнсе в Миддлсексе и в приходе церкви Гроба Господня в Лондоне, получал земли и здания в приходе Св.Маргариты в Лотбери с тем, чтобы он «не препятствовал исполнению ее последней воли». Свиток заканчивался подтверждением, что завещание было сделано с позволения Джона Кэрри, ее мужа, в освидетельствование чего он поставил печать[69]. Завещание предусматривало благотворительность и сквозило неподдельной заботой о судьбе близких, какую оказались не способны скрыть бесстрастные юридические формулы. Текст завещания и оговорка относительно мужа отражают контраст между социальными устремлениями Джоан Кэрри и ее ограниченным правом распоряжения своей собственностью.

Завещания могут быть привлекательным источником для гендерологов. Они являются свидетельством конечного статуса человека и показателем его имущественного состояния. Завещания отражают ценности личности – вопросы милосердия, спасения души, обеспечения семьи, счастья детей и ближних. Они показывают, насколько густая «социальная сеть» опутывала завещателя, схему его/ее дружеских и родственных связей, отношения зависимости и структуру семьи. Предполагаемое исследовательское пиршество может не состояться по причине, что женских завещаний окажется мало. Исследование стремится преодолеть количественное ограничение, является попыткой использования этого недостатка для изучения гендерных аспектов благотворительной деятельности и распределения собственности в английском обществе во второй половине XIV – XVII вв. по завещаниям, записанным в суде Хастинг, регулировавшем правовые отношения в Сити Лондона.

Хастинг, старейший суд Англии, функционировал в то время как суд Лондона в графстве. В 1889–1890 гг. Корпорация Сити Лондона подготовила календарь, представлявший сведения из свитков завещаний Хастинга. Количество свитков за период составляет около 1500. Для анализа количественных и качественных изменений в течение XIV–XVI в. мы приняли за временную единицу 50 лет. В XVII в. количество зафиксированных в Хастинге завещаний снижается, потому нет оснований разбивать век на отдельные периоды. Количественные показатели половой принадлежности завещателей отражены в приведенной ниже таблице.

Годы Общее количество завещаний Завещания мужчин Завещания женщин Соот-ношение
1358–1400 632 572 60 9,5:1
1400–1450 385 350 35 10:1
1450–1500 146 134 12 11:1
1500–1550 56 48 8 6:1
1550–1600 122 118 4 29,5:1
1600–1688 97 85 12 7:1

Гендерные характеристики сложно проследить по структуре завещаний, т.к. они составлялись по единой схеме. В дореформационную эпоху первоочередное место в завещаниях занимали вопросы благочестия и спасения души: дарения церкви, монастырям, орденам, благотворительные раздачи, поддержка особых часовен для проведения заупокойных месс. Далее рассматривались вопросы, связанные с недвижимым имуществом, потом дарения деньгами и вещами. Жена и дети указывались в начале списков наследников, структуру завещания определяла не степень родства, а характер имущества. Реформация изменила первую часть завещаний. В дарениях акцент сместился с благочестия на адресное милосердие. Завещания становятся ориентированными на нужды бедных местных приходов, корпораций, госпиталей, богаделен.

Определенные качественные различия в мужских и женских завещаниях можно проследить. Женские завещания носят скромный характер в «благочестивой» части. Организация похорон свидетельствует о том, что фантазии мужчин имели больший размах и опирались на солидный социальный статус. Требования пышной посмертной самопрезентации встречаются в завещаниях титулованных особ и отдельных представительниц торгово–ремесленных слоев. Отличием являются детальные распоряжения женщин насчет количества и качества свечей, их местоположения вокруг усыпальницы и длительности их поддержания, что может отражать большую надежду на скорое воскресение и больший страх перед мраком смерти.

Благотворительная часть завещания являлась традиционной и опиралась на христианский тезис о том, что именно забота «о голодных, больных, голых, о странниках и об узниках» дает богатым надежду на Царствие Небесное. Дарения, соответствующие семи делам милосердия, присутствовали в мужских и женских завещаниях, хотя в разных масштабах. Но в этой части встречались пункты, которые можно назвать социальной благотворительностью, не предусмотренной Священным Писанием. К ним относятся поддержка школ, университетов и студентов, обеспечение денежным приданым бедных девушек и ремонт дорог и мостов. Эта социальная часть редко встречается в женских завещаниях. Поддержка учащихся и бедных девушек предусмотрена в 43 мужских и 5 женских завещаниях. Первоначальный соблазн представить этот момент в качестве гендерной оппозиции в распределении социальных ролей не оправдался при анализе текстов, т.к. приданое соседствует не с содержанием студентов, а с ремонтом дорог. Бедные незамужние девы являлись такой же социальной проблемой для приходов и общества, как разбитые дороги, наука и образование связаны с духовной сферой, религиозной или гуманитарной.

Исключение женщин из сферы общественной деятельности в завещательной практике не преднамеренно. Оно объяснялось тем, что материальные ресурсы ограничивались порядком наследования недвижимой собственности. Мужья оставляли земли или дома своим вдовам только на время жизни и стремились передать их далее по мужской линии. Вторым ограничением было условие вдовства или «честного вдовства» жены для наследования или пользования недвижимой собственностью. В XIV – XVII в. оно не было соблюдаемым обычаем Сити, но ясно прописано в 60 завещаниях, причем даже в тех случаях, когда пара была бездетной.

До парламентского статута 1725 г. вдовы фрименов по обычаю Сити рассчитывали на третью часть движимого имущества мужа, т.н. «вдовью долю», при отсутствии детей – на половину. В документах XVI–XVII в. прослеживается изменение отношения мужчин–завещателей к «вдовьей доле», ограничивающей и защищающей права и социальные возможности женщин. Оно свидетельствует о поляризации мнений. В индивидуальном восприятии под воздействием культурных и социальных факторов раннего нового времени социальная роль женщины становилась более рельефной, а правовые ограничения ее возможностей трактовались как мужской эгоизм. С точки зрения роста промышленной мощи Англии, средоточием которых был Сити, обычай «вдовьей доли» мог восприниматься как деструктивный.

Д.А. Будюкин

Липецк, Липецкий государственный технический университет

ВИКОНТ ДИЛЛОН И ЕГО СЫН:


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 197; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!