СУЩНОСТЬ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ЕЕ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ КАК ЭКВИВАЛЕНТ СОЗНАНИЯ ПИСАТЕЛЯ: ЧАСТНОЕ И ОБЩЕЕ



Семья и человек – объект исследования комплекса наук. Семья, являясь общественной категорией, имеет ряд признаков, подвергающихся трансформации. Литературное произведение как отражение общественного сознания писателя–представителя эпохи, базируется на стереотипах. Литература закрепляет в сознании читателей каноны восприятия понятия «семья», литературный образец находится в зависимости от сложившейся категории правильности, благополучия, единения людей. За основу социомира писателем берется институт семьи и его психологический климат, способствующий выявлению характерных особенностей индивида или группы лиц, при непосредственном участии которых развивается коллизия произведения. Внимание уделяется характеру женщины как основополагающей части семейно–брачного союза.

Моральное физическое благосостояние нации и государства пропорционально наличию и уровню нравственных идей и их реализации в семье, т.к. здесь формируются духовные начала и основы нравственности каждой личности. Осознавая семью как «ячейку общества, форму организации личного быта, основанную на супружеском союзе и родственных связях, т.е. на многосторонних отношениях между мужем и женой»[50], писатели, создавая пространство семьи, акцентируют внимание на составляющих, которые находят самостоятельную реализацию в художественном произведении: семья – ячейка общества; семья – форма организации личного быта; семья – супружеский союз; семья – многосторонние отношения супругов с родственниками. При таком понимании семейственности функциональная роль женщины растет.

Семья и внутрисемейные взаимоотношения называются важнейшим сюжетообразующим моментом творчества любого писателя. В российской литературе нет прозаика, в творчестве которого не отражена тема внутрисемейных отношений, поисков себя в реальности. Многие рассматривали проблемы общества и человека через призму социально–бытовой сферы жизни, семья – ближайший микромир личности, символизирующий собирательный образ Отечества. Острые вопросы жизни, неурядицы, горе и трагедии связаны с внутренними проблемами домашнего очага.

В литературных образцах постижение сущности семьи обнаруживается в текстах, рассуждающих о дефиниции в мифологическом и назидательном плане. Первостепенные требования, предъявляемые к человеку и его поведению, обнаруживаются в библейских заповедях[51]. Религия воздействовала на формирование и поддержание семьи как социального института, ее основы связаны с внутренним миром человека, нравственной позицией в жизни, вследствие чего роль вероучений должна учитываться при анализе произведений различных периодов.

«Разумные книги» XV–XVI в. подробно описывали исторические формы семейного уклада. К теме брака, трактовке отношений между мужчиной и женщиной обращались служители культа, богословы и путешественники, описывавшие нравы и обычаи этнических групп. Сводом правил и наставлений, касающихся семейно–нравственного устройства жизни, являлся в России «Домострой». Как регламент семейной, хозяйственной и религиозной жизни средневекового дома, он требовал беспрекословного подчинения главе семьи, жене отводилась роль в организации хозяйства и воспитании детей, но ее, как и слуг, следовало в случае провинности наказать[52]. «Домострой» отражает культуру взаимоотношений, объединявшую утилитарное и духовное начало, заложенное в человеческом существовании.

Проблема предназначения женщины, ее выбора между семьей и любовью, ставилась литераторами в конце 70–х гг. XIX в. Писатели едины во мнении, что в современную эпоху происходит распад семьи, женщина становится объектом приложения усилий и субъектом отношений.

Начало XXI в. ознаменовалось экономической и социальной неустроенностью человека. Стремление к «тихой гавани» позволяет современнику создать иллюзию стабильности на фоне повсеместной изменчивости. «Когда в обществе кризис, на улицах разгул преступности, в магазинах все дорого, на работе идут сокращения, родной дом становится самым нужным, самым желанным и любимым местом на свете»[53].

Современный психолог Т.А. Гурко выделяет факты, свидетельствующие о кризисе семьи:

«1) увеличение удельного веса матерей, воспитывающих ребенка без мужа. По данным выборочной переписи 1994 г., в РФ 20% семей с детьми несовершеннолетнего возраста были «неполными», преимущественно материнскими;

2) рост числа родителей, не связанных с ребенком биологическими узами. Вследствие увеличения разводов и внебрачных рождений (19,6% всех детей в 1994 г. рождены вне брака) многие отцы не проживают с детьми, причем некоторые являются «эпизодическими»;

3) снижение регистрации браков и рождаемости;

4) как результат снижения рождаемости увеличивается число однодетных родителей;

5) кризис отцовской воспитательной роли;

6) увеличение числа разводов, брошенных детей и сирот»[54].

Причиной нестойкого положения семьи являются разорванные связи между поколениями, расшатанные семейные и этнические узы. Неблагоприятные тенденции кроются в изменившемся образе жизни людей в обществе, изменившемся месте женщины.

В современном социально–гуманитарном знании пробивается концепция обеспечения нравственного здоровья нации. Философский взгляд развивает В.М. Димов, утверждающий, что нравственное психическое здоровье должно быть обеспечено в семье, от нее зависит здоровье индивида, этноса, населения, страны, человечества. «Несоответствие общественной системы ценностей индивидуальным ценностям конкретного человека вызывает сильное психическое напряжение, порой ведущее к угнетенному состоянию индивида, нередко к агрессивному, в любом случае разрушающему. Женское начало перестает быть «амортизирующей» пружиной»[55].

Кризис нравственного состояния нашёл отражение в повествовании В. Астафьева, А. Трапезникова, В. Распутина. Здесь рассматривается трансформация современной семьи в России как категория бытия, суть рассуждений можно свести к следующему: общество делает акцент на самореализацию отдельной личности вне дома, переставшего быть крепостью. Интересы и взгляды человека на мир стали многосторонними, что повлекло требование к неограниченной свободе и снижению обязательств. Разрушение преемственности поколений, самостийности привели к нестабильности семьи как социокультурной консистенции общественного развития.

Е.А. Николаева

Саранск, Мордовский госуниверситет имени Н.П. Огарева


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 223; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!