НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ БЫТА И ОДЕЖДЫ УРАЛЬСКИХ РАБОЧИХ И РАБОТНИЦ В XIX ВЕКЕ



На бытовой уклад заводского населения Урала влияли особенности организации и развития местной промышленности. Крепостное право послужило основой процветания Урала, в дальнейшем стало причиной его застоя. Заработок на заводе не обеспечивал существования рабочего, доходы были невелики, не покрывали расходов, и рабочим искали подсобные заработки.

Характеризуя быт Миасского завода, В. Аманацкий отмечал в 1856 г., что главное хозяйство мастеровых состояло в скотоводстве и птицеводстве[243]. В крупных городах мастеровые жили как горожане, редко имея корову и лошадь[244]. На правах заводского поселка были центры уральской промышленности, где хозяйство рабочего носило полукрестьянский характер[245].

Развитие модернизации во 2–ой половине XIX в. оказало незначительное влияние на быт и образ жизни рабочих, остававшийся неизменным на протяжении XIX в. На заводах работали мужчины. Женщины были меньше втянуты в производство и работали чернорабочими. Все они занимались домашним хозяйством. На соляных промыслах женский труд применялся шире, но и здесь использовался на подсобных работах.

Указывая на этническую пестроту населения Висимо–Шайтанского завода, Д.Н. Мамин–Сибиряк отмечал в 60–х г. XIX в. сходство внешнего вида выходцев из Тульской, Черниговской губерний и потомков местных раскольников[246]. Сглаживание областных различий происходило в сфере языка. Процесс нивелировки заводского быта был связан с заводской средой – женской поденщиной, практиковавшейся на уральских заводах.

Проводником городских мод в рабочую среду были семьи заводской администрации, местной буржуазии и интеллигенции. В области костюма с отчетливостью разносторонние контакты, имевшие место среди представителей социальных слоев населения.

Данная тенденция характеризовала развитие праздничного костюма. Будничная одежда была консервативной и традиционной. Мизерные заработки «работных людей» заставляли сокращать расходы на покупные вещи. В конце XIX в. большинство людей обходилось собственными изделиями, что касалось одежды[247]. Женская одежда была самодельной и состояла из длинной холщовой рубашки крестьянского типа и ситцевой кофты. На ногах носили коты–обутки или лапти[248]. Верхняя одежда была домашней выделки и не отличалась от крестьянской. Ее составляли зипун, полушубок, кушак. Будничная одежда рабочих не отличалась от крестьянской. Исследователи склонны объяснять устойчивость традиционного русского костюма в уральском горнозаводском быту вплоть до начала ХХ в. влиянием кержацкой прослойки в составе рабочих[249]. Отличия наблюдались в производственной одежде рабочих. У мастеровых она шилась, как крестьянская, из льняной ткани, но некрашеной. В кричном цехе носили «коноплянники» (обувь) – разновидность баклуш[250]. Особенно отличалась праздничная одежда мастеровых, заметно приближалась к городской[251].

В заводе женщины носили русские сарафаны. Рукава приделывали из белой кисеи или лучшего ситца, белого коленкора. Воротники застегивали запонками и пуговками. Женщины носили косынки на повойниках. Девушки убирали волосы в косу, вплетая в конец ленту, голову покрывали шелковою косынкой, свертывая ее в виде ленты и завязывая на затылке.

В пореформенный период отход рабочих от крестьянских образцов усиливается. Тенденция проявилась в одежде и домашней обстановке. Факты проникновения в заводскую среду гражданского быта и городской моды на платья не следует преувеличивать. Как не следует заблуждаться и относительно щегольства рабочих и связывать его с их материальной обеспеченностью рабочих. На это указывает, в частности, М. Кирпищиков[252]. Эту особенность психологии отмечал П.П. Бажов, указывая, что за немудреные прихоти жен им приходилось искать дополнительный заработок и ограничивать себя в быту[253].

Намек на утрату мужественности мужчинами, стремящимися внешним выдать желаемое за действительное, приобретает явный характер и преобразует ироническую коннотацию пословиц и поговорок в презрительно–пренебрежительную оценку.

Щегольство в ментальной культуре уральских рабочих рассматривается как разновидность глупости, бахвальства, «простоты», а на эволюцию одежды и быта накладывали свой отпечаток не только социально–экономические условия, но и особенности психологии местного населения.

З.З. Мухина

Старый Оскол, СТИ НИТУ МИСиС


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 347; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!