Программа рассчитана на начальный и подготовительный уровень занимающихся.



Программа изучения Школы традиционного ушу «Алхимик движения»

Туйшоу (кит.推手 [tuī shǒu]) — комплекс парных упражнений китайского тайцзи, характеризующийся постоянным взаимодействием партнеров через точку контакта. Включает в себя различные формы толчков, надавливаний, потягов и методов их нейтрализации. В основном как тренировочный метод используется в тайцзицюань. В наши дни также является соревновательным видом включенным как правило в соревнования по тайдзицюань и другим видам внутренних боевых искусств.

 

Тайцзицюа́нь (кит.трад. 太極拳, упр. 太极拳, пиньиньtàijíquán) — буквально Великий предел кулака, или кулак Великого Предела, китайское внутреннее боевое искусство, один из видов ушу(происхождение Тайцзицюань — исторически спорный вопрос, разные источники имеют разные версии). Популярно как оздоровительная гимнастика, но приставка цюань (кулак) подразумевает, что Тайцзицюань — это боевое искусство.

Варианты написания названия: «тай чи» (неверная транскрипция с английского), «тай-цзи», «тай-цзи цюань», «тайцзи-цюань».

О древней истории тайцзицюань существует две конкурирующие версии. Одна из них, которая сегодня является официальной, считает, что это боевое искусство развивалось внутри семьи Чэнь, с XIV века проживавшей в деревне Чэньцзягоу уезда Вэньсянь северокитайской провинции Хэнань, и что основал его в XVII веке Чэнь Вантин, от которого можно проследить непрерывную линию передачи традиции. Другая версия приписывает создание данного стиля легендарному даосу Чжан Саньфэну, однако она изобилует натяжками и совсем не объясняет, как и через кого это боевое искусство передавалось до XIX века.

В середине XIX века этому боевому искусству научился Ян Лучань, который принёс его в столицу Китая и начал даже преподавать в императорском дворце. В связи с тем, что придворным боевой аспект стиля был не особенно важен, акцент в преподавании для них был сделан на оздоровительной ценности физических упражнений, в боевой же версии стиль преподавался бойцам императорской гвардии.

После буржуазной революции 1911 года в китайском обществе произошёл всплеск интереса к национальным боевым искусствам, и с 1916 года по всей стране начали открываться общества по изучению боевых искусств. Благодаря этому тайцзицюань начало постепенно распространяться по Китаю с севера на юг.

После Второй мировой войны и последовавшей за ней гражданской войны в 1949 году была основана Китайская Народная Республика. В качестве одной из мер по подъёму страны и оздоровлению нации новые китайские власти поручили Госкомспорту разработать на основе тайцзицюань простой комплекс оздоровительной гимнастики, доступный для массового преподавания. В августе 1956 года Госкомспортом КНР была опубликована книжка, называвшаяся «Упрощённое тайцзицюань», в которой описывался комплекс из 24 движений, составленный на основе тайцзицюань семьи Ян. В 1957 году для тех, кто освоил комплекс из 24 движений и хотел совершенствоваться дальше, был опубликован комплекс из 88 движений. В результате, несмотря на то, что до сих пор существуют люди, практикующие тайцзицюань именно как боевое искусство, большинством оно воспринимается в основном как оздоровительная гимнастика.

В тот же период отдельные мастера бежали из континентального Китая на Тайвань. С Тайваня тайцзицюань проникло в США, оттуда распространилось в Европу и Россию. При этом некоторые школы смогли сохранить классические традиции.

Восемь Ворот (Ба Мэнь) — Восемь Базовых Форм Тайцзи, основанны на Ба-гуа:

• Четыре Направления:

• 乾 Цянь — Юг — Небо — Пэн, Отражение

• 坤 Кунь — Север — Земля — Люй, Откатывание

• 坎 Кань — Запад — Вода — Цзи, Нажимание

• 離 Ли — Восток — Огонь — Ань, Толкание

• Четыре Угла:

• 兌 Дуй — Юго-Восток — Металл — Чжоу, Локоть

• 震 Чжэнь — Северо-Восток — Гром — Ле, Раскалывание

• 巽 Сюнь — Юго-Запад — Ветер — Цай, Притягивание

• 艮 Гэнь — Северо-Запад — Гора — Као, Плечо/Опирание

Являясь многогранным искусством, одним из проявлений которого является прикладное (боевое) применение, тайцзицюань совмещает в себе доходящие до своего предела мягкие и жёсткие техники. Вместе с тем получившие широкое распространение стили (особенно стиль Ян), производные от Чэнь, не содержат в публичных вариантах жёстких техник, что привело к закреплению заблуждения о том, что Тай Цзи является мягкой техникой. Существует ряд развитых тренировочных методик в стиле Чэнь, а также в даосских стилях тайцзицюань, не ведущих своего начала от Чэнь, направленных на акцентированное развитие качеств мягкости и жёсткости. Именно к методикам развития жёсткости относятся последовательности Пао Чуй (взрывающихся кулаков) и бьющие руки (продвинутая стадия туй шоу)

 

 

Стили

Сегодня выделяют пять основных стилей тайцзицюань, производных от стиля Чэнь.

• Тайцзицюань семьи Чень (кит.陈式太极拳) — исходное боевое искусство семьи Чэнь.

• Тайцзицюань семьи Ян (кит.杨式太极拳) — происходит от Ян Лучаня. В настоящее время существует уже несколько разновидностей стиля Ян: семейный (Ян-цзя), «новый» (Ян-ши) и «спортивный» (24 формы, 88 форм). Стиль Ян, по версии приверженцов Чэнь, являет собой переработанную версию Чэнь, упрощенную для нужд богатой аристократии. Сравнение классических последовательностей стилей Ян и Чэнь выявляет как их близость, так и некоторую упрощенность Ян последовательностей, компенсируемую, по версии приверженцев стиля Ян, сильно развитой «внутренней работой». Комплекс «Упрощённый тайцзицюань семьи Ян из 24 форм», созданный в 1950-х годах, является популярным комплексом оздоровительных движений.

• Тайцзицюань семьи Юйсяна (кит. 武式太极拳) — происходит от У Юйсяна, который учился как у представителей семьи Чэнь, так и у Ян Лучаня.

• Тайцзицюань семьи Цюань (кит. 吴式太极拳) — происходит от маньчжура Цюанью, учившегося у Ян Лучаня в императорском дворце; после буржуазной революцииего семья взяла себе китайскую фамилию У.

• Тайцзицюань семьи Сунь (кит.孙式太极拳) — происходит от Сунь Лутана, изучавшего разные стили боевых искусств, в том числе и тайцзицюань.

Помимо них существуют и другие, менее известные направления — например «тайцзицюань деревни Чжаобао», «тайцзицюань уезда Хундун провинции Шаньси», семейный стиль Шейнь и т. д.

Также необходимо отметить существование даосский стилей тайцзицюань, отличающихся от Чэнь и его производных как рисунком классических последовательностей стиля, так и глубокой проработкой соответствия между традиционными учениями и воплощением их в конкретные обучающие методики. Эти стили, в частности, Школа Ветер-Гром (Фэн Лэй Пай) претендуют на независимое от Чэнь ши Тай Цзи возникновение и развитие внутри даосских общин.

Чэнь Вантин создал комплексы тайцзицюань на базе 32 форм, содержавшихся в «Каноне о боевом искусстве» Ци Цзигуана, жившего на полвека раньше мастера Чэня и внесшего выдающийся вклад в изучение и распространение боевого искусства в народе. Невозможно с точностью сказать, что Чэнь Вантин взял из других школ, однако можно предположить, исходя из характера движений в семи его комплексах, что им были использованы достижения многих школ боевого искусства, существовавших в то время. Вклад Чэнь Вантина заключается в следующем: 1. Соединил боевое искусство с техникой даоинь (использование «внутреннего усилия») и туна (метод глубокого дыхания). Таким образом, возникла система упражнений, в которой у занимающегося тайцзицюань сознание, дыхание и движение оказались скоординированы. 2. Создал спирале- и дугообразные движения, плавные и изящные, связанные одно с другим в единую цепь. Соединил движения с теорией каналов из арсенала китайской традиционной медицины. Во время выполнения движений ци управляется с помощью мысли. 3. Создал парные упражнения — туйшоу («толкающие руки»). С древних времен существовали виды борьбы, в которых использовались удары ногами, руками, захваты, опрокидывание соперника на землю и т.д. «Толкающие руки» — комбинированный метод, относящийся к традиционному китайскому боевому искусству. Суть его в том, что соперники сцепленными друг с другом руками выполняют обвивающие движения таким образом, чтобы их руки находились в постоянном контакте («прилипшие руки»). Упражнение развивает чувствительность к действиям напарника, его намерениям. Обманув «прилипшую» руку, легким толчком или рывком соперника повергают наземь. Этот метод не только вобрал в себя существовавшие виды борьбы, но и усовершенствовал их. Кроме того, он не требовал специального места, специальной защитной одежды, что позволяло проводить занятия в любое время и в любом месте. В настоящее время метод туйшоу имеет тенденцию к тому, чтобы стать видом спортивного единоборства. 4. Создал комплекс упражнений с копьем, в котором копье постоянно находится рядом с напарником («прилипшее копьё»). При выполнении этого комплекса соперники совершают круговые, обвивающие движения копьями, делают выпады и отводят назад «прилипшие копья» с невероятной быстротой. 5. Развил теоретические положения, содержавшиеся в «Каноне о боевом искусстве» Ци Цзигуана, и создал теории о «жестком, скрывающемся в мягком», и об использовании различных движений в зависимости от меняющейся тактики соперника.

Особенности техники тайцзицюань 1. Движения должны быть округлыми и непрерывными. Руки и корпус должны двигаться согласованно, в движении должно принимать участие все тело, и особенно важно, чтобы в движении участвовали таз и бедра. Все движения выполняются без пауз, даже тогда, когда выполняется движение и затем как бы возникает пауза, на самом деле в этот момент начинается следующее движение. Все движения начинаются мягко и расслабленно, но это не значит, что они слабые — в мягкости всегда должна таиться жесткость, в жесткости рождается мягкость. 2. Поясница является основой; туловище начинает движение, руки его продолжают. Поясничная область как бы соединяет верхнюю и нижнюю части тела. Подвижная поясница обеспечивает подвижность всего тела. В области поясницы располагается центр тяжести. Не может быть сильного и энергичного движения при слабой пояснице. В тайцзицюань движение в поясничной области играет очень большую роль. Движение зарождается в пояснице, затем переходит в плечи, проходит через руки и достигает кистей и пальцев. Аналогичным образом движение распространяется вниз: начинается в пояснице, опускается в колени и наконец достигает стоп. Существует такая поговорка: «Сила тела и девяти суставов исходит из поясницы». Чередование состояния «опустошенности» и «наполненности» происходит благодаря попеременному сокращению боковых мышц в области поясницы. Когда сокращаются мышцы левой стороны, тогда ощущение «наполненности» возникает в левой ноге, а ощущение «опустошенности» — в правой, и наоборот. Всякое движение начинается с движения в пояснице, а затем передается в руки, которые двигаются вперед и назад, сгибаются и выпрямляются, перемещаются по дугообразным траекториям. 3. Симметрия, согласованность, подвижность. Корпус во время всех движений должен быть прямым, мышцы — расслабленными, все движения должны быть легкими, согласованными, положения устойчивыми. Одним из способов достигнуть этого состояния является следующий: «Если хочешь подняться, сначала опустись; если хочешь пойти влево, сначала сделай шаг вправо; двигаясь вперед, опирайся на то, что сзади; если сначала тянешь, то потом толкай. Сгибая, думай как выпрямить». В тайцзицюань каждое движение как бы уравновешивается другим. Это создает огромный внутренний потенциал в теле и устойчивость его положения. Когда положение устойчивое, то движения сами собой выполняются легко и мягко, все тело становится подвижным. 4. Жесткое и мягкое друг друга дополняют; ритм четкий. Если правильно чередовать напряжение и расслабление, жесткость и мягкость, быстрые и замедленные движения, то возникает ощущение внутреннего ритма. У каждого движения свой характер и своя логика, говорят: «убирай руку, как будто натягиваешь лук, выпрямляй руку, как будто пускаешь стрелу». 5. Движения четкие, удары точные. В упрощенном комплексе тайцзицюань все движения выполняются очень четко. Любое движение глаз, рук, корпуса или ног имеет оборонительный или атакующий характер. Поэтому, поняв назначение даже самого сложного движения, его легко выучить. В любом случае движение должно выполняться четко и удар или блок должны быть точными. 6. Дыхание естественное. При выполнении движений тайцзицюань дыхание должно быть глубоким, долгим, тонким, ровным и мягким. Начинающим не следует специально контролировать свое дыхание, оно должно быть естественным. Конечно, дыхание должно быть связано с движениями, но это должно происходить естественным образом. Обычно, когда движение направлено к себе, туловище поднимается, а рука или нога сгибаются, выполняется вдох; когда движение направлено от себя, туловище опускается, рука или нога выпрямляются, выполняется выдох.

Изучение комплекса можно разбить на три этапа:

• Первый этап. Сначала надо освоить базовую технику перемещения, движения рук и ног. Надо овладеть правильным положением тела во время движений и подготовиться физически к выполнению комплекса. Это самый важный этап в изучении тайцзицюань, он закладывает основу. • Второй этап. Далее следует изучить каждое движение комплекса отдельно. Добиться автоматизма и легкости в выполнении каждого движения, соединить все движения и стремиться к легкости в исполнении.

• Третий этап. На этом этапе следует и дальше работать над движениями комплекса, стремиться выполнять их легко, свободно, естественно. Особое внимание следует уделять внутренней наполненности движения, работе мысли и дыханию. Надо пытаться соединить воедино мысль, энергию, силу, «внутреннее» и «внешнее». Необходимо также изучать теорию тайцзицюань и применять ее на практике

Практики первой ступени обучения: - Комплекс тайцзицюань 24 форм стиля Ян. Основная практика тайцзицюань, сочетающая в себе все направления тренинга. Комплекс представляет собой последовательность плавных движений тренирующих тело, успокаивающих разум, пробуждающих дух. Каждое движение или связка комплекса, при определенной «расшифровке», может быть использовано для самозащиты. - Боевое применение. Изучение применений движений из 24 форм стиля Ян позволяет освоить базовый уровень самозащиты тайцзи. Движения отрабатываются в плавной и мягкой манере и только после качественного освоения, занимающийся переходит к отработке приемов в режиме реальной скорости. - Тайцзи-цигун. Практика энергетического развития в тайцзицюань. Позволяет научиться чувствовать, концентрировать и регулировать направление энергии ци. Практики второй ступени обучения: - Комплекс 42 формы тайцзицюань включает в себя 4 стиля (Ян-ши, Чень-ши, У, Сунь). Комплекс представляет собой последовательность плавных и быстрых движений различных стилей тайцзи. Каждое движение комплекса также может быть «расшифровано» и использовано для самозащиты. - Фиксированное туйшоу («толкающие руки»). Комплексы фиксированных толкающих рук позволяют отработать плавность и четкость взаимодействия с партнером. Демонстрируют уникальность стратегии боя в тайцзицюань. Учат занимающегося адекватно реагировать на физическую и психологическую агрессию. - Внутренние энергии в тайцзицюань. Введение в энергетику тайцзицюань. Навыки чувствования и интерпретации энергии партнера, одинаково необходимые как в самозащите, так и в целительстве. Практики третьей ступени обучения: - Свободное туйшоу. Вид учебных поединков в тайцзицюань, позволяющий практикующим освоить характерную для тайцзи стратегию ближнего боя. - Тайцзицюань дуйлянь. Парный боевой комплекс тайцзицюань или по-другому фиксированный текучий спарринг тайцзи. Совмещает практику комплекса 24 форм стиля Ян и фиксированного туйшоу. Самый сложный, и в тоже время, эффективный комплекс по отработке навыков самозащиты. Обладает большим терапевтическим эффектом. - Тайцзи-массаж. Простой и эффективный комплекс массажа позволяющий снять напряжение и разблокировать энергетические каналы. Практики четвертой ступени обучения: - Комплекс тайцзи с мечем Цзянь. Комплекс плавных движений тайцзи с мечем цзянь. Как и комплекс 42 форм сочетает в себе все направления тренинга тайцзицюань, но предъявляет к занимающемуся более высокие требования. Хорошо укрепляет тело, учит занимающегося чувствовать оружие и работу с ним. - Боевые применения тайцзицзянь. Каждое движение комплекса с мечем цзянь имеет боевое применение. Изучая боевые техники с оружием, практикующий совершенствует свои навыки самозащиты. - Цигун пяти элементов. Энергетическая практика направленная на преобразование отрицательных эмоций в жизненную энергию. Практика легко интегрируется в повседневную жизнь. - Самозащита тайцзицюань от нападающего с оружием, от нескольких нападающих. На данном уровне развития практикующий может начать освоение техник самозащиты более высокого уровня, предусматривающих защиту от нападающего с оружием (ножом, дубинкой), от нескольких нападающихж. - Сисуй-цзин-цигун. Энергетическая практика направленная на омоложение организма и продление жизни. Практика легко интегрируется в повседневную жизнь. Практики пятой ступени обучения: - Высшая практика комплекса 24 форм стиля Ян. На данном этапе занимающийся возвращается к практике комплекса с которого начинал занятия, с целью совершить прорыв в своем духовном развитии. За годы занятий комплекс вобрал в себя много различных практик, став квинтэссенцией мудрости тайцзицюань. Комплекс выполняется в ритме дыхания вселенной. - Тайцзи-медитация. Медитативная практика высшего уровня открывающая перед человек вопросы о смысле бытия и о своей миссии. По освоении практик пятой ступени обучения личностный рост не заканчивается, а осуществляется практикующим индивидуально, так как пределов совершенства не существует и описать все возможные ступени развития не представляется возможным. В своем индивидуальном обучении занимающегося всегда будет сопровождать Учитель

Когда семь комплексов, созданных Чэнь Вантином, были переданы пять поколений спустя Чэнь Чансину (1771-1853) и Чэнь Юбэну, мало кто в деревне Чэньцзягоу владел «108 формами» (один из семи комплексов). Мастера в семье Чэнь были специалистами лишь в первых двух комплексах, а также в парных упражнениях «толкающие руки» и упражнениях с копьем. Начиная с этого времени, первый комплекс стал развиваться в двух направлениях: первое, близкое к оригиналу, получило название «лаоцзя» («старый стиль»), а второе, приспособленное путем замены некоторых особо трудных движений более простыми к оздоровительным целям, стало именоваться «синьцзя» («новый стиль»). Племянник Чэнь Юбэна Чэнь Цинпин создал еще одно направление, отличавшееся компактностью, медленным темпом движений и наличием дополнительных циклов, к которым ученик мог приступать после овладения основным комплексом. Это направление стало известно как «стиль чжаобао», по названию города Чжаобао, находящегося недалеко от деревни Чэньцзягоу.

Уровень

 динамическая подготовка (специальные движения и упражнения);

Стиль Чжао бао

программа рассчитана на начальный и подготовительный уровень занимающихся.


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 206; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!