Дополнительные принципы, проявляющиеся в играх с песком 3 страница
Как добиться этого? Конечно, с помощью психотерапевтической сказки, которая расскажет ребятам о Стране Чувств. Сказку мы сразу же разыграем в песочнице.
Идея состоит в представлении нашего внутреннего мира в образе сказочной страны, которой правит добрый и мудрый Король. Он имеет множество слуг — это наши чувства, желания, мысли, намерения. Самое главное для нас — разделить Короля и его слуг (а на психологическом языке — «усилить Я»). Для этого мы последовательно знакомимся со слугами Короля, узнаем их поближе, понимаем, что самое главное качество королевского слуги — чувство МЕРЫ. Образ Меры — образ баланса во внутреннем мире.
Мы говорим с ребятами о том, что у каждого из нас внутри есть такая сказочная страна, есть Король и слуги. Но насколько силен Король? Бывает, что слуги захватывают власть в стране, а Король оказывается в темнице или изгнании. Как, например, было, когда власть в стране захватили слуги по имени Обида, Злость и Страх. А случилось это так...
27
«Конечно, приятнее видеть слуг по имени Радость, Удовольствие, Интерес, а Злость, Обиду, Страх встречать нечасто. Но мы ведь с вами знаем, что они тоже верные слуги Короля. Однако не все подданные Короля так считали. Некоторые стали говорить: «Зачем нам эти противные Злость, Страх, Обида? Когда они приходят, мы ссоримся, деремся, нам очень неприятно. Давайте подговорим Короля, чтобы он выгнал этих слуг из страны!»
|
|
Но Король был мудр и останавливал своих подданных. Но, если о нас за глаза говорят плохо, перешептываются и перемигиваются за нашей спиной, мы это почувствуем? Конечно! Нам будет приятно или неприятно? Конечно, неприятно! А когда нам неприятно, мы какие дела будем делать быстрее: хорошие и плохие? Многие люди, когда о них плохо говорят, обижаются и совершают не очень хорошие поступки. Так случилось и в нашей чудесной стране чувств... (Далее рассказ ведущего разыгрывается в песочнице. Ведущий предлагает ребятам создать Страну Чувств, потом продолжает свой рассказ.)
Так вот, темной ночью, на краю леса собрались слуги по имени Обида, Злость и Страх. Обида, обиженно поджав губы, рассказывала о том, что их хотят выгнать из страны. «Им, видите ли, без нас лучше живется! Мы им, видите ли, совсем не нужны!» — фыркала Обида, а слуга по имени Злость сжимал кулаки. «Мы им покажем, что мы можем! Вот посадим Короля в темницу, да будем править страной, вот они у нас попляшут!»
И вот заговорщики пробрались во дворец, схватили спящего Короля и бросили его в темницу (фигурка Короля может быть в этом эпизоде зарыта в песок).
Когда на следующее утро придворные, по своему обыкновению, собрались в тронном зале, они
|
|
28
замерли в ужасе и изумлении. На королевском троне сидел слуга по имени Злость (или Страх — в зависимости от того, какую проблему вам важно проработать: агрессивность или тревожность). Он пытался одеть на свою голову корону, но она была волшебной и сползала. Тогда слуга по имени Злость со злостью кинул ее под трон (при этом корона Короля также закапывается в песок). Как вы думаете, каков был первый указ нового правителя? Да, было решено объявить войну соседнему государству. Кроме того, отныне каждому жителю королевства надлежало доносить на своих соседей, решать все споры с помощью кулаков, пугать друг друга всевозможными неприятностями. Представляете, какая жизнь настала в стране, тем более что слуги по имени Радость, Удовольствие и Интерес были из нее изгнаны?
Конечно, страна разрушалась и превратилась... (ребята в песочнице разрушают постройки, деревья и прочее). Видите, что может произойти со страной, если у власти оказались не законный Король, а Обида, Злость и Страх, забывшие о Мере?.. Приятно ли на это смотреть?..
Наверное, то же самое происходит и у человека внутри, если он постоянно со всеми ссорится, дерется, обижается...
|
|
Давайте попробуем честно ответить на вопрос: бывает ли в нашей жизни так, что власть во внутреннем королевстве захватывает слуга по имени Обида, или Злость, или Страх? Что вы чувствуете и что, как вы думаете, чувствуют окружающие вас люди? В каких ситуациях это происходит?
Итак, к власти пришел самозванец, и в стране начались разруха и бедствия. Ничего другого невозможно ожидать, если у власти находятся Злость или Страх.
А наши изгнанники, слуги Короля — Радость, Удовольствие, Интерес, что же стало с ними? Конечно, их сердце не могло вынести такого страшного зрелища.
29
Они вспомнили, что далеко-далеко, за горами, за долами, живет волшебница по имени... Как вы думаете, каково ее имя?.. Конечно же, волшебницу зовут Любовь!
Ах, и нелегок же путь к волшебнице! Сколько испытаний пришлось выдержать верным слугам Короля! И сразиться с ужасными людоедами и гигантскими муравьями, пройти через Черный лес... Но они дошли до царства Любви. Умывшись из колодца, почувствовали невероятный прилив сил и ликования. Сомнений не было — они ощутили Любовь.
Волшебница дала путешественникам сосуд с Любовью, чтобы они отнесли его своему повелителю. Ведь в этом было спасение их страны.
Путь назад был уже не таким тяжелым. Тем более что верных слуг Короля окрыляла Любовь.
|
|
Вот мы и узнали, что самое главное во внутренней сказочной стране — Любовь. Давайте приложим руку к сердцу: ведь именно там, согласно древним легендам, живет Любовь. Она позволяет заботиться о себе и близких людях, помогает создавать хорошее настроение, дает силы на свершение добрых дел, учит прощать тех, кто нас обидел... Чувствуете тепло от своих сердец? Это значит, что Любви в ваших сердцах много-много. Давайте, выйдя из сказочной страны, подарим Любовь тем, кто сейчас заботится о нас, а потом и нашим близким людям. А как это сделать — подскажет сердце...
Но наша история не закончилась. Слушайте, что было дальше.
Конечно, путь домой легче, чем из дома. Тем более, если несешь сосуд с Любовью! Итак, слуги по имени Радость, Удовольствие и Интерес добрались до своей страны, нашли темницу и освободили Короля. Только повелитель пригу-
30
бил из сосуда с Любовью, как к нему вернулись силы, уверенность, мужество и мудрость. Царственной поступью он отправился в тронный зал.
Как только самозванцы — слуги по имени Обида, Злость и Страх — увидели Короля, они затрепетали и бросились на колени. А придворные зашипели: «Вот, Ваше Величество, мы же говорили Вам, надо было избавиться от этих слуг, и ничего бы не было!»
Но Король остановил их: «Дело не в моих слугах, дело в дурных мыслях и разговорах! Я даю им три дня сроку, пусть они сами решат: покинуть ли нашу страну или найти в ней себе достойное применение».
Так сказал великодушный Король. Как вы думаете, правильно ли он поступил?
Через три дня слуги по имени Злость, Обида и Страх пришли к Королю и сказали: «Ваше Величество! Простите нас и Вы, и вы, жители королевства! Мы вспомнили о своем качестве Меры и поняли наше назначение в стране. Позволь нам построить свои дома НА ГРАНИЦЕ государства» .
«Почему же на границе? — удивился Король». Вот, что сказали слуги: «Слуга Ваш, по имени Страх, самый чуткий, самый осторожный, он далеко чувствует опасность и сможет Ваше Величество предупредить вовремя. Вы будете иметь время на то, чтобы достойно встретить опасность или предотвратить ее. Слуга по имени Злость придаст Вам силы для борьбы с врагом, сможет быстро наказать обидчика. Но не «переусердствовать», ибо он помнит о Мере. Слуга по имени Обида чуток к дурным мыслям и разговорам, он будет охранять Ваше достоинство и предотвращать недостойные разговоры и действия». (В песочнице страна перестраивается, дома Злости, Страха и Обиды переносятся на окраины.)
31
Вот как закончилась эта история. Сосуд с Любовью установили на самом красивом месте (в песочнице ребята совещаются, выбирая место для сосуда с Любовью). К этому месту мог легко подойти каждый, как только чувствовал себя раздраженным или тревожным. Ведь Любовь приносила покой в души жителей. Так, слуги по имени Злость, Страх, Обида охраняли страну, а Любовь согревала ее. Все жили долго и счастливо».
Эта сказочная игра, особенно разыгранная в песочнице или с помощью кукол, поможет ребятам осознать причины своего деструктивного поведения и понять свои сильные и слабые стороны. Теперь мы всегда сможем спросить нашего воспитанника: кто правит в твоей стране, Король или самозванец? Если самозванец, что может сделать Король, чтобы восстановить порядок вещей?
Конечно, «скоро сказка сказывается, но нескоро дело делается»... Для того чтобы внутренний Король вырос, требуется огромное терпение и время. Но путь теперь освещен.
Итак, дорогие читатели, теперь вам известны два способа превращения игротерапии в сказочную игротерапию. Вероятно, их намного больше. И осознание этого раскрывает перед нами большие возможности.
игровой практикум
В этом параграфе мы приводим три игры. Первая, «Дебаты», не является, собственно, сказочной. Мы включили ее для мягкого входа в сказочную игротерапию. Ведь при всей мягкости сказкотерапевтического воздействия нельзя не развивать способности к аргументации своего мнения...
Вторая игра «Шесть шляп» и третья «Волшебный круг» являются примерами сказочной игротерапии.
1. Искусство дебатов
В этой игре две команды, отстаивая свой тезис, используют разнообразные аргументы, контраргументы, эмоционально конструктивные средства выражения. Сначала играют две команды наставников (имеются в виду педагоги, воспитатели и другие взрослые), а ребята являются зрителями, а иногда и судьями. Следующий этап игры — ребята играют с помощью тренера-наставника или в условиях смешанной команды (наставники плюс ребята); последний шаг — самостоятельная игра.
Условия игры «Дебаты» таковы.
Участники игры (на первом этапе это педагоги и воспитатели) делятся на две творческие группы. Одна группа подбирает материал для утверждения какого-либо постулата, а другая собирает материал для отрицания оного. Таким образом, первая группа становится командой Утверждения, а вторая — командой Отрицания (жеребьевку проводит ведущий).
33
Для первой игры рекомендуем сделать предметом дебатов заявление Фреда Роджера: «Для того чтобы вырасти здоровым, ребенку необязательно уметь читать, ему необходимо уметь играть!» Команда Утверждения соглашается с мэтром. Команда Отрицания выдвигает антитезис: «Для того чтобы вырасти здоровым, ребенку необходимо уметь читать и необязательно уметь играть».
Задача обеих команд состоит в том, чтобы собрать «пакет доказательств, подтверждающий истинность выдвигаемого постулата, подготовиться к оспариванию предполагаемых доказательств противников и привести исторические, литературные и другие примеры, иллюстрирующие отстаиваемую позицию.
В процессе обсуждения тезиса и подбора доказательств члены команды выявляют и назначают троих активных игроков, которые будут представлять команду в процессе дебатов.
Первый спикер — игрок, начинающий игру. «Мозг команды», ведь именно в его руках находится пакет собранных вами доказательств. Он и предъявляет этот пакет для дальнейшего обсуждения и оспаривания. Его речь неспешна, убедительна. Каждое слово и фраза выверены, здесь нет пустых или «пространных» рассуждений — здесь суть, «соль» проблемы.
Второй спикер — активный слушатель, гибко и тактично ведущий линию оспаривания высказанных доказательств противоборствующей команды, мягко и ненавязчиво подводящий к мысли о шаткости и ненадежности выдвинутых противниками доказательств, готовящий зрителей и жюри (если таковое имеется) к выступлению спикеров своей команды. В его речи часто встречаются такие обороты, как «...с большим удовольствием я выслушал(а) Ваше выступление, и хотелось бы уточнить вот что...», «...очень ценное замечание прозвучало в Ваших словах, но...», «...как мы все слышали, Вы утверждаете, что..., а как быть с тем, что...» и т. д.
34
Третий спикер — очень эмоциональный игрок, хорошо владеющий не только речью, но и телом — актер, импровизатор. Его задача — «влюбить в себя» и жюри, и публику, обращаясь к жизненному опыту каждого зрителя и участника игры, приводя в пример исторические факты, судьбы литературных и сказочных героев, декламируя высокую поэзию, рассказывая байки и анекдоты.
Порядок выступления спикеров:
Открывает дебаты первый спикер команды Утверждения (не более 5 минут). Затем слово предоставляется второму спикеру команды Отрицания (не более 4 минут). Эстафету подхватывает первый спикер команды Отрицания (не более 5 минут). Его оспаривает второй спикер команды Утверждения (не более 4 минут). Потом в бой вступает третий спикер команды Отрицания (не более 4 минут). Завершает дебаты третий спикер команды Утверждения (не более 4 минут).
После того как ведущий рассказал играющим основные условия, командам дается 30 минут на сбор материала. При этом разрешается пользоваться литературой.
Звучит гонг. Команды собираются в зале. В центре зала уже оборудовано место для спикеров обеих команд (это могут быть столы, на которых расставлены таблички «КОМАНДА УТВЕРЖДЕНИЯ», «КОМАНДА ОТРИЦАНИЯ» и обозначены места для 1, 2, 3 спикеров).
Снова звучит гонг, и ведущий призывает спикеров занять свои места. Остальные участники игры становятся зрителями и болельщиками (в дальнейшем можно назначать и независимое жюри, которое будет оценивать работу спикеров и присуждать победу той или иной команде). Ведущий становится «тайммейкером». Он будет следить за временем, отпущенным на каждое выступление спикеров.
35
Традиционно игра начинается с представления спикеров. Делают это первые спикеры. Например: «Я, Первый спикер команды Утверждения — Иванова Екатерина, представляю свою команду. Второй спикер — Петрова Светлана, Третий спикер — Сидорова Ольга».
В качестве иллюстрации приводим стенограмму игры в Шек-снинской спецшколе. Отметим: играли взрослые, ребята были болельщиками и зрителями.
Ведущий: Слово предоставляется первому спикеру команды Утверждения.
1 спикер: Мы утверждаем, что для того чтобы вырасти здоровым, ребенку надобно уметь играть. Что же такое игра в нашей жизни?
Прежде всего, это движение. Рука новорожденного потянулась за игрушкой, и это движение; глаза следят за игрой — манипуляцией взрослого с погремушкой — и это движение. Полза-нье — ничто иное, как первые игры в разведчика и путешественника. И это есть движение, а движение — путь к здоровью.
Еще игра — это способ познания себя. Своих сил, возможностей и желаний.
В игре ребенок понимает, что многое может, многое умеет, ведь он берет на себя тот груз, к которому внутренне и физически готов. А значит в игре ребенок, как правило, успешен. «А если что-то не так, не так Я ловок, не так силен, как хотелось бы, то и это не беда, ведь завтра можно игру повторить», — думает ребенок. Игра всегда дает право на ошибку, а значит, сохраняет психическое здоровье, при этом направляя ребенка, показывает ему различные пути к достижению цели. Игра развивает у ребенка положительное представление о себе. А это — дорога к счастью, успешной адаптации в социуме и здоровью. Наше здоровье,
36
дорогие друзья, зависит и от успешного взаимодействия с окружающим нас миром. А где, как не в детской игре, впервые открываются таинства песка (игры в песочнице); воды (беганье по лужам и пускание корабликов); земли и ее таинственных обитателей (помните, дорогие друзья, свой восторг от встречи с дождевыми червями, муравьями и прочими жителями нашей планеты); воздуха (о, эти яркие воздушные шары, самолетики, воздушные змеи...); огня (романтичные ночные костры, бенгальские огни и прочее). Здесь и радость открытий, и, конечно же, первые знания о технике безопасности, так необходимой для сохранения здоровья и жизни.
Как прожить без стрессов, на которые нас порой обрекает взаимодействие с себе подобными? Умению жить в коллективе, подчинять себе и подчиняться самому, быть социально гибким — всему этому ребенок может научиться в коллективных играх. Как непросто в наше время быть человеком команды — найти в ней свое достойное место. Что получается у меня лучше всего, кто я таков? Лидер-организатор, или генератор идей, или талантливый исполнитель?
Какое тестирование ответит на эти вопросы более полно и точно, чем игра?
Наше здоровье и наше счастье зависят и от того, какой жизненный путь мы себе выберем. Кем будем, будет ли наша профессия приносить нам радость и удовлетворение? Как здесь не ошибиться? А очень просто, надо лишь наиграться в конструкторов, градостроителей, учителей, врачей, космонавтов, разбойников и полицейских. И тогда пусть отдыхают психологи, занимающиеся профориентацией, зачем нам их выводы и советы. Мы принимаем решение сами, уже испытав себя в наших играх и найдя дело себе по душе, в котором мы и будем наиболее успешны.
37
Еще наше здоровье и счастье зависят от выбора партнера, с которым нам идти по жизненному пути, растя своих наследников. Как нам не ошибиться и в этом?
В играх дети и формируют идеал своего спутника, помощника и единомышленника, с которым хотелось бы играть, дружить и жить. А уже имея конкретные представления о желаемом партнере, можно приступать и к выбору, который наверняка будет удачным.
Таким образом, мы утверждаем, что для того чтобы вырасти здоровыми, детям надо уметь играть.
Ведущий: Спасибо большое первому спикеру команды Утверждения, слово предоставляется второму спикеру команды Отрицания.
2 спикер команды Отрицания: С большим удовольствием мы выслушали это блистательное выступление. Разрешите оспорить лишь некоторые Ваши положения.
Итак, если я правильно поняла, то вы утверждаете, что основной путь к здоровью — это движение. Любое ли движение является таковым? Отнюдь!
Ведь важно знать, куда двигаться, в каком направлении, какие опасности могут подстерегать нас на этом пути, что там, за поворотом? Как может игра дать ответ на этот вопрос? Да никак! Выбрать направление движения вам поможет карта или схема, которую, извините меня пожалуйста, надо внимательно рассмотреть и прочитать. Но и этого мало. Чтобы выбрать свою дорогу, надобно знать и о многих других, а все их не прошагаешь и не проиграешь. Но об этих дорогах можно прочитать в приключенческой литературе, волшебных сказках, энциклопедиях и справочниках. Итак, движение — это путь к здоровью, но выбор этого движения надо предоставить все-таки чтению.
38
Далее в своей речи Вы, многоуважаемый спикер, говорили о том, что игра дает возможность ребенку познать себя, свои силы и возможности. Я и с этим согласна, но... Вспомните свою первую, самую дорогую победу! Когда же это было, когда вы удачно спрятались от приятеля или запятнали его; или когда сами, без посторонней помощи, прочитали слово, затем предложение, страничку, книгу? Ответьте мне, уважаемые коллеги! Вот это открытие, вот это перспектива личностного роста!
Но Вы продолжали утверждать и то, что игра позволяет Вам открывать таинства Вселенной, ковыряясь в песке, барахтаясь в луже, разрывая несчастных червяков и поджигая леса — достояние человечества. Ну, что ж, как говорится, каждому свое! Я же приглашаю вас всех проникнуть в удивительные миры прошлого и будущего, лишь открыв книгу. Книгу, которая поведет вас по доселе нехоженым тропам, заставит покорять океан, отправит за поиском истины и мечты. Книга станет вашим учителем, другом, тактичным и мудрым попутчиком. И, немаловажная деталь, совсем недокучливым. Когда вас что-либо утомит, вы просто свою книгу закроете.
Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 125; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!