Дополнительные принципы, проявляющиеся в играх с песком 2 страница



14

ния контакта с ребенком. В отличие от Клейн А. Фрейд подчер­кивала, что прежде чем приступить к толкованию бессознатель­ных мотиваций, скрывающимися за рисунками и игрой ребен­ка, чрезвычайно важно наладить эмоциональный контакт меж­ду ребенком и терапевтом. Клейн и А. Фрейд утверждали, что игровая терапия позволяет безболезненно «вскрыть» прошлое и усилить ЭГО ребенка, ведь игра — это то средство, которое делает самовыражение ребенка свободным.

2. Игровая терапия отреагирования

Дэвид Леви (1938) предложил использовать игру в работе с детьми, пережившими какое-либо травмирующее событие. Леви обосновывал использование игры в процессе терапии тем, что именно игровая деятельность дает ребенку возможность отреа­гирования. В рамках этого подхода игротерапевт воссоздает такую обстановку, чтобы специально отобранные игрушки по­могли ребенку восстановить тот опыт, который вызвал у него реакцию тревоги. Ребенку предоставляется возможность спон­танной игры в игровой комнате с предложенным игровым ма­териалом. Затем терапевт в определенный момент вводит в игру ребенка стрессогенную ситуацию. Воссоздание травмирующего события позволяет ребенку освободиться от боли и напряже­ния, вызванных этим событием.

Иногда ребенку разрешается свободный выбор игры. В процессе «отыгрывания» или разыгрыва­ния прежнего опыта ребенок управляет игрой и тем самым переходит из пассивной роли пострадавше­го в активную роль деятеля.

Яркой иллюстрацией игровой терапии отреаги­рования может служить замечательный фильм-на­блюдение Ролана Быкова «Кукла». Главная герои -

15

ня фильма — девочка 6-7 лет. Вся ее жизнь протекает во вза­имодействии с неким взрослым (женского пола) и куклой. Увлеченно играет девчушка с куклой: нежит, баюкает, кормит, одевает, поет ей песенки и пр. Но вот слышны тяжелые шаги, хлопанье двери, стук об пол тяжелых предметов, охи, недоволь­ное бормотание, крики, шлепки, детский плач.

Сменяется кадр, и девчушка вновь играет с куклой. Но те­перь она уже кричит на куклу, бьет, откидывает от себя. Затем поднимает ее с пола, прижимает к груди, успокаивает, что-то нашептывая.

Но вот снова шаги, открывается дверь. Взрослого человека не видно в кадре, лишь нечто гнетуще-зловещее заполняет ком­нату. И опять — бормотание, шлепки, крик, плач. Дверь захло­пывается. Ребенок некоторое время находится в оцепенении, затем хватает куклу и бежит в сад, где под могучим деревом кидается на землю и начинает бить, в остервенении рвать кук­лу, кричать и плакать... Обессилев, девочка засыпает. А когда просыпается, то своими нежными, тонкими пальчиками собира­ет истерзанную куклу, прижимает ее к груди и спокойно воз­вращается в дом...

Так игры с куклой помогают этой маленькой девчушке вы­нести вовне свои тревоги, страхи, разочарования. И кто знает, не будь куклы, смог бы ребенок переносить те стрессогенные си­туации, постоянно выпадающие на ее долю.

3. Игровая терапия построения отношений

Философской основой этого подхода стала рабо­та Отто Ранка, который перенес акцент с исследова­ния истории жизни ребенка и его бессознательного на развитие отношений в системе «терапевт-кли-

16

ент», акцентируя внимание на то, что происходит непосредственно «здесь и теперь».

Конечно же, в терапии отношений основное внимание уделя­ется лечебной силе эмоциональных отношений между тера­певтом и клиентом. Фредерик Аллен писал: «Я не боюсь дать пациенту почувствовать, что он интересен мне как личность. Я не буду прилагать никаких усилий для того, чтобы объяснить или интерпретировать прошлый опыт. В фокусе внимания на­ходятся прежде всего сиюминутные чувства и реакции...».

Нам очень важен подход Фредерика Аллена (1934) и Джесси Тафты (1933), которые особенно подчеркивали необходимость от­ношения к ребенку как к личности, обладающей внутренней си­лой и способной конструктивно изменить собственное поведение.

Гипотеза состояла в том, что дети постепенно приходят к по­ниманию того, что они являются отдельными личностями со своими желаниями и что они могут существовать в системе отношений с другими людьми, обладающими своими специфи­ческими качествами.

4. Недирективная игровая терапия

Недирективная терапия, или терапия, «центрированная на клиенте», наиболее полно получила свое отражение и обоснова­ние в трудах Карла Роджерса (1942). Он расширил первона­чальные концепции и разработал систему недирек­тивной терапии. Успешно применяла принципы не­директивной терапии Виржиния Экслайн (1937) в игровой коррекционной работе с детьми. Недирек­тивная терапия не тратит усилий на то, чтобы уп­равлять ребенком или как-то изменить его, основы­ваясь на идее, что поведение ребенка всегда направ­ляется стремлением к наиболее полной само-

17

реализации. Цели недирективной терапии состоят в самопоз­нании и самореализации ребенка.

Обобщая свою концепцию игровой терапии, Экслайн (1950) отмечает: «Игровой опыт терапевтичен, поскольку в игре со­здаются безопасные отношения между ребенком и взрослым так, что ребенок свободен утверждать себя так, как умеет, и быть в точности таким, каков он в данный момент, собственным спо­собом и в собственном темпе...».

5. Игровая терапия в условиях школы

Школа видит свою основную цель помощи детям в их интел­лектуальном, эмоциональном, физическом и социальном разви­тии, предоставив им соответствующие возможности обучения. Таким образом, главная задача использования игровой терапии с детьми состоит в том, чтобы помочь детям подготовиться к усвое­нию предлагаемых знаний наилучшим образом. Детей нельзя заставить научиться чему-либо. Русская пословица гласит:

«И один человек может привести лошадь к реке, но даже сотни людей не заставят ее пить воду, если она того не желает». С од­ной стороны, игровая терапия способна возбудить интерес к уче­нию, к творческому, продуктивному взаимодействию в учителя и ученика в процессе общения. С другой стороны, игровая терапия призвана оказать содействие в формировании личности в целом. Игровая деятельность дает возможность ребенку по­чувствовать себя хозяином положения, властелином своих эмоций и чувств, первооткрывателем и успеш­ным человеком, тем самым формируя положитель­ные представления ребенка о себе.

Безусловно, направленность игротерапии и спо­соб ее организации зависят от той терапевтичес­кой школы, к которой принадлежит игротерапевт.

18

Рассмотрим подход к «игротерапии» в русской деревне 16-19 веков. Ребенок до семи лет в русской деревне не воспиты­вался в современном понимании этого слова. Крестьяне были убеждены, что ребенок еще находится в стадии младенчества, а посему существо еще глупое, неразумное. Взрослым не прихо­дило в голову учить семилетнего ребенка азам крестьянского труда — уходу за животными, земледелию, охоте, шитью, пряже или выпечке хлебов. Однако, это не означало, что родителями совсем не прилагалось никаких усилий чтобы вырастить свое­го малыша достойным, трудолюбивым крестьянином или ре­месленником, или расторопной и всеми уважаемой хозяйкой домашнего очага.

Крестьяне ненавязчиво приучали ребенка к мысли о том, что ему в жизни придется много трудиться, и что труд может при­носить радость и удовольствие.

Этот основной ценностный постулат крестьянской жизни закладывался в душу ребенка через своеобразную игру «в труд». Игру, которая сопровождала жизнь крестьянской семьи бук­вально на каждом шагу.

Малыш двух—четырех лет видит вернувшегося с работы отца, слушает его рассказы, и у него, естественно, возникает желание стать таким же ловким и смелым, удачливым охотником, как и отец. И поэтому сын с отцом вместе отправлялись на огород, чтобы где-нибудь в зарослях травы поставить простейший си­лок, в который, по уверению отца, обязательно попа­дется перепелка, необходимо только немного подож­дать. Малыш отправляется домой или играть с дет­ворой, а взрослые подкладывают в ловушку пойманную накануне отцом птицу. Через некото­рое время напоминают малышу, что необходимо вре­мя от времени следить за силком. Ребенок бежит в огород и... радостно приносит в дом свою первую добычу. Ликует малыш и ликуют взрослые, хвалят

19

его за ловкость, терпение, удачливость. Мать целует его, называ­ет своим «промышленником, кормильцем, удачливым охотни­ком».

Иногда ребенок обрывками сети в глубокой луже пытался поймать рыбу, и надежды его всегда оправдывались. В его са­док всегда попадала рыба из садка отца. Заметьте, что ни один взрослый не осмеивал действия малыша, не уверял его в бес­смысленности данного предприятия, а всячески помогал осуще­ствлению ребячьих замыслов. Если мать замечала, что дочка заигралась с куклами, то всегда напоминала ей о том, что куклу надобно накормить, сварив ей обед, а то она останется голодной. Никогда не забывала мать похвалить свою ненаглядную дочур­ку за приготовленный для кукол обед или сшитую рубашку.

Не правда ли, как успешно формируется и развивается СА­МОСТЬ в этих неприхотливых крестьянских семейных играх в «труд». И не за горами то время, когда неразумное дитя перей­дет из младенческого возраста в отрочество, которое начиналось по мнению русских людей с 7-8 летнего возраста и продолжа­лось до 15-летия. А уж в это время: «Сумел дитя родить, сумей и научить!» — гласит народная мудрость.

А пока все время дитяти отдано играм. В подвижные, игры-забавы, игры-страшилки и потешки играли с малышней на де­ревенских улицах и дворах пестуньи. Пестуньями называли девочек постарше, которые с удовольствием в свое свободное время возились с малышней. Разные это были игры: веселые и забавные, несущие в себе некие традиции и обряды, элементы драматизации преданий и на­родных сказок. Но самое главное, что заботясь о том, чтобы жизнь ребенка была благополучной, чтобы он находился в согласии с самим собой, ближними и дальними людьми, крестьяне стремились привить своим детям желание проявлять доброту к людям. «Добро творить — себя веселить». Особенно стара-

20

лись удержать ребенка от мстительности, ибо держать долго зло на другого человека — тяжкий грех. Оказывается очень важно либо простить обиду, либо ответить на нее, не откладывая на долгий срок, словом или кулаком. Видимо поэтому в культуру народных праздников входят и частушки, порой такие едкие, и кулачные бои, а зачастую и деревенские драки, после которых обязательно была мировая!

Не правда ли, в неприхотливом быте русских крестьян, в иг­рах детей заметны элементы известных нам направлений иг­ротерапии? Это и терапия отреагирования, и терапия отноше­ний, и недирективная терапия, центрированная на ребенке.

Особенностью русской игротерапии (позвольте так называть это явление народной жизни) всегда была, есть и будет тесная связь с реальностью, бытом, устоями, истинными ценностями, культивируемыми русским народом.

Таким образом, дорогие соотечественники, наша форма игро­терапии уходит корнями в глубь веков, имеет традицию. И, быть может, пройдет немного времени, и русские игротерапевты бу­дут помогать семьям воспитывать гармоничных детей, следуя русской традиции.

СКАЗОЧНАЯ ИГРОТЕРАПИЯ

Что же отличает русскую традицию игротерапии? Прежде всего, тесная взаимосвязь с жизнью и обще­человеческими ценностями. Инструкции к играм часто бра­лись из народных сказок и преданий.

Сказочная игротерапия является преемницей этой традиции. Самое главное — построить связный сюжет игры, где одна игра плавно перетекает в другую, отражая жизненно важный опыт.

Основной признак сказочной игротерапии — инструкция к игре в форме сказки или притчи, в зависимости от возраста клиента. Мы заметили, что инструкция в сказочной форме со­здает условия для более глубокого проживания ребенком, под­ростком и взрослым всего хода игры. Кроме того, в контексте сказкотерапии, игры становятся важным инструментом для «подачи» выделяемых нами видов сказок.

Мы выделяем два способа превращения обычной игротера­пии в сказочную.

Способ первый. Сегодня, к счастью, издано множество книг, описывающих разнообразные игры. Их можно взять за основу. Превращаясь в сказочного игротерапевта, нужно просто «пере­писать» инструкцию к игре в форме сказки или притчи. Возьмем к примеру, всем известную игру «в колечко». Помни­те, «колечко, колечко, выйди на крылечко»? Попробуем превра­тить ее в сказочную игру. Основной образ игры — колечко. Тот, кому оно досталось, может смело выходить «на крылечко». Причем, задача других играющих — этого не допускать.

Не исключено, что эта игра относится к разряду предбрач-ных. Давным-давно, вероятно, в нее играли несколько девушек

22

и юноша. Юноша выбирал себе невесту. Признак выбора — тайная передача избраннице кольца. Потом юноша мог выйти за порог и подать своей суженой знак словами: «Колечко, ко­лечко, выйди на крылечко!» Девушка должна была быстро от­реагировать, не дать своим конкуренткам опомниться и удер­жать ее. На крылечке, вместе с юношей, она уже в безопасности, и готова принять новую социальную роль жены. Это лишь вер­сия, но она может лечь в основу сказочной инструкции к игре. «В некотором царстве, в некотором государстве, жил-был царь. И было у него двенадцать дочерей. Все, как на подбор, красоты неписаной. Но характер красавицы име­ли лютый. На людях улыбаются, скромными кажутся, а как между собой останутся, все ссорятся да ругаются. Все друг дружке завидуют. Все им кажется, что батюшка кому-то из них лучшие подарки делает! Вот беда царю: дочек замуж выдавать, да женихов нет. Никто ведь не хочет в жены взять сварливую, да злобную. А характера-то не скроешь под улыбками да речами сладкими!

Но, к счастью, не все дочери были характера злонравно­го. Одна, самая младшая, в ссоры не вступала, козней не строила. Была она кроткой и нежной. Да только сестры ее не жаловали. Как приедут к ним женихи заморские, все норовят сестры заслонить младшенькую. Чтоб не по­чуял никто сердца доброго.

Да только жемчужину-то не утаишь! Шла молва о кра­соте и нраве кротком младшей дочери царя. И вот однажды заехал в царство принц знатный, богатый, заморский. Несмотря на то, что вырос он в роскоши и почитании, имел он золотое сердце, был умным и лов­ким. Слыхал принц о дочерях царя, и захотелось ему посмотреть на них, познакомиться.

Царь принял его с радушием. Еще бы, родовитый богатый жених объявился! Царевны принца обсту-

23

пили. Расспрашивают его о делах заморских, да глазки строят. Видит принц, что сестры между собой не дружны. То одна пихнет сестру, то другая ущипнет, — все к принцу поближе встать пытаются.

Но сердце-то у принца было чуткое. Почувствовал он, что судьба его где-то рядом, но глаза ее пока не видят. Что же делать?

Но принц недаром заморским был. Имел он колечко особенное, волшебное. Колечко то по наследству у них пе­редавалось, от отца к сыну. Еще во времена стародавние добрый волшебник прадеду за особую доблесть его подарил, да сказал: "Не даю тебе ни злата, ни серебра; самый доро­гой подарок делаю — это кольцо поможет тебе выбрать самую лучшую жену. И сыновьям своим сей перстень передай". Так с той поры и повелось у них в роду: все принцы себе лучших жен выбирали. И дети поэтому в люб­ви рождались. От того и сердца у них были добрые.

Отошел принц в сторонку, зажал колечко в кулаке и шепнул ему: "Лети к суженой моей. А как выйду я на крыльцо, позову тебя. Пусть суженая моя и передаст тебя мне". А колечко-то волшебное. Оно невидимым стало, да по воздуху, незаметное для сестер, перенеслось к младшень­кой, да прямо на ее пальце оказалось. Удивилась девушка, но виду не подала.

Принц же, тем временем, с царем распрощался, за при­ем поблагодарил, царевнам поклонился и в путь заторопился. А как вышел из дворца, так по­звал: "Колечко, колечко, выйди на крылечко!"

Услыхало его колечко. А оно же на пальце у младшенькой было! Так царевна и побежала к своему суженому. Пытались сестры удержать ее, дане смогли.

24

Увез принц свою ненаглядную, сыграли они свадьбу. Жили долго и счастливо. А колечко-то потом к сыну их перешло ».

С тех пор многие играют «в колечко», давайте поиграем и мы.

Согласитесь, дорогие читатели, давно знакомая игра приобре­ла совсем иной смысл благодаря сказочной инструкции. Те­перь игра станет осознанным приобщением к жизненным цен­ностям, к сокровищам коллективного бессознательного. Таким образом, можно адаптировать любую известную игру. Восприя­тие и проживание ее существенно углубится.

Способ второй. Он подразумевает обратное действие: игра придумывается к сказке. Как вы уже знаете, в системе сказко­терапии мы выделяем пять видов сказок: художественные, ди­дактические, психокоррекционные, психотерапевтические, меди­тативные. В зависимости от целей работы и проблем клиента или воспитанника подбираются соответствующие сказки, и на основе их сюжета придумываются игры.

Например, нам необходимо проработать с детьми идею помо­щи ближнему. Без этого эффективная созидательная коммуни­кация невозможна. Если мы сами не имеем возможности напи­сать сказку или притчу на эту тему, то ищем среди художе­ственных сказок сюжет, иллюстрирующий эту идею. Например, сказка «Цветик-семицветик». Фабула ее всем известна: девоч­ка получает в подарок чудесный цветок, исполняющий жела­ния. Шесть лепестков она потратила с наименьшей пользой. Зато последний лепесток принес пользу больному мальчику. В игре «Цветик-семицветик» мы обыграем чудесные свойства цветка и научимся их созидательно использовать. Но прежде мы обязатель­но обсудим сказку.

Итак, с правилами игры знакомит ведущий. Из обо­рудования потребуются один лист ватмана, набор цвет-

25

ной бумаги, клей, ножницы, карандаши и ручки по количеству играющих.

— Сказка рассказала нам, дорогие друзья, о чудесном цветке, исполняющем желания. Цветик-семицветик был подарен вол­шебницей. Но мы с вами находимся в сказочной стране, и сами можем быть волшебниками. Тем более, что это нам не раз уда­валось! Давайте вырастим свой Цветик-семицветик.

— Вы спрашиваете, как это сделать? Вот большой лист бума­ги. Давайте его сделаем волшебным. Вы уже знаете, что для этого нужно передать листу частичку своего тепла. Положите, пожалуйста, руки на лист бумаги, поводите по нему руками. Чувствуете, он постепенно становится волшебным? Теперь возьми­те простые карандаши.

— Давайте договоримся между собой: кто рисует стебель, кто — листочки, кто серединку, а кто лепестки Цветка.

— Прекрасно, дорогие волшебники! Эскиз нашего Цветка го­тов. Теперь нужно сделать его волшебным, в особенности его лепестки. Но знаете ли вы, что нужно для этого сделать?

— Чтобы лепесток был волшебным, в него необходимо зак­лючить доброе пожелание близкому человеку.

— Возьмите цветную бумагу, ножницы. Вырежьте по одному лепестку. На обороте лепестка напишите доброе пожелание кому-то. Не торопитесь, хорошо подумайте. Ведь все может сбыться!

— Итак, чудесные разноцветные лепестки готовы. Пожалуй­ста, прочитайте ваши пожелания, написанные на обороте лепес­тков.

— Дорогие волшебники, вы создали чудесные ле­пестки с добрыми пожеланиями. Теперь приклейте, пожалуйста, кончик лепестков в серединке Цветка.

— Вот мы и создали Волшебный Цветок, испол­няющий желания. Давайте вспомним сказку. Де­вочка с небольшой пользой истратила шесть лепест­ков. Почему? Да, она думала только о своих желани-26

ях. Вы, дорогие волшебники, подумали о тех, кто рядом с вами, ваших близких.

— Наш цветок создан для того, чтобы нести радость. Мы можем оторвать по лепесточку для наших близких, и отнести им добрые пожелания.

Другой пример. В группе есть проблема конструктивного проявления чувств и взаимодействия друг с другом. Дети про­являют агрессию, быстро обижаются, тревожны. С одной сторо­ны, нам необходимо снизить уровень психоэмоционального на­пряжения, с другой стороны, важно проработать с детьми тему эмоций и чувств. Иначе говоря, нам нужно преодолеть «хаос» в эмоциональной сфере и «включить» естественные механиз­мы саморегуляции.


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 141; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!