Подиум как ритуал: выражение и разрешение тендерного конфликта средствами моды



Представление о подиуме как о концептуальном пространстве, в рамках которого осуществляются разные манипуляции с образами, — часть современной модной культуры. Это представление выражается в таких явлениях, как «концептуальные модные показы» Джинджер Дагган (Duggan, 2005 [2001 ]). Поскольку одежде отведена центральная роль в обозначении мужской и женской тендерной принадлежности, многие концептуальные показы (Duggan, 2001) делают попытку исследовать проблему тендера, пользуясь средствами моды. В то время как традиционные модные показы предназначены для того, чтобы познакомить зрителя с нормативными идеалами мужской и женской красоты, концептуальные шоу намеренно разрушают традиционные ожидания, заставляя аудиторию пересмотреть свои представления о тендерной индивидуальности.

Виктор Тернер рассматривает ритуал в качестве арены, на которой разворачиваются и разрешаются основные действия конфликта. Это впоследствии ведет к трансформации и представляет собой действеный метод анализа модных экспериментов такого типа. В случае осенних показов 2007 года с очевидной доминантой панк-стиля, которую анализировал Трибей (Trebay, 2006b), явление, представленное на подиуме, есть не что иное, как римейк оригинального панк-тренда 1970-х годов с учетом условий нового тысячелетия. Многие дизайнеры, включая Луэллу Бартли, Алису Руа и Марка Джейкобса, используя различные средства, интерпретируют по-новому ранние образцы панк-стиля, чтобы выразить современную версию женской индивидуальности.

Британский дизайнер Луэлла Бартли, создавая альтернативу привычной пассивной женственности, использует в своей коллекции нарочитую небрежность в вечерних платьях и сочетает дешевую бижутерию с классическими украшениями. Ее вдохновляет на это творчество культовая фигура музыкального андеграунда Холли Голайтли. Алиса Руа, переосмысливая образ женственности, использует другой инструмент, добиваясь желаемого эффекта преимущественно с помощью макияжа. Ее источник вдохновения — также альтернативная музыка. Марк Джейкобе, создавая образ женской элегантности, представляет на подиуме цыганские наряды в сочетании с одеждой в стиле гранж, делая ставку на смесь деталей мужского и женского костюма в одном комплекте. Диджеи, работавшие над постановкой модных показов, подбирали для них соответствующее музыкальное оформление в стиле раннего панка. «Они говорят о том, что «новая волна» снова приобрела актуальность, но это принципиально новая «новая волна» (Trebay, 2006b: E7).

Разрешение конфликта, который в XXI веке проявился в двусмысленной трактовке тендера, достигается путем эклектичной смеси идей, представленных на подиуме Бартли, Руа и Джейкобсом. Элементы традиционной женственности беспорядочно накладываются на атрибуты мужского костюма. Творческий хаос служит опровержением пассивной женственности. В данном случае мы можем рассматривать подиум в качестве ритуального пространства, где визуально представлены основные действия существующего культурного конфликта в области определения женственности, который затем разрешается благодаря способности дизайнеров создавать элегантность и красоту, используя нетрадиционную смесь тканей, мужских и женских форм и аксессуаров.

 

Радикалы с крестами: рождение новой контркультуры

Если вы придерживаетесь евангелистской радикальной ветви учения Иисуса, то вам придется взять на себя роль разрушителя устоев. Рынок альтернативных христианских субкультур продолжает расширяться: скейтеры, изучающие Библию, христианский панк, готы, CD с записями хоралов в стиле хип-хоп, евангелистские тату-салоны; одежда для экстремальных видов спорта Extreme Christian Clothing и Fear God, проповедники, призывающие к революции, группы отбросов общества и девочки-панки. Все эти контркультурные направления объединены общей идеей экстремального христианского панка, постулаты которой на поверку мало отличаются от еженедельной проповеди протестантского священника в пригороде Канзас-Сити (Leland, 2006b: El).

Вклад Клиффорда Гирца в культурную теорию модных изменений представляет собой концепцию о сопоставлении в рамках ритуала моделей из жизни, какова она есть на самом деле, и моделей для новой жизни и является идеализированным представлением о том, как должна быть прожита жизнь. Возникшее субкультурное молодежное движение христианский панк рассматривает Христа как бунтаря, и одежда визуально отражает эту идею — на нее наносят панковские слоганы. Эти атрибуты радикальной христианской моды носятся в нетрадиционной ритуальной среде, в рамках которой участники ощущают себя членами духовного братства и выражают свою преданность Христу, с их точки зрения, олицетворяющему спасение и перемены к лучшему. Стиль панков-христиан — в сущности точная копия одежды уличных панков, которые никак не связаны с религией. Наделив привычную для панков одежду сакральным контекстом и дополнив ее символизмом Христа, который в данном случае выступает героем контркультуры, подростки объединили модель из реального мира, в котором они живут, с моделью для идеальной жизни, примером которой может служить жизнь Иисуса. Благодаря своему авангардному облику они легко уживаются в реальном мире уличной моды. Идентифицируя свой облик с Христом, панки-христиане в то же время реализуют модель для лучшей жизни, в которой присутствует священная цель.

Результат появления этого контркультурного движения — возникновение нетрадиционных услуг и молодежных программ, ориентированных на музыкальные вкусы подростков и их представления об отдыхе. Маркетинговые технологии позволяют создавать новые товары и услуги, ориентируясь на молодых прихожан евангелистской церкви, удовлетворять их вкусы и соответствовать ожиданиям:

 

Любому, кто интересуется духом американской контркультуры — с романтической целью поиска индивидуальности или исследования ее на предмет соответствия принципам маркетинга, — нужно заглянуть не далее чем в ближайшую книжную лавку, где торгуют евангелистской литературой, в молодежный евангелистский приход или познакомиться с новинками молодежной одежды. Пятнадцать лет спустя после того, как успех Nirvana подтвердил право на существование светской альтернативной культуры, ее последователи-евангелисты обзавелись собственным вариантом, который проявляет себя в протестном формате и в чем-то напоминает раннюю церковь, а местами — раннюю Nirvana... (Leland, 2006b: El).

 

Вероятность того, что мода на облик христианских панков окажет серьезное влияние на американскую культуру, относительно высока. Уровень религиозной вовлеченности молодежи в Америке достаточно высок (Regnerus, 2003): 76 % подростков заявляют, что верят в Бога, а 74 % признались, что молятся регулярно (Gallup, 1992).

Эволюция этого тренда от выражения религиозных взглядов до модного предмета потребления также происходит в большей степени благодаря повсеместному заимствованию нетрадиционного евангелистского подхода основной массой протестантских приходов по всей стране. По мере того как пасторы и их прихожане постепенно отказываются от традиционной литургии в пользу более современных и неформальных форм службы и обучающих программ, все большее число американцев обращается к альтернативной христианской культуре в рамках домашних приходов. Таким образом, опыт подростка, участвующего в религиозной церемонии, во время которой его одежда одинаково сообщает присутствующим о его реальной жизни скейтбордиста и одновременно рассказывает о его идеальном мире, где Христос выступает символом неповиновения, транслируется через популярный модный тренд, подобный предлагаемым на рынке такими компаниями-производителями, как Extreme Christian Clothing.

 


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 195; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!