Модель из прошлого и модель для будущего — баланс в модных тенденциях



Одежда представляет собой систему визуальных символов и выражает сущность социальных ритуалов, начиная от жестко регламентированных религиозных церемоний и заканчивая событиями поп-культуры. Именно одежда отражает актуальные в настоящий период времени образы. В соответствии с теорией Клиффорда Гирца (Geertz, 1973) ритуалы — та самая арена, где мы, как на сцене, воплощаем в жизнь идеальные версии самих себя, которые затем сравниваем с ролями и образами, присущими нам в повседневной жизни. Наш костюм служит необходимым дополнением к ритуальной роли. Изменения в моде начинаются тогда, когда участники одеваются для ритуала, а аудитория сравнивает и противопоставляет повседневную реальность представленным идеальным образам. В случае если эти отличия слишком явные, сам ритуал будет способствовать тому, чтобы его участники и аудитория начали формировать новые образцы модной индивидуальности, которые частично станут результатом свежих модных тенденций. Тогда модель для создания новой индивидуальности, представленная в ритуале, начнет оказывать влияние на нашу повседневность, тик как мы будем сомневаться, верна ли модель из жизни, которую мы проживаем сейчас, соответствует ли она модели для продемонстрированной нам новой жизни.

 

Модная тенденция как выражение внутрикультурных разногласий

Основным предметом изучения Виктора Тернера (Turner, 1988) также были ритуальные действия, однако в отличие от своего коллеги он сконцентрировал усилия на изучении роли ритуалов в отражении скрытых внутрикультурных противоречий. Согласно этой теоретической модели модные изменения — порождение культурного конфликта, который выражается языком символики костюма и внешнего облика. От того, насколько этим символам удастся уловить настроение общества и насколько хорошо они будут этим обществом приняты, зависит, превратятся ли образы конфликтующих индивидуальностей в модный тренд или останутся относительно изолированным выражением несогласия.

 

Покупая значение: модный трендкак способ переноса символики культурных идентичностей

Модель переноса значений Гранта Маккрэкена (McCracken, 1988) логически доказывает, что культурные группы, населяющие современный мир, находятся в постоянном движении. С видоизменением этих групп меняется и мода. Данная модель иллюстрирует следующее: когда новая культурная группа становится объектом внимания средств массовой информации и признается имеющей достаточное влияние, дизайнеры концентрируются на ней, создавая ряд новых модных продуктов с учетом ее предпочтений. Затем профессионалы, занимающиеся рекламой и маркетингом, продают новый облик широкой публике, которая вместе с модным продуктом покупает и значение, являющееся отличительным признаком данной группы. Потребитель, который покупает, а затем носит одежду из нового модного тренда, тем самым соглашается с заложенным в нем значением.

Панки XXI века. Четыре примера

Движение панк впервые зародилось в Лондоне в конце 1970-х годов как визуальная форма несогласия с общепринятыми в Великобритании тендерными и классовыми различиями. Стиль панк стал результатом реакции маргинальной молодежи рабочего класса на крайне высокий уровень безработицы, визуальным символом протеста против нищеты и морального разложения, которые в это время были предметом обсуждения в средствах массовой информации. Своей одеждой молодые англичане демонстрировали публике отчаяние, обманутые ожидания и принадлежность самым низшим классам социальной лестницы. В анализе английского панк-стиля Дик Хебдидж отмечал: «Дегенеративный вид панков вполне соответствовал ситуации, по сути являясь громким заявлением об их отчаянном положении, что замечательно отражало общее состояние упадка в Великобритании» (Hebdige, 1979:87). Женский панк-стиль, ставший популярным благодаря британскому дизайнеру Вивьен Вествуд, представлял собой визуально выраженный протест против классовых и тендерных стереотипов. Женский панк вобрал элементы уличного мира порнографии и сексуальных услуг, и девушки щеголяли характерными прическами и элементами школьной формы.

Весной 2006 года с перерывом в несколько недель New York Times опубликовала два модных обзора, посвященных мотивам панк-стиля во вновь появившихся модных течениях, принадлежащих двум разным культурным группам. В первой статье, посвященной тенденциям женской моды сезона осень — 2007, Гай Трибей писал, что мода выражает «интерес к культурным изменениям» и желание свергнуть консервативный истеблишмент Вашингтона (Trebay, 2006b). Во втором обзоре, вышедшем тремя неделями позже, обсуждалось такое модное явление, как экстремальный христианский костюм. В статье описано проникновение элементов панк-стиля в контркультурную среду, представители которой считают Христа лидером мятежников (Leland, 2006b). Способность панка одновременно выражать приверженность ценностям правого крыла христианских партий и прост против консервативного духа администрации Буша говорит о том, что этот стиль обладает мощным и гибким символическим потенциалом, позволяющим демонстрировать жизненную позицию и моральные ценности разных контркультурных молодежных течений.

Изложенные выше четыре теории возникновения изменений в моде ещё раз иллюстрируются приведенными ниже примерами. В начале этого раздела мы использовали теорию Мэри Дуглас (Douglas, 1966), чтобы лучше понять природу появления на рынках Европы и Америки и предсказать возможное влияние на них элементов панк-стиля, которые аналитики выделили в женских коллекциях осенью 2007 года. Во втором практическом примере, опираясь на работу Клиффорда Гирца (Geertz, 1973), рассмотрим практическое воплощение в костюме идеальной версии личности с точки зрения молодых евангелистов Америки и подробно остановимся на том, почему именно этому молодежному движению мы обязаны широким распространением христианского панк-стиля. Третий практический пример мы посвятим изучению роли культурного конфликта, проявления которого можно найти в деталях панк-стиля, характерных для женской моды осени — 2007, а также рассмотрим взаимосвязь этих конфликтующих типов индивидуальности с панк-стилями прошлых лет. И наконец, на примере модели переноса значения Гранта Маофэкена (McCracken, 1988) мы проследим, как проникает значение, принадлежащее христианским панк-группам, в повседневную жизнь обычных американских подростков, что стало возможным именно благодаря моде.

 


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 207; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!