Идеи социализации в работах отечественных педагогов-гуманистов начала ХХ века.



Петр Федорович Каптерев (1849-1922). П.Ф.Каптерева принято считать представителем русской классической педагогики конца XIX в., продолжателем идей К.Д.Ушинского. Но его активная педагогическая деятельность и научное творчество продолжались до 20-х гг. XX в. и оказали серьезное влияние на решение многих проблем в советской педагогике того времени.

П.Ф.Каптерев указывает на то, что специально педагогически организованное воспитательное влияние не стоит считать всемогущим. Не меньшее действие, не уступающее воспитательному, а часто и превосходящее его, оказывают влияния человеческого общества

П.Ф.Каптерев заостряет сложнейший вопрос: каким образом внешние факторы вызывают изменения внутреннего мира личности? Признавая в качестве основы жизнедеятельности человека его наследственность, он рассматривает изменения личности под воздействием внешних влияний как процесс присвоения культуры. Из поколения в поколения «культурная деятельность» неизбежно приводит к изменениям в строении мозга, к закреплению новых духовных способностей и «культурных мотивов» отдельных людей, сословий и целых рас. Общественная среда влияет на личность самыми своими основами, устоями, на которых держится жизнь данного народа: это язык, религия, быт, то есть семейный, общественный и государственный склад жизни в связи со строем школы и состоянием народной культуры вообще. П.Ф.Каптерев выделяет три группы факторов, определяющих влияние общественной среды на ребенка:

· язык (освоение ребенком родного языка представляет собой процесс освоения народной культуры, приобретения народного опыта, народного способа мышления),

· Религия (отражаются идеальные нравственные устремления народа),

· общественный быт (прежде всего, влияние семьи и родителей).

Размышляя о проблемах освоения ребенком общественных ценностей под руководством воспитателей, П.Ф.Каптерев неизбежно вышел к вопросу о педагогическом идеале. По его мнению, педагогический идеал всегда включает три составляющие: личное (или субъективное), народное (или национальное), всенародное (или общечеловеческое)..

П.Ф.Каптерев выстраивает своеобразную модель идеала личности, которую он образно именует «добрый общественник»:

«I. Это такой человек, который владеет не только разносторонним знанием, но и умением им распоряжаться, который не только знающ, но и сообразителен, у которого есть царь в голове, единство в мыслях; который умеет не только думать, действовать, но и работать физически, и наслаждаться красотой в природе и искусстве.

2. Это такой человек, который чувствует себя живым и деятельным членом современного культурного общества, понимает тесную связь своей личности с человечеством, со своим родным народом, со всеми прежними работниками на поприще культуры, который по мере сил двигает человеческую культуру вперед.

3. Это такой человек, который чувствует раскрытыми в себе все свои способности и свойства и не страдает от внутренней дисгармонии своих стремлений.

4. Это человек физически развитый, с здоровыми органами тела, с живым интересом к физическим упражнениям, чувствительный и к радостям тела».

Он считал, что педагогика имеет дело с глубинами ума, совестью, нравственными убеждениями человека, а они недоступны прямым влияниям государственной власти и политики.

Константин Николаевич Вентцель (1857-1947) — горячий пропагандист идей свободного воспитания в России начала XX в.

    К.Н.Вентцель указывает на первооснову всех социальных и политических поисков общества в области демократии: на право ребенка свободно и самостоятельно осваивать главные жизненные ценности. Но смысл не в том, чтобы оставить ребенка свободным от всякого влияния взрослых, а в том, чтобы помочь ему действительно стать свободным.

По мысли К.Н.Вентцеля, воспитание нельзя понимать как привитие детям и молодежи неких традиций и идеалов, которые выработаны и накоплены старшими вне жизни и сознания подрастающего поколения. Это больше похоже на «невидимое рабство», на формирование из детей «привратников культуры» и ее «кладовщиков».

К.Н.Вентцель, по существу, исходит из понимания воспитания как активного самоизменения личности в процессе усвоения культуры. Задача воспитателей — создание условий для того, чтобы дети самостоятельно вырабатывали свои жизненные принципы, которые должны как бы «прорастать» изнутри у каждого ребенка. Поэтому, считает К.Н.Вентцель, и школу нельзя создавать, как это принято: с определенным составом учителей, с заранее разработанными подробными учебными планами и программами, с установленными правилами поведения. Необходимо, чтобы дети сами участвовали в создании своей школы, потому что именно в этом процессе они смогут свободно, естественно и творчески формировать самих себя (опыт создания «Дома свободного ребенка»).

Провозглашая своеобразный принцип «Ребенок — центр педагогической Вселенной», К.Н.Вентцель подчеркивал приоритет «индивидуального» над «социальным». Он был убежден, что только то влияние социума, культуры общества может быть признано нравственным, которое не ущемляет естественных проявлений индивидуальности в угоду социальным интересам. Достижение такой гармонии социальной и личностной детерминант педагогическими средствами он называл «организацией цельного опыта жизни».

Понятием «социализация» К.Н.Вентцель в своих сочинениях не оперирует, но он достаточно явно отстаивает убеждение, что готовность к активной социальной жизни созревает у детей только при соблюдении обязательных условий:

· когда взрослые отказываются от своей власти над детьми, сотрудничают с ними, признавая их равноценными личностями;

· когда детям предоставляются возможности для широкой творческой деятельности;

· когда образование уходит от фетиша «общего образования» и ориентируется на интересы, потребности и возможности конкретного ребенка, на ценности его собственной жизни.

Василий Васильевич Зеньковский (1881-1962) — профессор педагогики и психологии, историк философии и богослов.

Работая в эмиграции, В.В.Зеньковский активно интересовался научно-педагогическим процессом в Советской России, пытался проследить развитие русской педагогической мысли в ее новом, «советском течении. В.В.Зеньковский с сожалением констатировал, что в Советской России возможность публиковать свои работы закрыта для тех педагогов, которые «не сливаются» с марксистским направлением в педагогике. Но, предприняв серьезный и непредвзятый анализ главных идейных исканий русской педагогики в XX в., он обнаруживает парадоксальный факт: официальная советская педагогика тем не менее тяготеет к идеалу целостной личности.

Свои взгляды в вопросах о природе взросления детей, о сущности вхождения личности в систему социального мира, о задачах школы и ее связи с жизнью В.В.Зеньковский твердо определяет с позиций христианской православной антропологии.. Для В.В.Зеньковского бесспорно: «Образование должно способствовать не только расцвету личности, но и сделать ее способной к социальной жизни, должно подготовить ее к социальной деятельности».

Своеобразие педагогики В.В.Зеньковского состоит в том, что он стремится утвердить в педагогическом сознании понимание личности ребенка как носителя духовной жизни.


 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 1517; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!