XXVI. «Барышничество оборотом денег и ремесло ростовщиков им неизвестно, и это иеведение лучше всякаго запрещения.»



Собственно ремесла ростовщиков не было;но займы с ростом существовали. В Правде Русской упоминается: «Аще кто дает куны (деньги) в резы (в проценты), или жито в присоп (присыпъ), то послухи (свидетели) ему ставити.»

Упоминается также о месячных резах.

В законах Ману: «заимодавец по уставу Вазишты, должен брать росту сь даваемой в займы суммы одну осьмидесятую часть со ста в месяц (т. е. 1¼ доли). Без залога две доли со ста.»

«Пахатныя поля занимаются сперва всеми жителями села, по числу возделывателей, которые потом между собой делят их по достоинству. Этому долежу способствует пространство полей. Пахатную землю они меняют ежегодно, и при этом у них остается много излишней земли; ибо не прилагают труда, соответственнаго количеству и плодородию ея, к насаждению виноградников, отделению лугов и к возрощению садовъ: они требуют от земли только нивы. По этой то причине они не делят года, подобно нам, на участки: они знают и называют по своемузиму, весну и лето; а об осени и богатствах ея не имеют понятия.»

Описываемый Тацитом обычай деленияполей между поселянами сохраняется до сих пор преимущественно в России; до сих пор поселяне, собственно пахари, сами собою мало заботятся о иных возделываниях кромe нивы, довольствуясь в отношении лакомств произведениямн самой природы, тем болеечто редко где местность и климат соответствовали бы труду разводить виноград и плодоносные сады. Рэцийское, или Русско-Альпийское виноградное вино славилось однако же и у самих Римлян. Карпатские виноградники также можно отнести к исконным. УСлавян иРуссов любимым напитком были различные хмельные меды по роду ягод, на которых варились. Этот напиток известный уже в IV столетии, и различные квасы, заменяли для них вино тех стран, где способствует производить его сама природа.

Главный раздел года на четыре времени, а потом раздел по празднествам, соответствующим частным эпохам и влияниям природы на житейский год, был известен Славянам искони, что явно по сходству обрядов и названий с Индейскими; а потому заключение Тацита о невежестве Сайван в этом отношении совершенно ложно. Тацит не вникал и не изучал нравы Германовъ; но писал по слухам, по поверхостному взгляду, и по случайностям частным заключал об общем.

 

 


XXVII. «У них нет тщеславия в обрядах погребения; благоуважение людям знаменитым оказывают только тем, что сожигают тела их на костре, не облагая его ни завесами, ни душистыми веществами, и предавая огню вместе с покойником только его некоторыя оружия, и иногда коня. Надгробный памятник сооружают из дерна, пренебрегая великолепными монументами, воздвигаемыми в честь и достоинство покойнаго. Слезы, по их мнению, пристойны только женщинам, мущинам же памятование.

Вот все, что я узнал о происхождении и нравах Германов вообще; теперь же сообщу о степени раз-личия обычаев и нравов каждаго племени в особенности и о переселившихся племенах из Германии в Галлию.»

В Ибн-Фоеслане довольно подробно описан обычай сожжения телаРусскаго Князя. Его облачили в парчевой кафтан с золотыми пуговицами , надели парчевую шапку, обложенную соболем, и положили в гроб.

Пocле обычнаго ристания, (как и на страве царя Аттилы), двух коней Княжеских изрубили, для сожжения вместе; с ним. Оружие его также было уложено в гроб, (как и на страве царя Аттилы).

Взыванье(*) жены, перед сожжением на срубе покойника, доказывает вepy в будущую жизнь:

«Смотрите, там вижу я отца и мать мою! там все покойные родные мои! там и он, господине мой, возседает в вертограде! он зовет меня! пустите меня к нему!»

Обычай сжигания Князей и знаменитых людей составляет причину, что в могилах обыкновенных, где погребались тела без сожжения, мало находят драгоценных оружий и вещей.

XXVIII. «По достовернейшему сказанию дивнаго Юлия(Цесаря), Гальское царство было некогда могущественнейшимъ; и потому вероятно, что Галлы также переселялись в Германию.»

De Bello Gallico. L. VI. 24. Юлий Цесарь пишетъ: «Было время, когда Галлы превосходили Германов в доблестях, вносили к ним войну, и по недостатку земли по количеству населения, переселялись за Рейн. Таким образом плодороднейшия земли около Герцинских лесов, известных, как мне кажется, Эрастотену и некоторым другим Грекам, под именем Орцинских (Orciniam sylvam), заняли Volcae Tectosages и поселились на оных. Эти народы живут там по cие время, прославились честностью и мужеством, и по cие время в таких же навыках к бедности и недостаткам как и Германы, коих приняли привычки и обычаи.» В Галлии Tectosages(**) жили в Лангедоке; в Германии же за Чернолесьем Турингии, к Океану, по пастбищным набережьям, под названием Cauchi (коши? – вопрос автора) впоследствии Falahi, Folgen, Welchen, Belgen.

«В самом деле, какая нибудь река могла ли препятствовать сильному народу переселяться п занимать пустынныя земли, которыми никто еще не владел. Таким образом, между Горичанским лесом (Hercyniam silvani), Рейномь и р. Майном занимали земли Гельветы (Helvetü, Aluetij, греч. Ελουήττιοι) и далеe их Бон (Boij, Boii, Boi, Beij); те и другие происхождения Гальскаго. До сих пор сохранившееся название Boиеmi (Bohиеmi, Boiihemi, Boihemi, Bohemi; Bohemi nomen adhuc Boijhennonem; Bohemi Boиеno nomen; Boijennonem, Boiиеmionem, Borhenum, Borrenum, и пр.), напоминает древнее меето их населения, хотя жители онаго (Бои) уже заменились другими. Но неизвестно: Arvisti ли (Aruisci, arayisci, arauisti) Паннонские происходять от Osis (ab Osis, ab ors, a Boiis, a boijs, a Boijs, a Bois) Германскаго племени, или Osi (an Osi, Osсi. Oii, Boi, an boij) происходя от Arvisti. переселились в Германию; ибо эти два народа говорят одним и тем же наречием, имеют одни обычаи и нравы. Будучи некогда одинаково бедны и свободны, им все равно было жить на том, или :на другом береге (Дуная).»

Судя по этим словам Тацита, Aruisli и Osis населяли язы,(***) или водностепныя пространства Паннонии и Дации.

На этих пространствах, по Плинию, жили:

1. За Дунаем Jazyges Sarmatae (т. е. кочевое, кошевое Казачество, Комоньство, Сироматство, как объясним в последствии).

По Птоломею, у Jazyges были по Дунаю города: Gormanum (ньне Комарно), Uscenum (ныне Waitzen — Вечень), Pessium (ныне Пестъ), и другие.

Греческое название Языгов — metanastae, также должно понимать в значении кочующие, но ни сколько не переселенные.

2. Jasi — в Паннонии по р. Драве.

3. Arivates — в Паннонии, по р. Саве; к устью Eraviscu. По Тациту, Jazyges выставляли Ваннию (Vannius rex Suevorum) конницу, комоньство.

 

(*)Вой, вытье, взыванье, по cие время в обычае. При свадьбах невеста воит т.е. взывает к отцу и матери.

(**) Прозвище Влахов (VoIscae, Volsi, Volsici) Tектосагани происходит без сомнения оть sagum — свита, манта, и tectum — накрышка, т.е. мешок пришитый сзади к вороту свиты и накидывающийся на голову.

(***) Яз, Язы — значит собственно болотистыя, изрытыя водою степныя места (язвипы). Отсюда и Гальское Oasis.

Анна Комнено, Ясов, Ясичей, Jazyges, делавших изъ-за Дуная; набеги на Фракию, называет 'Ουζοι, и смешивает их с Ясами степей Волжских, около Каспийскаго моря(*) 'Ουζοι, говорит она, назывались также 'Oυvvoι, т. е, Ваны, Венды, что объяснится ниже.

Из всего этого следует, что Osis, Jazyges, Jasi, 'Ουζο  — суть одно и тоже название кошевых Ясов, Ясичей, которые составляли казачество Словаков, или Хорватов, населявших Паннонию и простиравшихся за Дунай, в Татры, или, по древним писателям, в Sarmatici montes.

«Treveri (Treviri, Treneri) и Nervii (Neruli, Heruli, Neruii, Nerui) имеют притязание гордиться Германским происхождением, как будто отстраняя себя чрез это благородство крови, от сходства с Галлами и от невежества их.

Собственно по берегам Рейна (со стороны Галлии), живут, без всякаго сомнения Германскаго происхождения: Vangiones, (Ungiones, Ο`υαγγίονα (Pt), Vangiones), Treboci (Treboci, Triborci, Tribocci, Treiboci), Nemetes (Hemetes).»

Гальская Германия разделялась на Верхнюю (горнюю) — Germania Superior или Prima, и Нижнюю — Germania Inferior или Secunda. Первая составляла Южную Рассию. (Raetia) (Auster или Est-Rasia, Austrasia); вторая Западную: Ouest-Rasia (Гот. назв. сред. врем. Westn-Rich), Westria, измен. в Neustria и Noricia. Верхняя или Горняя Германия заключала в себе владения: 1) Раурикское, т.е. Юрьевское, или Туровское (горное). 2) Тревское (Древанское) или Tpeвиpcкоe, по р. Мозель (по Птоломею Obrinca). 3) Саонскую или Сенонскую(**)область пo p. Caoне (Sana, Sequana впад. в Рону) и Caне или Sequana, впадающей в пролив Британский. Эта область обнимала Луги или леса Vosge (Voyge, Vosagus, Wosgau) и леса Юры, и без сомнения составляла пограничное земское воеводство, коего жители назывались Lingones, Leuci (Леси,Лужане), как в последствии по р. Лабe (Эльбе). Область Sungaw, где жили Sequani Cisjuriani, т.е. Sennoni Заюрские, составляет часть бывшаго Саонскаго владения. Город Девин (Divio, Divionum, Dijon) вероятно также был в этой области.(***) Должно полагать, что область Савойя (Savona, Saulvoye), составляла продолжение области Саонской (собств. Савинской).

Нижняя Германия состояла из главных владений: Невров Норичей, коих главный город был Воgапит или Воgасuт, (Str.) на p. Sabis, или Sambre; а между Mosa и Mosella, Тунгров (Tungri Tingri, Τίγγροι), или Туричей (Turingi).

Стезя переселений княжеских родов с частию племен и преимущественно с земщиной, обозначается сама собою. Мы изложим эти переселения в особой статье.

Vangiones, или Vagiones, без сомнения населяли горы Voyge, Vosge. Tribocci, известные еще во времена Карла великаго на пространстве Алзации (название от p. III, лат. Ellus, Ilellus), т.е. в Тревирской области, суть теже Тревиры; но с собственным их названием — Древичи, или Древане; как называются по cие время Древане, жители бывшей области Treva на Эльбе и по p. Treva, Drevenna.

Nemeti соседи Невров (Наровяпъ). Их город Namon, Namurcum, Nemesium (Namour при впадении Sabis в Мозу). Nemours (Nemoracum, Nemesium) напоминает также их жительство. Тут же река Nemesa, ныне Nims, впад. в Mosella.

«Губии (в большей части кодексов Nubii; у Понтана исправлено: Hubii), также, хотя заслужили название Римской колонии, и охотнее называют себя Агриппинцамп, по имени основательницы колонии, не стыдятся происходить от Германов. Переселенные в древности и в верности испытанные, водворены по самому берегу Рейна, с тем, чтобы они нас охраняли, а не мы их сторожили.»

Мы принимаем за вернейшее чтение Hubii,(****) соответственноСтрабону: Χαϋβοι — Chaubi.

Колонии Траянская (при устьях Рейна) и Агриппинская, назывались ripuarii, т.е. пограничныя, или по Славянски yкpайны. Поветы в воеводствах назывались жупами или губами (jupa). Назв. Zutphen, напоминает жупанию Траянскую, a Hubii — Агриппинскую. По правуюсторону Рейна, против колонии, по прибрежьям, занимают, как увидим ниже, земли Вруктеров — Angri, Angarii, Angrinarii, Angeren — Укряне, Укры, Украйны.(*****)

 

 

(*) Впрочем место их первоначальнаго жительства, по ея словам, между реками Атель и Геих, могло в XI веке значить не Волгу и не Яик (Уралъ),где также были в это время Казарския Команския и Ясския кошевыя казачества; но скорее Дγнай и Тейсъ; ибо Дунай вероятно Мадьярами прозван быль Ателькусу, т.е. Etel-kiz (кучукъ) Малый Этель.

(**) Samnites Италии, Semnones Галлии и Semnones Германии, суть названия одних и тех же Saunites — Савичей, племени носившаго имя верховнаго божества Савы, Славоя, и посвященнаго (см. Страбона о Самнитахъ) божеству победы  (Apeй, Марсъ). Они составляли Земщину и Земских (Zemianini, Zemani), знаменованных (Znamenati), знаменитых.

(***) Город Девин (Divionum, Burgus Deorum) ныне Дижон, на правом берегу р. Саоны, на р. Уше. Там долго продолжался обычай выезда богини (Дзеваны) на белом иноходце, или в колеснице, запряженной двумя конями, в сопровождении ея наперсниц и хвалебных песней.

(****)В Кодекс, буква «n» смешивалась с «h», или греч. «H» с лат. «H»: Neruli — Heruli, Nemetes — Hemetes; Nerthum — Herthum, nunс — hunс, nec — hec. См. Машмана.

(*****) Вставка буквв «Н»(нашъ) как в назв. Угры — Унгры, Ungares, Hungares, по Чешски Uher, Uhоr. По обычн. изм. буквы«У» в «В»: Укране, Вкране, Угры, Вегры, Вагры.

XXIX. «Но из всех племен мужественнейшие Batavi (Bataui, Batauij, Batanii, Batami, Batani, Bathi, Batij, Bathauij). Население их не столько по берегу, сколько на острове. Некогда они принадлежали к Чехам (Chatti, Chattorum populus), но в следствие внутренних раздоров переселились в эти месста и вошли в состав Римской Империи. До сих пор они пользуются почетом и отличиями давних союзников. Они не несут тягостных податей, их не притесняют откупщики. Освобожденных от тягла и наборов и обязанных только войсковой службой, их хранят, как мечь, как запас оружия для войны. В таком же отношении подданства и Маттиаки (Mattiacorum gens, Mactiacorum, Martiacorum, Mattico, Matiaco); ибо благоуважение к величию Римскаго народа простиралось за Рейн, до древних границ Империи. Таким образом, обитая в своих пределах, они душой, и телом были преданы нам и различались от Батавов только тем, что жизнь на своей собственной земле и под своим родным небом, придавала им более одушевления.»

Неизменныя, болотистыя земли в устьях Рейна могли занимать только чабанския и табунныя населения с их кочующими гуртами.(*) Из этих названий могли образоваться у Римлян Тubanti, Cannenufates. Вообще Белгов (Belgi, Belgиеr, Bolgi, Volgi, Falai, Folgen, Walaha — должно отнести к пастырским племенам (volar, volak — volski, volowi pastir), как и Volcae, (Volsi, Vоlsiсi, Volusci, Volsci) живших в Италии пo низменным пастбищным местам Pomptinae paludes, и по пастбищам при устьях Роны; как в последствии и все Волошския населения (Влохи, Влоси, Валахи) по долине Падовской, и пастбищным низмснным метам по Тейсе и Дунаю, при устьях этой реки, в Валахии, в Буджаке (Bogh-zagh — земля Бойевъ) и по наберсжным Булгаpии. Ватове, Βαττων, Batavi и Veluve (см. карту), составляли без сомнения одно и тоже раздвоенное произношением название Влотове, с исчезнувшей буквой «л» — т. е. Волотове, или Влохове — племена Бельгии, Славяне Галлии, которых название Wlach, приняло смысл Italicus и по выходу их из Италии и по подданству Римлянам.(**)

Вместо Mattia, кажется должно читать Martia, т.е. Marchia, в значении пограничной области(***) и именно земля так называемых Марсов (Marsos); ибо нельзя же , чтоб Тацит , упомянув в § 2, о роде Марсов, упоминая об них в Летописях и Истории, не упомянул об них в общем изчислении Германов. По Плинию, в соседстве Батавов жили Marsaci; они известны и Тациту (Н. IV. 56) под названием Marsacos; но это Марсичи т. е. происходящие от Марсов (малые Марсы). Mattiaci же жили в горах, именно там, где Марсы; ибо Курций Руф нашел възсмле их серебряные рудники (Annal. XI. 20). Население Марсов определяет храм Tanfana (Девинъ) и рудники горы Milibocus, где по Птоломею означены Maravingi.

«Не считаю в числе Германских племен соседящих с ними за Рейном и Дунаем возделывателей десятинных полей. Безразсудность и смелость нищеты заставили поселиться некоторых Галлов нa этой спорной земле. В последетвии, когда обезпечилис границы и была выдвинута цепьстражи, этот выдавшийхся угол Империи составляет род провинции.»

Первая Terra Franca, граница Римлян с Германами , за Рейном, была Frisia (Frasia; по Tab. Peut. Francia).

Эта граница (chranica, chranka, борть, варта, hradza, hraz, град, ограда, fraise, fraxo, Φρασσω), образовывалась всегда из поселенцев, на тех же условиях как Украинския казачества, освобождаясь от поземельных податей, и каждый frank, french, fry, frig, freach — был вольный chrance, chranec, страж, варта, варташ, вартовник, garde, — борть, бортник.

По покорении пространства между Рейном, Дунаем и Майном, образовалась граница — Francia, по Майну.

Сайванское племя , населявшее эти места,. носившее и племенное название по родоначално от Саво, Славоя, и земщина — Marsi, Catti, Harudes, — переселились за Майн и в Горицкие, или Горичанcкие леса (Hercinia Sylva). Эту землю, как мы видим из Тацита, занял разный нищий и отчаянный сброд, на условии десятины. Прозвище этих новых поселенцев собственно Сайвании прирейнской (Svevia, Suavia) Альманами (Allemani, Allamani, Ala-bani), проявилось в письменности не прежде 3-го столетия. Аммиан не смешивает Alamanni с Germani. Император Иулиан, в 359 году по Р.X. идет за Рейн, чтоб возвратить эту область Риму, и ему покоряются шесть владетелей (Князей) оной: Macrian (Сл. Маро, Маринко), Hariobaud (Haroboud = Harovit = Яровидъ); Uri (Юрий), Ursicin (Юрошинъ), Velstrap (Веледрагъ: «g» изм.в «р»), Vadomari (Видимиръ).

 

 

(*) Слово εγρт, в Малоросс, и Молд. отара, Heerde; Horde, Орда.

(**) Во всяком случае Влахов Дунайских должно разделить на Влахов пастырей Римскаго поселения, слившихся с поселенными легионами, и на Влахов (Бельговъ) Болгар, пришедших с севера во время голода в 4-м столетии, и других Болгар, Влахов, пришедших с Волги, во время распространившихся там побед Магометанизма.

(***) От Слав. Marek. Магес.

XXX. «За ними начинается население Чехов (Catti, Caiti, Саeti, Chaeti, Chatj, Ghaetos, Caetos, caeti), при Горичанских лесах (Saltus Hercynius). Местоположениене низменно и не болотисто, как прочия облаcmиГермании; в протяжении онаго холмы постепенно изчезают, и Горичанские леса, следуя совокупно с населениемЧехов, вдруг уклоняются от них Чехи (Чеси, Часи) народ крепкаго сложения, статный, гордой наружности и могучей силы духа, как Германы, они замечательно здравомыслящи и умны в избрании предводителей, в покорности к ним, в сохранении порядка, в умении пользоваться обстоятельствами , в воздержании порыва к бою, в распределениях во время дня, в предосторожностях во время ночи, в правиле: не полагаться на счастье, но на доблестное мужество; и что необыкновенно и может быть только следствием понятий о военной науке: полагаться более на предводителя, нежели на войско. Вся их сила состоит в пехоте. Каждый пехотинець, кроме вооружения , несет на себе железныя, рабочия орудия (ferramentum) и продовольcтвие. Словом, кажется,что все npoчие (Германцы) выходят только на сражение между тем как Чехи снаряжаются на войну. Они редко делают набеги и внезапныя нападения; впрочем эти набеги, чтоб сорвать победу, или при неудаче быстро отступить, свойственны только коннице. Торопливость близка к страху; медленность свойственна настойчивости.»

Из этой и последующей главы мы видим, что Caeti, Chati, Chaetos, Caetos, Caiti т.е. Чехи, Часы, Чеси, есть постоянное пехотное войско, полки строевые. Протяженное население их по высотам ограничивавшим Римския владения, составляют размещение полковых Краин (укроев, округовъ), на которые Чехия разделяется и поныне.

Следя за переселением племен Савинских из Италии в Альпы и за Дунай, следует припомнить о Casci, становавших в области Reate (Rosea, Roseae Campus): «В Reate, в Савинии, в земле Марсов, Римляне встретили Casci, покорили их или прогнали.(*)

Если Сайваны имели строевую пехоту, свои когорты,(**) то без сомнeния название ея соответствовало назначению. Старинное слово чета, знач. acиеs instructa, cohors, полк, рота, рать, в значении сочетание, coбpaние: чесити — собирать.(***) Чети, Чеси, Часи, значило следовательно сборные. Чек — место сбора, и след. ожидания.Слово чета в Чешском языке, изменяется в cech в Лат. соеtus, collegium, откуда слово цехь;cechowui — принадлежащий к чети, к цеху.

По всем соображениям, которыя постепенно объяснятся, главный владетельный род Славян был Юрьевский, ведущий свое родоначалие от божества побед  (`Αρησ, `Ηρωσ, Heros, Яро, Юрий). Его владения образуют Раджию — Русь. В Rhaetia, Юрьевская область (Великокняжение) носить искаженное Римлянами название Raurica, Augusta Rauracorum; на новоселье же, за Черным лесом, в Туринской (Thurmgen) области, иначе искаженное название: Херускида.

Здесь граница против Римлян, по Майну, Радунице, и до Дуная, могла быть защищена только пехотой. Ее и занимают Caeti — Чети, или Чеховые полки, разумеется составляя особенное воеводство на земле податных жителей.

В стихотворении «Суд Любуши» которая жила в начале 7-го столетия, упоминается о приходе Чеховых полков под предводительством Попела, и об овладении местностию нынешней Чехии:

«Люты Χργдοс на Олаве-криве,

На Олаве-криве, златоносиe,

Стоглав храбер на Раддуже хладие (на р. Радунице);

Оба братри, оба Кленовича,

Рода стара, етвы (ветви) Попелово(****)

Енже (иже, он же) прийде с плъкы Чеховыми,

Все же жирне власти простер рекы, (т.е. всюду великой власти простер руки.)

XXXI. «Также следующий обычай, который у других Германских народов исполняется при редких и частных случаях оказанной храбрости, у Чехов составляет условие общее: а именно, при возмужалости отращать волосы и бороду, и не иначе обривать их, по обету и обязанности воина, как низложив врага. На крови и на добыче обнажают они чело свое от волос,и единственно с этой поры считают уплоченным долг родителям и являются достойными отчизны и предков. Безсильные же и неспособные к войне, остаются навсегда небритыми.»

Таким образом толкует Тацит древний Русский обряд постригов и посадки на коня сыновей княжеских, Боярских и вообще Руси; так понимает он и простой обычай arevelare frontem» у поступающих новобранцев в постоянные строевые полки, которые существовали изкони. На пример, В. К. Ольга, возвратясь с войны против Древлян «пристрои воя на прок.» т. е. учредила постоянныя войска.

 

(*) Hist. Rоm. Nirbuhr. Titelive. I. 38. II. 16.

(**) Cohors, произх. от со: (Русск: со) и hortus — град, градина; след. соградья, согражданства; ибо каждый полк у Сайван, как упоминает а Тацит, состоял изь соградных, единонлеменцев.

(***) Лекс. Треязыч. и Слов. Церк. П. Алексеева.

(****) Разумеется, что это не Popиеl, король Лешский IX стол., который однако же мог происходить от этой же династии. Родоначалие это кажется происходить от Попилия Лэна, консула из священствующаго рода (за 350 лет до Р.X. до выхода Савин из Италии), происходящаго вероятно от Помпилия (Popilius, Pompilius).

Варяги, т.е. наемные воины, стражи, solidati, отправляясь из своих украин и станиц, во время мира, на военную заработку, также составляли дружину, обученную строю; как пехота, при исполчении дружины, становились они в срсдине боеваго строя: «Ярослав же выступи из града и исполчи дружину, и постави Варяги посреди, на правой стороне Кияне, а на левом крыле (относится к коннице) Новгородцы, и сташа пред градом.»

«Храбрейшие сверх того носят железный обручь, как оковы (что считается у народа иостыднымъ), покуда не освободятся от него убиением врага. Большей части Чехов нравится этот обычай и они до глубокой старости носят этот знак, отличающий их и у неприятелей и у своих. Во всех сражениях они начинают битву, всегда в передовом строю, и наружность их поразительна. Даже во время мира взор их не смягчается. Они не имеют ни домов, ни полей, и ни малейшей о чем нибудь заботы. Куда приходят, там и получают продовольствие. Роскошествуют чужим добром, пренебрегают своим собственным покуда хладная старость не сделает их неспособными к этому суровому мужеству.»

Из этого описания просто и ясно видно, что Чехи, составляли войска, размещаемыя на постой между жителями. Их быт совершенно войсковой. Тацит, и вообще древние историки не обращают внимания на Сайванския народныя сословия и смешивают быт казачествующей земщины, по Украйнам, с бытом селян и поселян. Жизнь Сайван в недрах страны, обезпеченных от нашествия Римлян, им была совершенно неизвестна.

Тацит дал свое значение обручу, который вообще у Славянскаго войсковаго сословия, у Руси, у Варягов, Варязей, Фрязей, или по Гальскому произношению Франков (Franci, Franqui, Φράγγοι, Φαργάνοι, Βάραγγοι) был обручениемь или обречением себя на верную службу.

Обручи эти, находимые во множестве в могилах (курганахъ), на весм пространстве населения Славян по Европe, суть , знамение, знак веры, обета. Они без исключения свивались из трехъ-проволок, в виде змеи — сарпа, но были не железные, как. пишет Тацит, а серебряные с примесью,(*) в роде плохаго серебра, действительно похожаго на железо. Ошейные обручи, ожерелья, назывались, как уже мы упоминали, гривнами й .

Те и другие были признаками служения (servio), охранешя (servo), словом стражи (servans). Hocившие их и составляли ограду, обод, пояс (е-chorpc, serta) области или государства, образуя собою град, котораго живая стена уподоблялась свернувшейся в обручь змее».

След этих знаков сохранился в цатах,(**) гривнах, и начальничих знаках службы (hausse-col).

XXXII. «В соседстве Чехов, где ложе Рейна становится определеннее и река составляет сама по себе уже надежную границу, живут Usipi (Usipii, usippi; но Птоломею Ουισπα, Vispi; пo Страбону Νουσίπων) и Tungri (Tencteri, Tenetri, Teneteri, Tenecteri, Tenteri, Theneteri, Thencteri, Teucteri; в греч. тексте Птоломея Τίγγρα, т.е. Тингры, замененное в латинских переводах и на картах посредством Tingeri, Tenceri, Tencteri.(***) В Дионе Kaccие Τέγнρητα).

Tungri сверх обычной воинственной славы отличаются и искуством коннаго строя. Слава о достостоинстве пехоты Чехов не превосходить славу конницы Туричей. Так учредили предки, потомки им подражают. При настойчивости старцев, наездничество составляет забаву детей, соперничество юношей.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 184; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!