Взгляды на правовую школу и социальные принципы



Правоведы имамитов разработали различные подходы ко многим юридическим проблемам на базе выведения индивидуальных умозаключений. Столь широко распространившаяся вариативность определяющих верований побудила таких богословов как Аллама Хилли, провести сравнительное исследование правовой школы имамитов в работе под названием «Расхождения среди шиитов».

С другой стороны существовали общие пра­вила, которых придерживались все имамиты в целом - на протяжении всей истории они служили и основными характеристиками имамитской школы при ее столкновении с другими мазхабами. Наиболее важными являются следующие:

- обязательное обтирание ног водой во время омовения;

- отказ от совершения омовения с обувью на ногах;

- произнесение формулы «Спешите к добрым делам!» во время призыва на молитву;

 -разрешение временного брака;

- признание недействительным тройного развода (путем произнесения слова «талак» три раза), осуществленного на одном собрании.

- необходимость пятикратного произнесения фразы «Аллаху Акбар» во время похоронной молитвы;

- запрет на напиток «фука'» (особую разновидность пива);

- запрет на несправедливое разделение наследства[54].

Шейх Мофид в своей работе «аль-А'лам» и. Сейид Мортеза в работе «алъ-Интисар» приводят исчерпывающие комментарии касательно выделенных тут характеристик[55].

В сравнительном исследовании религиозных ритуалов имамитов и других исламских мазхабов видное место также заняли различные аспекты паломничества и молитвы. Хотя вопросы палом­ничества и молитвы, в сущности, не ограничены одним лишь имамитским течением, именно эти две темы являются для имамитов особенно важ­ными. Паломничество, которое в исламской куль­туре обычно состояло лишь из путешествия в Мекку и к святой могиле Пророка (ДБАР), в имамитской традиции стало пониматься куда шире, включив также могилы имамов и специальные обряды, с этим связанные. Большое количество подобных обрядов привело к тому, что обсужде­ние паломничества к мавзолеям, как одного из самых важных вопросов религии, стало темой множества книг, включая «Все маршруты палом­ников» Ибн Кавлавие Куми[56] (ее признали одним из наиболее авторитетных текстов по проблеме[57]). Однако читатели чаще обращаются к отдельным путеводителям, написанным специально про ту или иную святую могилу. Обращаясь к вопросу молитвы, стоит вспомнить о множестве молитв, возникших еще при

Имамах, которые собраны в текстах имамитов. Одни молитвы носят общий характер, другие предназначены для особых случаев или обстоя­тельств. Некоторым молитвам, пользующимся особой известностью у имамитов, были даже да­ны специальные названия. Среди них можно выделить молитву «Кумайл», обычно читаемую вечером в четверг, а также ночью, в середине меся­ца шабан, и молитву Абу Хамзы Самали, в каче­стве глубоко личной мольбы к Богу рано утром, незадолго до восхода солнца, во время священно­го месяца Рамадан[58]. Имамиты написали множе­ство книг о молитвах, самой значимой из которых стало собрание молитв, созданное еще Имамом Зайном аль-Абидином (мир ему), под названием «Сахифа Саджадия». Стоит  упомянуть что и книга «Мафатих аль-Джинан», составленная Шейхом Аббасом Куми (ум. в 1359 г.х. (1440 г.)) собрание молитв и паломни­ческих обрядов - пользуемся немалой популяр­ностью (особенно среди последователей имамитского течения, говорящих на фарси).

Что касается обрядов, внимания заслуживают религиозные праздники, поскольку на их основе имамиты составили для себя отдельный кален­дарь. Кроме обычных исламских праздников, имаммты особым образом отмечают и другие со­бытия. Здесь следует упомянуть праздник «Гадир Хум, (в 18-й день месяца зуль-хидджа), в честь провозглашения Имама Али (мир ему) преемником Пророка (ДБАР) (об этом было объявлено в местечке Гадир Хум, па полпути между Меккой и Мединой). Дни рождения Имамов так­же являются религиозными праздниками - при­чем день рождения двенадцатого Имама (мир ему) (в 15-й день месяца Шабан) празднуется с особым рвением.

Дни траура также чрезвычайно важны для имамитов поэтому они проводят траурные це­ремонии, призванные увековечить мученическую смерть Имамов. Самая яркая траурная церемония имамитов устраивается в день Ашура (10-й деаь месяца мухаррам), посвященный мученической гибели Имама Хусейна (мир ему) от рук воинов Язида. Траур в день Ашура остается обычаем имамитов еще со времен Буидов[59] - история со­хранила эту традицию, хотя в разное время и в разных местах размах обрядов варьировался, в зависимости от того, как изменялось обществен­ное влияние имамитов.

Религиозный календарь, включающий различ­ные праздники и траурные дни, подробно описан в таких работах, как «Масар аль-шиа» Шейха Мофида, «Тадж аль-мавалид» Табарси, «Тавзих аль-макасид» Шейха Бахаи, а также в более позд­них текстах, под названием «Вакайн аль-айям» Аббаса Куми и муллы Али Хиабани (ум. в 1367 г.х. (1947 г.))[60].

Известные личности и мыслители, принадле­жавшие к имамитскому течению, сыграли вы­дающуюся роль в развитии различных областей богословия, включая изучение хадисов, экзегети­ка, калам и правоведение, и создали огромное количество книг и рукописей по этим темам. Са­мыми важными работами имамитов, посвящен­ными хадисам, остаются следующие четыре кни­ги: «аль-Кафи» Мухаммада ибн Якуба Кулайни (ум. в 328 или 329 г.х. (939 или 940 г.), «Ман ла яхдуруху аль-факих» Мухаммада ибн Али ибн Бабавийя Куми (ум. в 381 г.х. (991 г.), «Тахзиб аль-ахкам ва аль-истибсар» Мухаммада ибн Хасана и произведение Шейха Туси (ум. в. 460 г.х. (1067 г.)). Кроме них, стоит упомянуть «Надж аль-балага», составленную Шарифом Рази (ум. в 406 г.х. (1015 г.)}, где содержатся проповеди, письма и афоризмы Имама Али (мир ему) - среди шиитов эта книга считается самым известным собранием хадисов.

В области толкования Корана, первый имамитский сборник-руководство, под названием «алъ-Тибйан» был написан Шейхом Туси. Эта книга, в свою очередь, стала основой для самой известной и наиболее часто используемой имамитской работы по толкованию свяшенных тек­стов - «Маджма аль-байан» Фазла ибн Хасана Табарси (ум. в. 560 г.х.(1164 г.)). За несколько столетий богословы-имамиты создали и записали бесчисленное множество интерпретаций - как в философском стиле, так и на основе устной тра­диции. Одна из последних и наиболее влиятельных работ - «аль-Мизан» Мухаммада Хусейна Табатабаи (ум. в 1360 г.х. (144] г.)). Одним из самых известных теологических трактатов пер­вых веков Ислама стала первая часть «Джумал аль-илм ва аль-амал» Сейида Мортезы (ум. в 436 г.х. (1044 г.)); короткий текст, рассказывающий о принципах верований (его интерпретировали та­кие богословы, как Шейх Туси в книге «Тамхид аль-усуль»). В данной работе представлен калам имамитов. Большая часть теологических трудов, написанных позднее, оставались лишь собранием интерпретации и поправок к этому маленькому трактату.

В первые века Ислама были написаны сотни книг в области правоведения, из которых особого внимания заслуживает «аль-Нихая» Шейха Туси, поскольку эта книга долгое время служила учеб­ным текстом в школах имамитов. Другой извест­ной работой стала «Шара'и аль-ислам» Джафара нбн Хасана Мохагега Хилли (ум. в 676 г.х. (1277 г.)) - произведение школы Хилли, на основании которой были также написаны различные труды Хасана ибн Юсуфа Аллама Хилли (ум. в 726 г.х.; (1325 г.)). Небольшой текст, написанный Мухаммадом ибн Макки Амили (известным, как «первый мученик» (ум. в. 786 г.х. (1384 г.)), под на­званием «аль-Лума' аль-димашкийя» оказал глу-

бокое влияние на имамитское правоведение, на протяжении столетий оставаясь его фундамен­тальным трактатом. Кроме - этой работы, учебным текстом многие столетия была и ее интерпрета­ция, написанная Зайн аль-дином Амели (извест­ным, как «второй мученик» (ум. в 966 г.х. (1558 г.)), под названием «аль-Равзах аль-бахия» (хотя употребительнее другое - «Шахр-и Лума'»). Она и сегодня используется на вводных уроках, сту­дентов факультетов правоведения в учебных за­ведениях имамитов. Из более поздних работ, оказавших значимое влияние на имамитское пра­воведение, необходимо отметить «Джавахир аль-калам» (труд из нескольких томов) Хасана Наджафи, известного как «автор Жемчужины (Джавахира)» (ум. в 1266 г.х.; 1849 г.), и «аль-Макасиб» (или «аль-Матаджир») шейха Мортезы Ансари (ум. н 1281 г.х.; 1864 г.). Последний трак­тат преподается на старших курсах правоведческих теологических школ имамитов.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 213; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!