Имамат и тот, кто наделен божественной властью («худжат»)



Прежде, чем перейти к летальному разбору верований шиитов-имамитов, следует подчерк­нуть, что самым серьезным расхождением между имамитами и другими течениями Ислама всегда оставался особый взгляд имамитов на вопрос имамата (отсюда и название группы). Имамиты, как ветвь шиитов, считают, что Имам Али (мир ему) по закону должен был стать преемником Пророка (ДБАР), и что сам Пророк (ДБАР) в те­чение своей жизни несколько раз ясно упомянул об этом. Имамитские источники ссылаются на некоторые известные хадисы (как устные доказа­тельства данного факта), включая «Гадир», «Сакалайн» и «Манзилат». Большинство суннитских теологов согласно с тем, что эти высказывания являются полноценными хадисами - со своими оппонентами они расходятся лишь в вопросе ин­терпретации этих хадисов. В основное отличие шиитов-имамитов от шиитов-бутридов и некото­рых шиитов-зейдитов связано с тем, что первые считают Али (мир ему) единственным законным Имамом после Пророка (ДБАР) - и потому рас­ценивают любую помеху на пути перехода има­мата к нему как несправедливость. Следует упомянуть и об одном историческом факте: имамиты никогда не сомневались в том, что Имам Али (мир ему) лично принес клятву верности трем первым халифам и — пусть и не­охотно - согласился стать четвертым халифом. Однако, интерпретируя его действия, они счита­ют, что Имам Али (мир ему) исходил из принципа «такийя», поскольку это было целесообразно для блага исламской уммы. Данная точка зрения не раз подтверждалась имамитами в качестве их принципиальной позиции по проблеме имамата; она отражена и во множестве имамитских книг на эту тему. Подобное теоретическое обоснование имамата широко распространено среди имамитов, и оно послужило ядром имамитских верований по данному вопросу. В течение II в.х. (VI - VII вв. н.э.) имамиты разработали набор строгих принципов, служивших структурой их веры (опирались они, в основном, на учения Имама Бакира (мир ему) и Имама Садика (мир ему)). Самые важные из этих принципов вкратце звучат следующим образом: пока на земле есть человек, облеченный долгом, мир не может существовать без Божьего «худжата» - причем «худжат» порой является видимым Имамом, а порой - Имамом, скрытым от люден, хотя его существование все равно особым образом влияет на мир. «Худжат» обязательно должен быть не­порочным Имамом, свободный от любых ошибок и грехов. Таких Имамов выбирают не люди, а сам Бог - люди же узнают об имамате через «откры­тое указание». Наконец, послушание Имамам яв­ляется священным долгом всех и каждого, и даже малейшее неповиновение им уводит верующего с истинного пути[48].

Имамиты знают всех двенадцати Имамов по именам, а после смерти одиннадцатого Имама, Хасана Аскари {мир ему) (в 260 г.х.; 873 г.н.э.), последователи этого религиозного направления объявили, что эпоха имамата завершилась - и на­чалась эпоха «сокрытия». То есть, двена­дцатый Имам, к которому и перешел имамат в 260 г.х. (873 г.н.э.), живет уже многие сотни лет и скрыто наблюдает за делами уммы, а когда при­дет время (в преддверии Судного дня), он явится перед всеми и. одержав победу над силами тиранов, принесет свет справедливости всему миру.

Принципы веры

Прежде, чем обсуждать эту тему, следует упо­мянуть знаменитое учение имамитских богосло­вов о принципах веры. Согласно ему, эти прин­ципы включают единобожие, миссию пророков, воскресение, имамат и справедливость. Иногда говорят, что первые три из этих принципов отно­сятся к религии в целом, а последние два - ис­ключительно к имамитскому течению. Но, в лю­бом случае, это различие очень относительно, и хотя взгляд имамитов на имамат остается специ­фическим для их религиозного направления, по вопросу «справедливости» имамитам удалось достичь заметного согласия с мутазилитами. Если в целом рассмотреть принципы веры имамитов и сопоставить приверженцев «открытого указания» с джахмитскими и мутазилитскими теологами, станет ясно, что имамиты всегда были ближе к последним.

Говоря об истории философии шиитов-имамитов, следует отметить, что даже имамит-ские богословы, следующие доктрине «открытого указания», были не так уж далеки от мутакаллимов (теологов) в своих взглядах на вопросы еди­нобожия («таухид»). Например, по вопросу Боговидения, остававшимся источником бесконечных споров между сторонниками «от­крытого указания» и последователей не­шиитской идеологии, среди има- митов нет ника­ких расхождений: ни один из имамитскнх при­верженцев догмата «открытого указания» никогда не поддерживал доктрину Боговидення. В основ­ном, это связано с тем, что большая часть фунда­ментальных верований уже была заложена в уче­ниях Людей Дома Пророка (мир им), благодаря чему имамитские сторонники «открытого указа­ния» оказались в положении, отличном от других течеиий.

Рассматривая фундаментальные верования имамитов касательно единобожия, следует пом­нить, что позиция теологов этого направления по вопросу атрибутов Бoгa ориентирована на иде­альное, а не земное, и близка к мутазилитской: то есть, догмат о том, что свойства Бога являются неотъемлемой частью Его сущности, стал доми­нирующим срели имамитов. Они всегда отрицали физическую видимость Бога; что касается старого вопроса о происхождении Корана (в качестве второстепенного учения по теме «таухида»), идея о том, что Коран существовал вечно, отвергалась - для чего или указывали на феноменальность Корана, или прямо утверждали, что Коран был сотворен.

По вопросу свободы поли имамиты, опираясь на учения Людей Дома Пророка (мир им), неиз­менно подтверждали свою позицию - «промежу­точную между двумя крайностями». Они высту­пали как против детерминизма, так и против идеи абсолютизации свободно» воли человека.

На самом деле, несмотря на близкую к мутазилитам точку зрения, некоторые аспекты этого ре­лигиозного направления (например, отношение свободной воли и Божественного указания) оста­вались характерными только для него. Данная тема столь интенсивно обсуждалась имамитами в рассматривалась с таким интересом потому, что стала источником теории «внешнего». Дан­ная идея (которую, как минимум, оппоненты имамитов признают центральной для имамитского направления) такова: если отбросить техниче­ские детали, речь идет о божественном предопре­делении. Такого взгляда с давних времен, в це­лом, по традиции придерживались различные фракции имамитов, однако все они предлагали различные интерпретации теории, в соответствии с разностью своих философских основ. Так, на­пример. Шейх Мофид интерпретирует теорию «внешнего» в том смысле, что разногласия других религиозных течений с имамитами связаны лишь с терминологией[49].

Касательно миссии пророков, имамиты сформулировали верование об их непогрешимости[50], но в целом по сравнению с другими шиитскими течениями у них не было никаких специфических верований по вопросу имамата (за исключением деталей) Здесь стоит упомянуть лишь о том что, придерживаясь взгляда о принципиальной важности «худжата», они старательно на­блюдали за постоянным присутствием пророков на Земле и потому настаивали на непрекращаю­щемся правлении пророков, в течение всей исто­рии в виде непрерывной цепочки[51].

Говоря о воскресении, имамиты опираясь на богатую устную традицию, чтобы подчеркнуть крепость связей между Имамами и их последователями в загробной жизни подчеркивали право­мерность таких эсхатологических понятий, как «весы» и «мост» и придерживались веры в «воскресение» даже в этой, земной жизни. «Воскресение» - исключительно имамитский догмат возникший в I в ч (VI - VII в. н.э.)[52].Согласно ему в конце времен, когда явит­ся Имам Махди (Ожидаемый) (мир ему), Бог вос­кресит мертвых среди которых будут лучшие из праведников и худшие из злодеев в этой второй жизни первым будут оказаны высочайшие почес­ти а последних ждут страшнейшие страдания и унижения[53].


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 248; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!