Учения лидеров шиитов - имамитов



Имам Мухаммад аль-Бакир (мир ему), в пери­од своего имамата, составил исчерпывающие комментарии к шиитскому учению и значительно расширил его. Бесчисленное множество хадисов, рассказываемых о нем по ряду вопросов о право­ведение и этике, показывает, что именно и его время религиозное учение шиитов обрело свою форму и стало развиваться. После его кончины, основная часть шиитов признала свои лидером Джафара ас-Садика (мир ему); это направление, в отличие от зейдитов, считало имамат легитим­ным только в случае «открытого указания - божественного назначения каждого отдельного имама. Из-за столь важной для них родословной имамов, их стали называть «имамитами»[17]. Сам термин «имамиты» включает широкий спектр направлений шиизма. После Имама Бакира (мир ему), в процессе бурной историй формирования движения имамитов во II - IIIв. х. (VI - VIII вв. н.э.), эти направления возглавили Имам Садик (мир ему) и другие Имамы (мир им) из числа его братьев.

Имамат Имама Садика (мир ему) (114 - 148 г.х.; 733 - 765 гг. н.э.) пришелся на политический переходный период, а значит — как на времена, подходящие для развития культуры, так и на эпоху накопления исламских научных знаний. В столь благоприятной исторической ситуации Имам Садик (мир ему) последовал по пути рас­ширения и углубления шиитского учения, проло­женному для него Имамом Бакиром (мир ему). По свидетельству многочисленных хадисов о нем, Имам Садик (мир ему) Не только укрепил пози­цию имамитов в дискуссиях о религиозных дог­мах того времени, но и составил полноценную интерпретацию учения по самым разным темам, особенно но вопросам имамата и статуса имама. Приведем несколько примеров: именно во време­на Имама Садика (мир ему) и именно в его уче­нии исчерпывающую интерпретацию получила концепция «долга повиновения имаму», вопрос о том, что в мире никогда не должен отсутствовать имам, невозможность наличия двух имамов одно­временно, идеи о завещании скончавшегося има­ма, а также об «открытом указании» при смене одного имама другим, уникальность перехода имамата от одного брата к другому в случае Имамов Хасана и Хусейна (мир им) и тому по­добные вопросы[18].

Этот Имам также высказывал свою позицию по текущим теологическим вопросам своего вре­мени, включая атрибуты Бога, детерминизм и по­ложение распутников, и в целом его отношение характеризовалось умеренностью. По вопросу атрибутов Бога (в связи с которым возникло две противоположных точки зрения: «сокрытое и по­хожее», Имам Садик (мир ему), заявляя о том, что Бог свободен от всех материальных свойств, делал упор на бесконечности Божественных свойств - таких, как всеобъемлющее знание[19], и предложил промежуточную позицию между «сокрытом и похожим»[20]. Частью проблемы атрибутов Бога остается вопрос происхождения Корана - по которому имам, подчеркивая, что «Коран - слово Бога, обладает происхождением и является несотворенным»[21], занял позицию между теми, кто считает Коран сотворенным и теми, кто отрицает его сотворение.

Касательно обширной темы, связанной с во­просом детерминизма, Имам Садик (мир ему) (как и другие Имамы Дома Пророка (мир им) от­рицал предопределение и верил в идею «делеги­рования» (то есть, абсолютной власти избранни­ков Божьих), а также склонялся к «среднему меж­ду двумя крайностями»[22]. Имам Садик (мир ему), как и другие Имамы, разграничивал «указание Бога» и «волю Бога» и указывал на двойственность Божественной воли - а именно, на волю определенную и волю окончательную, тем самым придя к риториче­скому вопросу о том, способен ли Бог дать указа­ние к действию, которое не было бы предопреде­лено Его волей[23]. Наконец, широко обсуждаемым вопросом оставалось определение веры, по которому Имам Садик (мир ему) (подчеркивая важность практики в реализации веры и отрицая, что человек, совершивший смертный грех, обладает верой) придерживался промежуточном позиции, тем самым заявляя, что «Ислам» - более всеобъемлющий термин, чем «вера». Такая позиция позволила ему считать позволила ему считать совершившего смертный гpex принадлежащим к «Исламу»[24].

Последователи той школы шиизма, которую возглавлял Имам Садик (мир ему), назывались «джафаритами» уже в его время[25], так что Сейид Хемьяри (105 - 173 г.х.; 723 - 789 гг. н.э.), пере­шедший из кейсаннтского мазхаба в мазхаб Има­ма Садика (мир ему), в своем стихотворении бла­годарит Бога за то, «что стал джафаритом»[26].


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 247; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!