Раскол среди шиитов - имамитов



Как уже было сказано выше, имамат Имама Садика (мир ему) пришелся на период политиче­ских изменений, которые были для него очень благоприятны. Этот Имам сыграл важную роль в канонизации правовой школы имамитов. После смерти Имама Садика (мир ему) в 148 г. х. (765 г. н.э.), его последователи разделились. Так, группа шиитов, позднее названных исмаилитами, про­возгласила своим имамом Мухаммада ибн Исмаила, чей отец был старшим сыном Имама Са­дика (мир ему), но умер еще при жизни Имама. Что касается других сторонников, одна группа посчитала новым имамом Абдуллу Афтаха, дру­гого сына Имама Садика (мир ему) (поскольку он был старшим), а другая группа предпочла Мусу аль-Казима (мир ему), основываясь на открытом указании самого Имама Садика (мир ему). В чис­ло тех, кто с самого начала защищал имамат по­следнего (их имена донесли до нас первые бого­словы, изучавшие течения Ислама), входят такие известные фигуры, как Хишам ибн Хакам, Хишам иби Салим, Абу Басир и Мофаззал ибн Умар[42].

Примерно через семьдесят дней после смерти отца, скончался и Абдулла, а поскольку сыновей у него не было[43], его последователи обратились к Имаму Казиму (мир ему); при этом, одни приняли его в качестве восьмого Имама, настаивая на своем, фатахитском мазхабе, а другие отошли от этого мазхаба и потому видели в нем седьмого Имама[44].

Чтобы ограничить власть Имама Казима (мир ему), как лидера шиитов, абассидский халиф Харун в 179 г.х. (795 г. н.э.) заставил его переехать из Медины в Басру, а затем из Басры в Багдад. Харун держал его под стражей вплоть до 183 г. х. (799 г. н.э.)[45]. После смерти Имама Казима (мир ему) в тюрьме, при невыясненных обстоятельст­вах, среди шиитов возникла новая волна разно­гласии: шииты-мусавиты поделились на кат'итов и вакифитов. Последние, основываясь на некото­рых хадисах, считали, что Имам Казим (мир ему) является Махди («ожидаемым имамом») - и, со­ответственно, полагали, что он был последним из Имамов. Но основная масса мусавитов – («кат'и») верила, что его преемником стал Имам Реза (мир ему) (почему эту группу и назвали «кат'итами»)- В 183 - 200 г.х. (799 - 815 гг. н.э.) Имам Реза (мир ему) проживал в Медине. В 200 г.х. (815 г.н.э.) он, по приказу абассидского халифа аль-Мамуна, переехал в Хорасан, чтобы там стать наместником для мусульман. Но на пу­ти туда Имам Реза (мир ему) скончался (в 203 г.х.; 818 г.а.э.). После него титул имама последо­вательно переходил к Имаму Мухаммаду Джаваду (мир ему) (имамат: 203 - 220 г.х.; 818 - 835 гт.н.э.), Имаму Хади (мир ему) (220 - 254 г.х.; 835-868 гг.н.э.) и Имаму Хасану Аскари (мир ему) (254 - 260 г.х.; 868 - 873 гт.н.э.).

Стоит упомянуть, что халиф призвал Имама Хади (мир ему) в Багдад в 233 г.х. {847 г.н.э.) (очевидно из-за действий последнего, направлен­ных против правления Абассидов), где держал его под наблюдением до самой смерти[46]. Источники, рассказывающие о различных шиитских фракци­ях, содержат обширные дискуссии, связанные с разногласиями среди шиитов также и после смер­ти Имама Хади (мир ему)[47].

Несмотря на то, что различные фракции имамитов (включая фатахитов, вакифитов и кат'итов) были вовлечены в жесткую и напряженную поле­мику по теоретическим вопросам касательно имамата, их теологические деятели поддерживали связи друг с другом. К этим разрозненным течениям принадлежало несколько наиболее извест­ных и авторитетных теологов первых веков Ис­лама. Фатахиты и вакифиты достаточно скоро утратили свое значение и, хотя некоторые шииты оставались приверженцами этих направлений и позднее, в конце концов, они были позабыты и исчезли со страниц истории. Кроме основного течении шиитов-двунадесятннков (исна'ашари-тов), стабильно существующего и по сей день и включающего значительное число приверженцев, из значимых шиитских движений сохранились только исмаилиты.

Фундаментальные учения шиизма и шиитские организации

Рассматривая породившее множество фило­софских школ религиозное течение, чья история, с множествам взлетом и падений, насчитывает полторы тысячи лет, сложно выделить стройную систему верований, общую для всех их догматов, или свод правовых решений, который разделили бы они все. Но все существует несколько основ­ных учений, касающихся фундаментальных догм, а также подчиненных им принципов, которые яв­ляются общими для большинства групп, относящих себя к шиитам.   


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 289; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!