Маньчжурское завоевание Китая. Нерчинский договор Китая с Россией.



В 1628 г. в Китае началась крестьянская война. Движение возглавил Ли Цзы-Чен. Крестьяне захватывали помещичью землю, расправлялись с феодалами и чиновниками. Восставшие заняли многие города и провинции, а в 1644 г. захватили Пекин и провозгласили создание нового китайского государства. Последний из династии Мин император повесился, и Ли Цзы-Чен провозгласил императором себя.

Вслед за этим китайские феодалы заключили договор с маньчжурами и призвали их войска для подавления восстания. Под ударами маньчжурской армии восставшие потерпели поражение. Ли Цзы-Чен был убит. Условием договора с маньчжурами было то, что после разгрома восстания они уйдут. Но маньчжуры захватили власть, основав династию Цин (1644-1912).

Маньчжурское правление не встречало особого сопротивления китайцев, так как маньчжуры восприняли почти без изменения те отношения, которые они застали в Китае на момент завоевания: язык, государственную организацию, традиции, культуру, философию, религию. Таким образом, завоеванные китайцы ассимилировали завоевателей маньчжур. Маньчжуры все же попытались как-то отделить себя от китайцев: были запрещены браки между китайцами и маньчжурами; китайцы должны были брить голову до темени и носить косичку.

Цинское государство вело активную завоевательную политику, одним из объектов которой стали дальневосточные владения России. Маньчжуры неоднократно нападали на Албазинскую крепость. Во время очередной осады Албазина император Канси предложил русскому правительству начать переговоры о территориальном размежевании владений Китая и России.

Русско-китайские переговоры, начавшиеся в 1689 г. в Нерчинске, проходили в неблагоприятной для русской стороны обстановке. Маньчжурское 17-тысячное войско окружило город и грозило начать штурм. По условиям подписанного тогда Нерчинского договора русское правительство было вынуждено уступить часть Приамурья (Албазинское воеводство). Области нижнего течения Амура и Приамурья оставались неразграниченными. Цинские послы скрепили клятвой обязательство не заселять албазинские земли и не сооружать здесь укреплений. Тем самым правительство Китая признало ограниченность своего суверенитета на захваченных им у России землях. Договор предусматривал установление регулярных торговых связей между двумя странами.

 

Основные черты права феодального Китая.

Правовое устройство средневекового Китая в значительной мере определялось господствующей идеологией конфуцианства.

Ячейка общества – это семья с иерархической организацией и почти абсолютной властью главы семьи. Община и само государство должны соответствовать этой модели семьи и избегать сколько-нибудь значительного вмешательства в отведенный ей широкий круг дел. Обязанностью жителей было строгое исполнение норм, соответствующих статусу. Суд не был отделен от администрации.

Попытка преодолеть идеологию конфуцианства связана со школой легистов, возникшей еще в III в. до н.э. Согласно их представлениям, власть должна основываться не столько на добродетели правящих (правлении людей), сколько на подчинении закону (правлении законов). Легисты настаивали на необходимости постоянно действующих законов, которые правитель должен знать, а подданные исполнять. Но их идеи остались чуждыми большинству населения Китая.

Китайские кодексы феодального периода содержали лишь административные предписания или нормы, относящиеся к уголовному праву; гражданско-правовые правила попадали в них лишь тогда, когда нарушение норм обычая влекло уголовные санкции. Право Китая прежде всего закрепляло привилегии феодальной знати и чиновничества. Например, родственники императора, сановники высокого ранга не могли быть преданы суду без санкции императора.

Основным источником права были императорские законы и постановления, которые объединялись в многочисленные своды. Источниками права также являлись нормы обычного права, судебные прецеденты. Начиная с III в. своды законов включали уголовно-правовые нормы (люй) и административные постановления (лин).

Большая работа по систематизации законов была проведена в VI в. Были созданы династические своды законов, кодексы уголовных законов. При последующих династиях своды и кодексы подвергались пересмотру. В конце XI в. было создано специальное бюро по пересмотру и классификации законов. В конце XIV в. был издан свод законов династии Мин. На его основе в 1647 г. был составлен Свод законов династии Цин, который впоследствии дополнялся и переиздавался и действовал вплоть до начала XX в.

Право собственности. В феодальном Китае не прекращалось противоборство государственной и частной собственности на землю. Общинная земельная собственность была уничтожена еще в древности. Коллективная земельная собственность долго продолжала существовать в следующих формах: нераздельная семейная собственность; родовая собственность на общинные кладбища; собственность буддистских и даосских общин.

Все остальные земли делились на казенные и частные. Частные земли регистрировались в целях налогообложения и определения трудовых повинностей. Был широко распространен институт заклада земли. При этом залогодатель длительное время не терял права собственности на заложенную землю, сохранял право выкупа земли.

Существовала также особая категория частных дворцовых земель. К дворцовой собственности относилась и собственность на недра – китайское право очень рано стало различать собственность на поверхность и недра земли. В целях поощрения земледелия с древних времен существовало право каждого занимать бесхозные или покинутые земли.

Китайское право знало деление вещей на движимые и недвижимые, однако не знало института приобретательной давности на землю.

В обязательственном праве основное место отводилось соглашению сторон. Различались купля-продажа земли, людей скота, при которой требовалось составление купчей. Землю мог продавать только глава семьи. Первыми право на покупку имели родственники, затем соседи, потом посторонний люд. Сделки по продаже недвижимости, рабов и скота регистрировались государственными органами. Для аренды земли необходимо было предварительно внести плату за 3 года, что ущемляло интересы бедняков.

Семейное право. Китайская семья носила патриархальный характер. Брак рассматривался как долг, выполнение которого должно служить интересам семьи, требованиям культа предков. Целью брака было появление мужского потомства. Браку предшествовал сговор семей жениха и невесты. Согласия брачующихся при этом не требовалось.

Запрещались браки свободных с рабами, с родственниками по мужской линии, с лицами, носящими ту же фамилию. Запрещалась полигамия – второй брак при жизни первой жены признавался недействительным. Однако у мужчин могло быть неограниченное число наложниц.

Китайский брак не носил нерасторжимого характера. Развод допускался по обоюдному согласию супругов. Поводом для развода служили также бесплодие жены, распутство, непочтение к мужу и его родителям, чрезмерная болтливость, воровство, завистливый характер, застарелая болезнь. Жена могла требовать развода, если муж покидал ее на срок более трех месяцев или принуждал к аморальному поведению.

 


Тема 14


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 391; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!