Общественный строй феодального Китая.



В III в. в результате мощных народных движений в Китае распалась Ханьская империя. Восстановление государственного единства произошло в 265 г., когда была основана династия Цзинь, родоначальником которой был Сыма Янь. Он начал свое правление с того, что объявил большую часть земель императорской, т.е. государственной собственностью. Свободные крестьяне становились податными держателями государственных наделов. Мужчины и женщины от 16 до 60 лет получали по одному наделу в пользование (70 му – 1/16 га – для мужчин и 30 му – для женщин) и второй «податный» надел (соответственно 50 и 30 му), урожай с которого целиком передавался государству. Податные крестьяне несли также трудовые повинности. Земельные участки чиновников не облагались налогами и обрабатывались крестьянами-арендаторами.

В VII в. при династии Тан была введена система «равных полей». Крестьяне от 15 до 70 лет получали от государства земельные участки с целевым назначением – под посевы зерновых, конопли, посадку тутовых деревьев и т.д. При этом большая часть участка предоставлялась во временное пользование и отбиралась после превышения податного возраста или в случае смерти. Другая, меньшая часть участка передавалась по наследству, однако продажа этого надела запрещалась. Такая надельная система способствовала прикреплению крестьян к земле, сохранению земельной общины с ее круговой порукой и коллективной ответственностью перед государством.

Вместе с тем система «равных полей» способствовала укреплению экономики Китая, оживлению торговли и ремесла в городах, стабилизировала политическую обстановку.

В VIII в. были сняты запреты с продажи земель. Это создавало возможность для роста крупного землевладения за счет обезземеливания мелких крестьян.

К XI в. в Китае сложилось определенное равновесие государственного и частного землевладения. Укреплению этого равновесия способствовали реформыВан Аньши – сановника династии Сун.

В 1069–1076 гг. он проводил реформы, направленные на усиление контроля государства над экономикой и общественной жизнью: натуральные и трудовые повинности заменялись денежным налогом; вводились централизованное регулирование цен и государственные ссуды под залог будущего урожая; сельское население сводилось в иерархиючисленно упорядоченных соединений, связанных круговой порукой и ополченческими обязанностями.

Данные мероприятия, обосновывавшиеся благом народа и имевшие целью ограничение влияния чиновной знати и крупных землевладельцев, в то же время вели к монополизации государством ключевых сфер торговли и ремесленного производства, подавлению их частных форм.

Ван Аньши была проведена и сословная реформа, в результате которой было образовано три крупных сословия. Первое сословие включало в себя привилегированных («благородных»), к которым относились представители светской и духовной знати, военное и гражданское чиновничество. Они были освобождены от трудовых повинностей и телесных наказаний, а некоторые         и от уплаты налогов. Представители первого сословия были крупными землевладельцами, на их содержание в виде жалованья тратилась значительная часть налоговых поступлений в государственную казну, хотя далеко не все они занимали государственные должности.

Из первого сословия выделялась особая группа – шэньши, которая стала опорой центральной власти. Шэньши делились на две категории:

1) непосредственно причастные к власти (окружение правителя,                         его сановники, военные и гражданские чиновники). Это служилое чиновничество делилось на 9 рангов, от принадлежности к которым зависели должность и жалованье (в европейской литературе китайские чиновники объединялись под названием мандаринов – от слова «мандар» – управлять);

2) кандидаты, не имеющие должностей в центральном управлении, но игравшие важнейшие роли на местах, что способствовало централизации Китая.

Формально путь к званию шэньши был открыт для всех, кто получил конфуцианское образование и сдал экзамен. Но фактически получить такое образование могли лишь дети богачей, имеющие рекомендации местных правителей. При этом, ни ранг, ни должностное землевладение не передавались по наследству. Но новые поколения чиновничества пополнялись за счет семей тех же чиновников, т.к. продвинуть детей сквозь экзамены было под силу только материально обеспеченному и влиятельному человеку.

Второе сословие было непривилегированным, но свободным. Это –              так называемый «добрый народ». Большую его часть составляли мелкие земледельцы и ремесленники. В их обязанности входили обработка земли и своевременное выполнение повинностей. В Китае занятие земледелием считалось почетным делом, однако, нарушение традиций и правил земледелия каралось. К меньшей по численности группе «доброго народа» принадлежали деревенские старосты; купцы, облагаемые податями; главы родов. Часть из них использовали труд рабов.

К третьему сословию «подлых людей» относились неполноправные свободные (арендаторы, батраки, слуги) и бесправные (государственные и частные рабы). Все они использовались в качестве вооруженной силы. Они должны были беспрекословно выполнять приказания хозяина, а в случае провинности их били палками, сажали в частные тюрьмы, а иногда безнаказанно убивали. «Подлые люди» не имели права обращаться в суд с жалобой на хозяина. Беглые арендаторы и батраки, не уплатившие вовремя арендную плату или не отработавшие срок по контракту, разыскивались и возвращались хозяевам государственными органами. Только в XIII в. в Китае было запрещено самовольное наказание хозяевами зависимых работников.

Такое сословное деление просуществовало до XIII в.

В XIII в. началось монгольское вторжение в Китай. В 1211 г. полчища Чингисхана вступили в северную часть страны. К этому времени государство утратило единство, и в этом крылась одна из причин его поражения в войне с монголами. В 1215 г. Чингисхан после длительной осады овладел Пекином. Затем главные силы монгольского войска вернулись на родину, откуда начали поход на Запад.

Война с монголами в Северном Китае продолжалась и после смерти Чингисхана до 1234 г. Эти районы были страшно опустошены, большая часть населения вырезана. Монголы предполагали превратить эти территории в пастбища. Но со временем захватчики отказались от поголовного истребления населения. Китайские советники монголов предложили им испытанные формы эксплуатации населения, приносящие значительные выгоды.

Когда монгольские войска в 1235 г. начали вторжение в Южный Китай, они встретили там ожесточенное сопротивление. Осажденные города упорно защищались. Монгольские ханы решили послать в Китай большое войско под руководством Хубилая. Однако и ему потребовалось более 20 лет, чтобы подчинить Южный Китай в 1279 г. Война на этом не закончилась, отряды добровольцев продолжали сражаться еще несколько лет, но потерпели поражение. Вся территория Китая вошла в состав Монгольской империи. Хубилай основал в Китае новую династию, которая получила название Юань.

В ходе покорения Китая монголами масса населения оказалась на положении невольников. Хубилай воспринял китайскую систему управления, но с самого начала отстранил китайцев от него, поставив на ключевые должности монголов и иностранцев.

В XIV в. под напором национально-освободительной борьбы и мощного крестьянского движения монгольское господство пало. В стране установилась новая всекитайская династия Мин (1368–1644).

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 570; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!