Государство и право Византии.



Общественный и государственный строй Византии.

Право Византии.

 

Общественный и государственный строй Византии.

Византийская империя была централизованным государством. Во главе государства стоял император. В его руках находилась законодательная, исполнительная и судебная власть. Император распоряжался не только светскими, но и церковными делами, созывал церковные соборы, назначал высших должностных лиц церкви. Церковь играла в Византии весьма важную роль. Константинопольский патриарх был вторым лицом в государстве после императора и оказывал большое влияние на политическую жизнь в стране.

По учению византийской (православной) церкви император получил свою власть от бога, его личность считалась священной. В Византии не было определенного порядка престолонаследия. Формально считалось, что императора избирает сенат, армия и народ. Кроме того, в ряде случаев требовалась коронация императора патриархом. Но очень часто различные группировки господствующего класса и армия совершали дворцовые перевороты и убивали императоров, чтобы посадить на престол своего ставленника.

При императоре существовал постоянный совещательный орган – сенат, или синклит. Сенат обсуждал вопросы внешней и внутренней политики, рассматривая законопроекты, которые после утверждения императором получали силу закона, назначал высших должностных лиц, осуществлял судебные функции по важнейшим уголовным делам. Однако в политической жизни решающей роли сенат не играл. А в правление императора Льва VI (886-912 гг.) у сената в пользу императорской власти было изъято право рассматривать законопроекты и назначать высших должностных лиц империи.

Во главе центрального государственного управления стоял другой совещательный орган – Государственный Совет или Консисторий. Он обсуждал все текущие вопросы государственного управления и осуществлял судебные функции.

К высшим должностным лицам империи относились:

Префект претория Востока (управлял Малой Азией, Понтом и Фракией), иллирийский префект претория (Балканским полуостровом). В их руках была сосредоточена вся административная, финансовая и судебная власть на данных территориях.

– Константинополем с прилегающей сельской округой управлял префект (эпарх) столицы, непосредственно подчинявшийся императору. Одновременно он был председателем сената.

начальник дворца, являясь командиром дворцовой гвардии, заведовал охраной императора, его личной канцелярией, государственной почтой и внешнеполитической деятельностью. В его ведении находились также контроль за полицией и надзор за придворной и чиновной администрацией.

квестор являлся председателем Государственного Совета, кроме того он ведал разработкой и рассылкой императорских указов и обладал судебной властью.

– два комита финансов,один из которых управлял государственным казначейством, другой заведовал императорским имуществом (имениями, дворцами, конюшнями).

– два магистра армии. Один из них командовал пехотой, другой – кавалерией.

В VII веке центральная система государственного управления была реформирована. Все византийское чиновничество было разделено на 60 разрядов. Высшие должностные лица именовались логофетами. Возглавлял всю эту систему логофет драма, который заведовал императорской стражей, его личной канцелярией, почтой, путями сообщения, иностранными делами и полицией.

Канцелярии (или секреты) осуществляли непосредственное управление отдельными сферами государственной жизни. Большой штат чиновников в этих ведомствах, получавших мизерное жалованье, стал питательной средой для коррупции и взяточничества. Существовала практика продажи должностей.

В административном отношении Византия делилась на две префектуры, которые, в свою очередь, делились на 7 диоцезов. Каждый диоцез включал 50 провинций.

Первоначально местное управление строилось на принципах разделения военного и гражданского управления. Местные общины управлялись выборными чиновниками под контролем государственных чиновников. Но под воздействием военной угрозы во многих регионах образуются новые административные единицы– фемы, где военная и гражданская власть сосредотачивалась в руках командующего военными подразделениями, размещенными на этой территории.

Византия имела достаточно сильную армию. В VII веке из числа свободных крестьян-общинников было создано особое военное сословие стратиотов. Земля стратиотов не могла отчуждаться и переходила по наследству к одному из сыновей, который должен был нести службу.

С XI века распространяется новая форма условного феодального держания – прония, аналогичного западно-европейским бенефициям.

Высшим судебным органом Византии был императорский суд. Он рассматривал дела о наиболее тяжких государственных преступлениях, а также являлся апелляционной инстанцией.

Государственному Совету были подсудны дела о государственных преступлениях и преступлениях должностных лиц. Константинопольскому эпарху были подсудны дела членов ремесленных и торговых корпораций.

Земельные споры и дела о завещаниях рассматривал квестор – один из высших судебных работников. В фемах и провинциях высшей судебной властью был претор. Разветвленную судебную систему имела церковная юстиция.

 

Право Византии.

Византия имела весьма развитую систему законодательства в виде императорских указов, жалованных грамот, сборников законов и комментариев к ним, сборников судебной практики.

В период с IV по VIII век основными источниками права Византии были Кодекс Феодосия и свод Юстиниана. В 726 году на основе свода Юстиниана издается сборник гражданских, уголовных и процессуальных законов - Эклога. Он был призван отразить изменения в праве, связанные с развитием феодальных отношений. Благодаря краткости и простоте изложения Эклога получила широкое распространение и вне Византии, особенно в славянских странах.

Большую роль в Византии играло церковное право, важнейшими источниками которого были постановления Вселенских соборов и патриарха. Большую популярность получили сборники церковного и светского права, которые именовалисьНомоканонами. Наибольшую известность получил Номоканон Схоластика (VI в) и Номоканом VII века, переработанный патриархом Фотием в 883 г. Переводы Номоканонов получили большое распространение на Руси и оказали существенное влияние на развитие древнерусского права.

При императоре Василии I (867-886 гг.) был издан сборник законодательства - Прохирон, в качестве руководства для судей. Он содержал нормы гражданского, уголовного и отчасти судебного права, переработанные в соответствии с требованиями времени. Позднее на базе Прохирона была издана Эпанагога, имевшая то же значение, но имевшая лучшую систему изложения правового материала.

Последней официальной попыткой систематизации византийского права были Базилики ("царские законы"), изданные при императоре Льве Мудром.

Из более поздних законодательных актов Византии наибольшую известность получилиХрисовулы (золотопечатные грамоты), закрепляющие целый ряд феодальных привилегий;"Книга Эпарха" - содержит нормы, определяющие организацию, жизнь и быт византийских торговых и ремесленных корпораций; а также "Шестикнижие" - сборник уголовного и гражданского права, составленный в XIV веке как частная кодификация.

Но, несмотря на все последующие изменения, основные институты права, регламентированные в Кодексе Юстиниана, были сохранены. Сохраняются институты собственности, сервитутов, залога, наследственной аренды. В IХ-Х вв. появляется феодальное условное владение за военную службу - прений. Первоначально он давался на определенный срок, чаще всего пожизненно. Позднее он переходит в наследственную собственность. Прониар осуществлял на вверенной ему территории судебные и административные функции. Крестьяне, жившие на земле прониаров, должны были платить оброк и нести барщину.

В византийском праве согласно римской традиции возникновение обязательств делилось на обязательства из договоров и обязательства из деликтов. Основными видами договоров были договоры купли-продажи, мены, найма, займа, хранения, товарищества и др. В большинстве случаев сделки заключались в письменной форме. Для договоров займа был установлен максимальный размер процентной ставки - 12% годовых.

В сфере семейно-брачных отношений в Византии господствовали нормы православного церковного права. Для вступления в брак требовалось достижение определенного возраста (14 лет для юношей и 12 лет для девушек), согласие жениха и невесты, их родителей или опекунов, отсутствие родства и наличия другого брака. В течение жизни в брак можно было вступать трижды. Развод допускался, но в ограниченных случаях. Наследование осуществлялось как по закону, так и по завещанию.

Уголовное право Византии носило сословно-классовый характер.                 За одно и то же преступление были предусмотрены различные виды наказания в зависимости от сословного и имущественного положения. Лица моложе 7 лет и умалишенные ответственности за преступления не несли.

Не влекли наказания случайные (неумышленные) преступления, совершенные в состоянии аффекта, а также убийство вора или прелюбодея       на месте преступления. Покушение на преступление каралось так же, как и оконченное преступление. В отношении государственных и религиозных преступлений наказывался и умысел. Соучастие во всех формах наказывалось так же, как и само преступление. Рецидив усиливал тяжесть наказания.

Среди преступлений законодательство выделяет следующие виды:

1) государственные (карались смертной казнью);

2) религиозные - вероотступничество, раскол (карались смертной казнью); святотатство, лжеприсяга, колдовство и пр. (членовредительными и телесными наказаниями);

3) имущественные преступления – кража, грабеж, разбой, поджог и пр. (карались телесными наказаниями и штрафом или смертной казнью);

4) преступления против нравственности и семьи – многобрачие, прелюбодеяние, изнасилование, кровосмешение и пр. (карались смертной казнью или телесными наказаниями);

5) преступления против личности – убийство (каралось смертной казнью); телесные повреждения, оскорбление, клевета (телесными наказаниями).

По мере развития феодального общества усиливается репрессивный характер уголовного законодательства. В системе наказаний денежные взыскания отступают на второй план, одновременно увеличивается количество преступлений, караемых смертной казнью. Распространены были телесные и членовредительные наказания. В качестве дополнительных наказаний упоминаются острижение и изгнание. Тюремное заключение в качестве самостоятельного наказания в византийских источниках не упоминалось.

Уголовный процесс в Византии носит инквизиционный характер, в следствии применяется пытка, исключается представительство, как со стороны потерпевшего, так и со стороны обвиняемого. Свидетели по уголовным делам были обязаны явиться по вызову суда. Показаний одного свидетеля было недостаточно. Закон оговаривал круг лиц, не имевших права выступать в качестве свидетелей. Это несовершеннолетние, слабоумные, наемники, слуги, родственники, домашние и некоторые другие категории. Сторона, недовольная решением суда, могла обратиться с апелляцией в вышестоящий суд.

Развитие государства и права Византии оказало большое влияние на государственно-правовое развитие южных и восточных славян.


Тема 12.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 414; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!