Каутилья (кон. IV в. до н.э.)



Почти все, что известно нам о Каутилье, или Чанакье - дошло в легендах о жизни и деяниях этого мудрого брахмана. Уже в раннее средневековье о Чанакье бытовали целые циклы сказаний и писались пьесы. По преданию, Чанакья происходил из известного брахманского рода, и появлению его на свет предшествовало знамение, предрекавшее ему необычную судьбу - стать царем либо первым министром правителя. Овладевший науками юноша поклялся свергнуть алчного царя Нанду. Он собрал сильную армию и после долгой борьбы одолел противника, вручив престол своему другу - воину Чандрагупте, а сам стал его ближайшим соратником. Для достижения победы честолюбивый брахман не брезговал никакими средствами и проявил себя в такой же мере искусным, как и коварным политиком: так, по его распоряжению был отравлен союзник Чандрагупты, чтобы тот стал единственным повелителем огромной империи. Древние индийцы ставили Каутилью в один ряд с величайшими мудрецами своей страны и считали его основателем науки о государственном управлении - творцом юридического трактата “Артхашастра”, или “Наука о достижении полезного” (“Наука политики”). Однако многие “рецепты” всемогущего министра напоминают заветы итальянца Макиавелли и не имеют ничего общего с правом.

Из “Артхашастры” (“Наука политики”)

Польза царя - не то, что ему приятно, но что приятно подданным - в том польза царю.

Сильная, карающая власть - это единое, что обеспечивает нынешнее и будущее существование. Власть эту царь должен применять одинаково как к собственному сыну, так и к врагу своему, в соответствии с их поступками.

Если лучником выпущена стрела, то она убивает одного или не убивает. Мысль же, брошенная сознательно, убивает даже находящегося во чреве.

Лица, выдающиеся своим знанием, умом, мужеством, высоким происхождением и полезными делами, должны быть почитаемы судьями.

Мирская жизнь покоится на браке.

Царство, свободное от бедствий анархии, живет вечно на земле.

Индусское право - одна из древнейших правовых систем в истории человечества. Первый этап его существования называют ведической эпохой. В священных книгах глубокой древности (ведах) было заключено божественное предписание для правоверных индусов. Хотя сами веды - Ригведа, Самаведа, Яджурведа и Атхарваведа - практически не содержат юридических норм, они являются идейной основой индусского права.

Теоретически, если текст смрити расходится с ведическим текстом, он не может действовать в качестве источника права, ибо веды считаются источником всех знаний. Там, где имеются расхождения между ведическим текстом и смрити, преимущество признается за ведой - основным принципом древнеиндийского права.

Но поскольку в самих ведах правовые предписания отсутствуют, хитроумные жрецы - брахманы стали утверждать, что часть смрити (шастр) основана на забытых или потерянных ведических текстах, и таким образом подтверждали божественное происхождение правовых норм.

 

Итак, важнейшая особенность права Древней Индии заключалась в том, что оно выросло непосредственно из религиозных предписаний, а священные книги веды занимали краеугольное положение в системе источников индусского права. Изначально юридическим правилам придавалось религиозное обоснование и обеспечение.

Связь религии и правосознания у древних индийцев была настолько тесной, что во многих случаях эффективное действие правовых норм не требовало государственного принуждения. Примечательно, что религиозное наказание (епитимья) могло заменить любое светское наказание. Согласно Апастамбе, царь отказывался от своего права наказать преступника, если было дано согласие исполнить епитимью, наложенную брахманами.

 

48.История развития индусского права.

Другой распространенной системой религиозного права является индусское право (Индия, Сингапур, Бирма, Малайзия и др.). В содержание этой системы входят обряды, верования, идеологические ценности, мораль, философия. Они нормативно закрепляют определенный образ жизни и общественное устройство. Индуизм сформировался в глубокой древности, однако сохранил свое регулирующее значение до настоящего времени. В этом качестве он выступает непременным элементом государственно-правовых отношений современного, в частности индийского, общества.

Особую роль индусское право играет в тех сферах, где влияние религии до сих пор наиболее ощутимо: семейных, наследственных отношениях, кастовом статусе человека и т.п.

Индусское право отличается глубочайшими религиозно-нравственными истоками. Это не право Индии, а право общины, исповедующей индуизм. Их влияние на общественные отношения велико в Индии, Пакистане, Бирме, Сингапуре и Малайзии, а также в странах на восточном побережье Африки. (Преимущественно в Танзании, Уганде, Кении.) Как и ислам, индуизм обязывает своих последователей, помимо принятия на веру определенных религиозных догм, и к определенному миропониманию. Главная идея индуизма - учение о перевоплощении души, которое происходит в соответствии с кармой, т.е. живой облик в будущей жизни является воздаянием за хорошее или плохое поведение, за характер поступков в этой жизни. Поэтому для правоверного индуса главным является приверженность не к доктрине, а к традиционному общественному укладу.

Образ жизни каждого индуса должен соответствовать нравственному кодексу. Хотя и считается, что все индийцы равны, но на самом деле эти различия весьма ощутимы. Одним из убеждений индуизма является то, что люди разделены с момента рождения на социальные и иерархические категории, каждая из которых имеет свою систему прав и обязанностей и даже мораль. Оправдание кастовой структуры общества - основа философской, религиозной и социальной системы индуизма. При этом каждый человек должен вести себя так, как это предписано социальной касте, к которой он принадлежит. На протяжении длинного отрезка времени индийской истории великие люди не раз предостерегали против жречества и строгой кастовой системы. Время от времени против них возникали мощные движения. Тем не менее медленно и почти неощутимо касты росли и распространялись на все сферы общества.

Духовные книги служили важнейшими путеводителями людей и способствовали внедрению в их сознание и поведение представлений о справедливости, совести. Обычаи и решения каст, подкаст, общин служили разрешению споров. Послушание человека как части целого формировалось "изнутри", вследствие чего правовые нормы, судебные споры и прецеденты долгое время не играли заметной роли. Позитивное индусское право является обычным правом, в котором в той или иной мере преобладает религиозная доктрина. Она определяет нормы поведения, в соответствии с ней изменяются или толкуются обычаи. Обычаи весьма разнообразны. Каждая каста или подкаста следует своим собственным обычаям, располагает средствами принуждения. Наиболее строгим наказанием считается отлучение от той или иной группы. В случае если нет определенной правовой нормы по конкретному вопросу, судьи решают его по совести и справедливости.

Огромную роль среди индусов играет обрядовая чистота, отрицательным следствием которой является высокомерие, отказ есть вместе с представителями других каст.

Браки между представителями разных каст также запрещаются. В обычной индусской семье собственность общая, и все получают наследство на равных правах. Всем, как работающим, так и неработающим, гарантируется прожиточный уровень.

Не последнюю роль в настоящее время продолжают играть законы Ману. Несмотря на свой преклонный возраст (I в. до н. э.), в них современным языком говорится о праве, политике, религии, морали.

В период колониальной зависимости индусское право подверглось влиянию доктрины общего права, но полного его вытеснения не произошло. И после провозглашения независимости Индии (1947 г.) страна стала развивать свою правовую систему. Конституция 1950 г. отвергла систему каст и запретила дискриминацию по мотивам кастовой принадлежности.

Обновлению и унификации правовой системы препятствует наличие ряда религий и устойчивых территориальных традиций. Федерация, построенная по территориально-языковому принципу, развивается в пестром нравственно-правовом аспекте. И все же законодательная регламентация по линии штатов с их спецификой набирает силу.

 

49.Правовая система современной Индии.

Особенности современного правового развития Индии

Индия в настоящее время принадлежит к правовой семье религиозного права (индусское право общин Индии).

Среди признаков данной правовой семьи можно выделить следующие:

Ш главный творец права - Бог, а не общество, не государство, поэтому юридические предписания даны раз и навсегда, в них нужно верить и соответственно строго соблюдать;

Ш источниками права являются религиозно-нравственные нормы и ценности, содержащиеся, в частности, в Шастрах, Ведах, законах Ману и т.д. и действующих в отношении индусов;

Ш весьма тесное переплетение юридических положений с религиозными, философскими и моральными постулатами, а также с местными обычаями образует в своей совокупности единые правила поведения;

Ш особое место в системе источников права занимают труды ученых-юристов, конкретизирующие и толкующие первоисточники и лежащие в их основе конкретные решения;

Ш отсутствует деление права на частное и публичное;

Ш нормативно-правовые акты (законодательство) имеют вторичное значение;

Ш судебная практика в собственном смысле слова не является источником права; во многом основана на идее обязанностей, а не прав человека (как это имеет место в романо-германской и англосаксонской правовых семьях).

Для понимания сущности правовой системы Индии важное значение имеет рассмотрение особенностей ее господствующей религии - индуизма. Хотя нужно отметить, что в Индии есть немало представителей и иных религий (мусульман, христиан), тем не менее именно индуизм уже к началу новой эры завоевал решающие позиции в идеологической сфере. Индуизм является продуктом длительного развития и постепенного слияния различных культур отдельных этнических групп, населяющих Индию. Происходит своеобразный религиозный синтез, во многом связанный с древнейшими культурными сферами; в нем ассимилировались не только старые божества ведической Индии и ритуалы брахманских жрецов, но постепенно и целый ряд местных культов...

В настоящее время индуизм - религиозная система, обобщающая комплекс самых разнообразных верований большинства населения современной Индии, начиная от религий со сложными богословскими учениями и кончая примитивными верованиями, унаследованными от первобытнообщинного строя (анимизм, тотемизм, фетишизм и т.д.).

На формирование правовой системы Индии решающее влияние оказал также тот факт, что ей довелось пережить последствия ряда внешних вторжений и завоеваний -- вторжения арийских народов в середине II тысячелетия до н.э., мусульманского господства в период правления Великих Моголов (XVI--XVIII вв.) и, наконец, почти двухвековой британской колонизации. Нужно заметить, что право Индии до провозглашения независимости, без сомнения, входило в семью общего права.

Современное право Индии подразделяется в своих источниках на несколько групп, связанных с наличием четырех религиозных общин - индусов (самая большая группа, от 300 до 500 млн. чел), мусульман, парсов и христиан. Каждая из этих групп имеет свои источники права и институты, относящиеся к таким важным областям их религиозного и этнического быта, как браки, разводы и наследование имущества. Так, вопросы брака и развода стали предметом регулирования в Законе о браке индусов 1955 г. Право мусульман в этих отношениях не стало кодифицированным и содержится в традиционных источниках мусульманского права и судебных прецедентах. Право христиан было урегулировано в Законе о браке индийцев-христиан 1872 г. и Законе о расторжении брака 1869 г. Аналогичное право парсов - в Законе о браке и разводе парсов 1936 г. Согласно Закону о специальном браке, принятому в 1954 г., заключаемые с учетом требований этого закона браки являются законными независимо от религиозной принадлежности брачующихся сторон.

 

50.Мусульманское и индусское право (сравнительно-правовой анализ).

Термин правовая система появился во 2 половине 20века. Правовая система – совокупность внутренне согласованных юридических средств с помощью которых государство оказывает воздействие на общественные отношения и поведение людей. Каждое государство обладает специфической правовой системой. Некоторые государства в результате исторического развития приобретают сходные черты правовых систем. Совокупность родственных правовых систем – правовая семья.

Правовые семьи объединяются на основе след. критериев:

- общность генезиса (возникновение и развтитие)

- общность системы источников права

- структурное сходство

- общность принципов

- единство терминологии.

Семья мусульманского права – совокупность правовых систем стран, где сильное влияние имеет исламская религия – Иран, Саудовская Аравия, Пакистан и др.

Отличит.черты: один из гл.источников – религиозно – правовые принципы, содержащиеся в священных книгах мусульман (Коран, Сунна, Иджма); в ряде стран – дуализм правовой системы: сосуществование кодифицированного права и исламских религиозных принципов; признание Божественного происхождения права – его обязательность и нерушимость; переплетение юридич.норм с религиозными, философскими корнями и обычаями; вторичное значение НПА; незначительная роль судебной практики; приоритет не прав и свобод человека, а обязанностей и соблюдения запретов.

Индусская семья относится к системе религиозного права, возникла 2 тыс.лет до н.э. Страны - Индия. Индусское право – это право общины. Большое влияние на поведение оказывает наличие наличие соседей как социальных групп.

Основа правовой системы –индуизм.

Субъекты разделяются на социальные иерархические группы (касты). Касты группируются в Варны (брахманы – жрецы, кшатрии – воины, вайшьи – ремесленники, шудра – с/х рабочие). Разделение между Варнами и кастами – жесткое и безусловное.

Источники права: веды – сборник религиозных песен, молитв, гимнов; дхамашастры – свод правил поведения. Ранее в качестве источника применялись законы Ману (2 в. до н.э.) . большое значение имеет обычай.

В современной Индии наметился переход от религиозного права к англо-саксонскому.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 570; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!