I. Раннеклассовые общества и государства на Крите и в южной части Балканского полуострова (конец III–II тысячелетие до н.э.). 16 страница



В конце VI в. до н.э. Афины превратились в крупный и многонаселенный городской центр. Здесь жил разнообразный люд, связанный с ремесленными производствами и торговлей, – от владельцев крупных рабских мастерских и кораблей до простых матросов и гребцов. В этом круном центре обретали постоянное место жительства и выходцы из других греческих городов – Милета, Самоса, Сигея, Коринфа, Мегар и др. Эти чужаки составили сословие метеков, они отличались от коренных афинян тем, что не имели гражданских прав (например, права участвовать в Народном собрании), земельных участков, но могли открыть мастерскую или купить корабль.

Стремясь противопоставить городской демос старой аристократии и усилить его политическое значение, Клисфен использовал благоприятную ситуацию, сложившуюся в связи с общей реорганизацией афинского управления, созданием новых фил, и включил в состав полноправных граждан значительное число метеков и вольноотпущенников.

Как и во времена Солона, довольно острой была в Афинах конца VI в. до н.э. аграрная проблема из-за наличия массы малоземельных граждан, с трудом сводящих концы с концами. К тому же Клисфен включил метеков и отпущенников в число тех, кто имел право владеть землей. Для того чтобы наделить малоземельных или безземельных граждан участками, Клисфену надо было решиться на такую радикальную меру, как общий передел земли в Аттике. Им был найден другой выход. В 506г. до н.э. Афины разгромили напавших на них халкидян с соседнего острова Эвбеи и захватили часть территории города Халкиды. На конфискованной в пользу Афин территории были поселены 4 тыс. бедных афинян (поселенцев – клерухов), получивших земельные участки, которые обеспечили им приличный доход афинского зевгита. Эта важная акция не только на время сгладила остроту аграрного вопроса в Афинах, но и способствовала укреплению слоя средних земледельцев – зевгитов.

При Клисфене все граждане, независимо от своего социального положения, получили практически равные политические права. Правда, некоторое время еще существовали доставшиеся по наследству от аристократического строя ограничения для беднейших афинян при занятии некоторых высших постов (в частности, должности архонта). Но они уже строго не соблюдались, да и сама должность архонта начала утрачивать прежнее значение.

В ходе реформ Клисфена была введена новая коллегия из десяти должностных лиц, именовавшихся стратегами (т.е.военачальниками). Стратега избирали сроком на один год путем открытого голосования (поднятием рук). Им мог стать любой афинский гражданин, вне зависимости от своего происхождения и имущественного положения. Причем если архонтом можно было стать лишь раз в жизни, то на должность стратега дозволялось избираться неограниченное количество раз. Вначале стратеги ведали только военной организацией государства, но, поскольку в управлении полисом военные вопросы были неотделимы от гражданских, со временем они стали выполнять все функции, вытеснив архонтов из системы государственного управления. Постепенно архонты стали считаться высшими магистратами (т.е.представителями власти) лишь номинально.

С конца VI в. до н.э. высшим органом государственной власти в Греции окончательно стало народное собрание. Оно собиралось на Агоре теперь достаточно регулярно, являясь последней инстанцией при решении всех встающих перед полисом вопросов. Роль «постоянного президиума» при народном собрании играл учрежденный Клисфеном Совет пятисот (взамен солоновского Совета четырехсот). В его состав ежегодно избирались по жребию по 50 человек от каждой территориальной филы. Этот орган готовил проекты постановлений для вынесения на рассмотрение народного собрания, а также ежедневно занимался текущими проблемами управления полисом.

Клисфен был озабочен тем, чтобы в Афинах никогда больше не возродилась тирания. Для предотвращения возможности захвата власти теми или иными лицами был принят закон об остракизме, согласно которому политик, казавшийся демосу чрезмерно влиятельным и поэтому опасным, решением народного собрания мог быть безо всякой вины изгнан из города сроком на 10 лет. Остракизм проводился следующим образом. Один раз в год, в день проведения народного собрания, каждый гражданин писал на остраконе (глиняном черепке) имя того политического деятеля, который, по его мнению, заслуживал изгнания. Черепки с именами собирались, подсчитывались, и лицо, получившее наибольшее количество «недовольных» голосов, должно было покинуть полис.

В результате реформ Клисфена в Афинах в основных чертах завершилось становление демократии – политической системы, при которой власть в полисе в полной мере принадлежала народу, т.е.коллективу граждан. Следует отметить, что клисфеновская демократия была довольно умеренной. Ее главной опорой являлись зевгиты – зажиточные земледельцы, служившие в армии в качестве гоплитов. Именно этот социальный слой был тогда основой полиса как в экономическом, так и в военном отношении. Превращение демоса в наиболее могущественную силу в государстве отнюдь не означало, что аристократия ушла с политической сцены. Да и сам Клисфен, выходец из знаменитого древнего рода, конечно, не допустил бы этого. Еще почти на протяжении столетия аристократы продолжали занимать ведущее положение в полисе. Рядовым гражданам приходилось считаться с тем, что аристократы, будучи людьми богатыми, обладая необходимым количеством досуга, были значительно образованнее и лучше подготовлены к участию в управлении государством. Поэтому на высшие должности еще долго по традиции избирали почти исключительно аристократов, к их мнению старались прислушиваться, хотя, безусловно, демос прочно держал знать под своим контролем. Справедливости ради, следует сказать, что в большинстве своем представители высших сословий приняли клисфеновские реформы и стремились в новых политических условиях действовать во имя блага всего государства.

 

Остракон с именем Фемистокла (V в. до н.э.)

 

Значение преобразований, осуществленных Клисфеном в конце VI в. до н.э., трудно переоценить. Реформатор следовал в направлении, намеченном еще Солоном, но пошел по этому пути значительно дальше. На протяжении следующих двух столетий афинская демократия приобрела свой классический облик. Демократию ожидала еще долгая, порой нелегкая судьба, но начало было положено, радикальные перемены в социально-политическом бытии Афин произошли. Далее оставалось развивать уже наметившиеся демократические тенденции.

 

11.1. Источники.

 

Аристотель был не только крупнейшим философом античности, но и видным политическим теоретиком, разрабатывавшим (прежде всего в классическом труде «Политика») проблемы греческого полиса. Для большей репрезентативности своих теоретических выкладок Аристотель вместе со своими учениками сделал всесторонний анализ политической и конституционной истории конкретных полисов. Результаты этих изысканий были обобщены более чем в 150 трактатах о государственном устройстве различных полисов Эллады.

К сожалению, из этих трактатов до наших дней сохранился только один трактат – «Афинская полития» (он был найден в конце XIX в. в Египте записанным на папирусе). В этом произведении государственное устройство рассматривалось с исторической точки зрения, в последовательности основных политических преобразований. Кратко, но очень содержательно в трактате рассказывается о законодательстве Драконта и реформах Солона, тирании Писистрата и демократических реформах Клисфена.

 

 

12. Греко-персидские войны.

 

12.1. Персидская угроза.

 

Во второй половине VI в. до н.э. Персия под властью династии Ахеменидов после ряда успешных завоеваний превратилась в колоссальное государство, простиравшееся от Северо-Западной Индии до Египта. Такой огромной империи еще не знала история человечества. Обладая необъятной территорией, многомиллионным населением, неисчерпаемыми природными ресурсами, огромным экономическим и военным потенциалом, империя продолжала разрастаться, стремясь подчинить себе все окрестные земли. Уже в 546г. до н.э. полчища царя Кира, основателя персидской державы, обрушились на Малую Азию. Покорив Лидию и захватив ее столицу Сарды (последний лидийский царь Крез, по одним сведениям, был взят в плен, а по другим – покончил жизнь самоубийством, бросившись в огонь), Кир вышел к Эгейскому морю, на побережье которого находились богатые греческие города областей Иония и Эолида. Малоазийские полисы не могли противостоять могучему натиску врага. К тому же им не удалось объединиться для сопротивления персам, скоординировать свои действия, и полисы были вынуждены поодиночке подчиниться великой державе.

В 513г. до н.э., в царствование одного из наиболее выдающихся правителей ахеменидской державы – Дария I, персы сделали первый шаг в Европу. Переправившись с сильным войском через черноморские проливы, Дарий двинулся на скифов, обитавших в степях Северного Причерноморья. Скифская военная кампания оказалась неудачной: персидский царь возвратился ни с чем. Однако сам поход можно считать успешным: персы обосновались на северном (фракийском) побережье Эгейского моря, где тоже было немало греческих полисов. Персидское владычество, таким образом, распространилось на области, находившиеся в непосредственной близости к Балканской Греции, которая должна была стать следующей жертвой экспансии Ахеменидов.

Военное столкновение греков и персов представлялось совершенно неизбежным. И оно произошло. И с него началась растянувшаяся на полвека серия греко-персидских войн (500–449 гг. до н.э.). Сравнивая силы двух сторон, вступивших в конфликт, нельзя не поразиться их чудовищной несоизмеримости. Громадной мощи империи Ахеменидов должны были противостоять разрозненные, находившиеся в постоянной борьбе друг с другом полисы Эллады, зачастую ослабленные внутренними конфликтами.

Между полисами не было единомыслия даже в отношении к персидской угрозе. Некоторые города-государства, в том числе и такие весьма крупные и значительные, как Аргос и Фивы, были склонны либо подчиниться «великому царю» (так греки называли царя персов), либо сохранять нейтралитет, что было равносильно уверенности в неизбежном поражении.

 

Гвардейцы Дария I в эламском платье. Рельеф из Персеполя (V в. до н.э.)

 

Своеобразным было мнение такого панэллинского религиозного авторитета, как Дельфийский оракул. Дельфийские жрецы открыто не поддерживали персов, но были в принципе не прочь заручиться такой же благосклонностью со стороны Кира и Дария I, какой они когда-то пользовались со стороны Креза. Во всяком случае, на первом этапе противостояния Дельфы выступали против сопротивления персам, считая его бесполезным и заведомо обреченным на неудачу.

Таким образом, Греция представлялась восточным владыкам легкой добычей, а война виделась непродолжительной и победоносной. Однако события приняли совершенно иной оборот. Вооруженный конфликт оказался в высшей степени затяжным (не случайно со времен древности его называют войнами, а не войной). Это была серия военных столкновений, отделенных друг от друга мирными передышками. Необходимо отметить, что для воюющих сторон характер греко-персидских войн был диаметрально противоположным. Для империи Ахеменидов речь шла об очередной захватнической акции, каких было немало в ее истории. Для греческих же полисов вопрос стоял иначе: под угрозой оказалась их независимость, более того – само их существование как самобытного типа социально-политической организации. Над ними нависла опасность стать такими же рядовыми подданными персидских царей, как и десятки других народов. Это могло бы привести к гибели полисной цивилизации, к постепенной утрате достижений древнегреческой культуры.

 

12.1.1 Источники.

 

Классическая эпоха древнегреческой истории освещена в источниках значительно полнее и детальнее, нежели архаическая. Сведения о ней содержатся во многих письменных памятниках, созданных авторами, которые жили в V—IV вв. до н.э., и среди них в первую очередь следует упомянуть историческое сочинение Геродота, прозванного «отцом истории». Геродот (ок. 485–425 до н.э.) родился в Малой Азии, в городе Галикарнас. Он много путешествовал, длительное время жил в Афинах, а затем обосновался в колонии Фурии, на юге Италии. Много лет Геродот работал над фундаментальным историческим трудом (он носит условное название «История»), основной темой которого стали греко-персидские войны. Однако повествование об этом вооруженном конфликте дается в широчайшем историко-географическом контексте.

Геродот начинает описание с изложения обстоятельств возникновения и территориального расширения державы Ахеменидов. При этом, сообщая о присоединении к владениям персов той или иной новой страны (Лидия, Мидия, Вавилония, Египет и др.), историк всякий раз подробно рассказывает о географическом положении, природных условиях, населении и предшествующей истории этой страны. Разбираясь в перипетиях греко-персидских столкновений (Ионийское восстание, сражение при Марафоне, поход Ксеркса на Грецию), Геродот параллельно описывает важнейшие события внутриполитической истории греческих полисов – Афин, Спарты и др. Связное повествование очень часто прерывается отступлениями самого различного рода, в том числе основывающимися на фольклорных рассказах (о странных обычаях разных народов, об удивительных происшествиях, о случаях из жизни великих людей, о необычных животных и т. п.).

Труд Геродота имеет ярко выраженную патриотическую тенденцию, одной из его главных задач является прославление побед греков над персами. Однако историку чужды неприязнь и презрение к другим народам. Столь же непредвзято, как и к грекам, он относится к «варварам», зачастую специально указывая на положительные черты в характерах иноплеменников и их исторические достижения.

По широте охвата материала, оценке причин событий Геродот значительно превзошел своих предшественников – логографов. Его «История» является важнейшим источником как по ранней истории Греции классической эпохи, так и по истории ряда стран Востока. Для истории нашей страны исключительное значение имеет рассказ Геродота о племенах скифов и греческих колониях в Северном Причерноморье.

Опиравшийся в своем изложении в основном на устную традицию и впечатления очевидцев (в том числе и свои собственные), Геродот не применял еще методов исторической критики (и потому вряд ли может считаться ученым в строгом смысле слова), однако, безусловно, положительными качествами трудов этого историка были использование любой информации и объективное отношение к ней, точная передача фактов, а также живой стиль изложения и занимательность повествования.

 

12.2. Ионийское восстание.

 

Греческие полисы Малой Азии, попавшие в VI в. до н.э. под власть персов, со временем, особенно при правлении Дария I, оказались в трудном положении. Новые хозяева ввели целый ряд ранее не существовавших налогов и повинностей. Торговля, которая зачастую была главным средством существования этих приморских полисов, искусственно сдерживалась, поскольку персы весьма сильно благоволили финикийцам – главным конкурентам греков в области морской торговли. Ахеменидская администрация Малой Азии, возглавлявшаяся сатрапом (т.е. наместником), имевшим резиденцию в Сардах, вмешивалась во внутренние дела греческих полисов. В тех греческих государствах, в которых существовало демократическое правление, оно было ликвидировано. Чаще всего персидские власти опирались на тиранические режимы, делая греков-аристократов из числа своих сторонников вассальными правителями полисов. Это воспринималось свободолюбивыми гражданами малоазийских государств как насильственное уничтожение их независимости. Потому, хотя персы и не проводили по отношению к грекам откровенно грабительской, разрушительной политики, в полисах нарастало недовольство, готовое при первом же удобном случае вылиться в открытую форму сопротивления.

И такое событие произошло. В 500г. до н.э. началось восстание греческих полисов против персидского владычества. Именно это так называемое Ионийское восстание принято считать началом греко-персидских войн. Первым и наиболее значительным центром борьбы с персами стал город Милет. Правивший в нем тиран Аристагор возглавил восстание (отчасти по причинам личного характера: боялся оказаться в опале у персов). Он заявил о сложении с себя тиранической власти, восстановлении функционирования полисных органов управления и призвал к решительному сопротивлению персам. Вслед за Милетом вскоре практически все греческие города восточного и северного побережий Эгейского моря отказались подчиняться персидскому господству. Восставшие создали союз для борьбы с персами, организовали общие вооруженные силы с единым командованием.

 

Греко-персидские войны.

 

Однако восставшие греки прекрасно понимали, что без существенной помощи соплеменников с Балканского полуострова шансов на победу у них нет. Поэтому они направили послов в крупнейшие полисы материковой Греции с просьбой о военном содействии. Впрочем, успех этого посольства, возглавленного самим Аристагором, оказался минимальным. Наиболее мощная в военном отношении Спарта, на которую восставшие ионийцы возлагали особые надежды, помочь отказалась, ссылаясь на малый опыт вооруженных действий на море.

Когда ионийские послы прибыли в Афины, незадолго до того ставшие демократическим государством, их просьба вызвала ожесточенные дебаты в народном собрании. Афинские граждане разделились на несколько политических группировок. Одна из них (видную роль в ней играл знатный род Алкмеонидов, имевший на Востоке свои интересы) не желала вступать в конфликт с державой Ахеменидов. Другая, возглавляемая молодым перспективным политиком Фемистоклом, настаивала на оказании помощи единомышленникам. В конце концов в Ионию была направлена афинская эскадра из 20 судов (это было не так уж мало, если учесть, что весь военный флот Афин насчитывал в то время не более 50 кораблей). Пять судов послал на помощь повстанцам союзный Афинам эвбейский город Эретрия. Большего посольству Аристагора добиться не удалось. Следует сказать, что направленные из Балканской Греции вооруженные силы вели себя в боевых действиях весьма осторожно и при первых же неудачах отбыли на родину.

Впрочем, первоначально Ионийское восстание развивалось довольно успешно. В 498г. до н.э. грекам даже удалось захватить и сжечь Сарды – резиденцию персидского сатрапа Артаферна. Но взять акрополь, на котором укрылся наместник с верным ему отрядом воинов, повстанцам оказалось не под силу. Однако следует сказать, что первые успехи восставших были обусловлены, скорее, не превосходством греческих сил, а неповоротливостью персидской административной машины. Как только царь Дарий I осознал масштаб опасности и собрал силы (а это случилось лишь через несколько лет после начала восстания), он бросил на подавление смуты огромную армию и мощный флот из 600 судов, предоставленных финикийцами. Пользуясь превосходством в силе, персы в 495г. до н.э. у острова Лада, близ малоазийского побережья Эгейского моря, нанесли объединенной греческой флотилии сокрушительное поражение.

Одновременно персидские силы с двух сторон – с севера и с юга – двигались от одного восставшего города к другому, решительно подавляя сопротивление греков и в ряде случаев проявляя крайнюю жестокость. В 494г. до н.э. после длительной осады был взят центр восстания – Милет. Процветающий город со славной историей подвергся разрушению, а его жители были частью истреблены, а частью уведены в Персию и обращены в рабство. После этого опустошенный Милет на протяжении нескольких столетий не мог достигнуть былого блеска. В течение следующего года были ликвидированы последние очаги восстания греков, и на востоке и севере Эгеиды была восстановлена власть Ахеменидов.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 293; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!