I. Раннеклассовые общества и государства на Крите и в южной части Балканского полуострова (конец III–II тысячелетие до н.э.). 15 страница



Успех Писистрата, несомненно, усилил позиции диакриев. На это не могла спокойно смотреть аристократическая партия и для устранения политического противника было организовано покушение на Писистрата. Но по мнению Аристотеля, Писистрат сам нанес себе раны : «<...> Он (Писистрат) сам нанес себе раны и под предлогом, будто это было делом его политических противников, убедил народ дать ему телохранителей <...>». Но независимо от тог, был ли это хорошо спланированный обман или действительно на Писистрата было совершено покушение, народ был глубоко возмущен, и партия диакриев решила перейти к энергичной политике. Представитель этой партии, Аристион, выступил в народном собрании с предложением дать охрану Писистрату. Против этого предложения выступил Солон, сказав: «<...> что одних он (Писистрат) превосходит умом, а других мужеством; умом превосходит тех, кто не знает, что Писистрат стремится к тирании; мужеством тех, которые знают это, да молчат <...>». Но к словам его не прислушались и предложение Аристиона было принято.

Для охраны Писистрата был выделен отряд вооруженный дубинами, характерным крестьянским оружием; такие же «дубиноносцы» поддерживали тиранию и в Сикионе. С помощью этих «дубиноносцев» Писистрат захватил в 560г. до н.э. акрополь и «<...> управлял общественными делами скорее в духе гражданского равноправия, чем тирании <...>».

 

10.2. Второе «пришествие» Писистрата.

 

Однако, Писистрат продержался у власти недолго. Паралии, во главе с Алкмеонидами, и педиэи, включавшие в себя весь цвет афинской аристократии, всех «потомков богов», всех «владетельных князей» в отдельных демах, соединившись вместе, оказались такой силой, которой не мог противостоять Писистрат. Ему пришлось бежать из Афин в 555г. до н.э. Его имущество конфисковано и куплено с торгов одним из наиболее знатных аристократов Каллием, близким к кругам Солона и Алкмеонидов.

Но союз паралиев и педиэев просуществовал недолго. Вскоре после изгнания Писистрата между обеими группировками разгорелась борьба. Теснимый эвпатридами вождь паралиев Алкмеонид Мегакл вступил в союз с Писистраром: «<...> На двенадцатый же год после этого (изгнания Писистрата), наоборот, сам Мегакл, поставленный в безвыходное положение своими противниками, завел переговоры с Писистратом и, условившись, что тот возьмет замуж его дочь, устроил его возвращение на старинный лад и слишком простым способом <...>». После этого было организовано триумфальное вступление Писистрата в Афины: «<...> В Пеанийском деме была одна женщина, по имени Фия, ростом в четыре локтя, без трех пальцев и весьма красивой наружности. Нарядив эту женщину в полное военное вооружение, они велели ей встать на колесницу и, показав ей, как она должна держаться, чтобы производить впечатление как можно более прекрасной, поехали в город, а вперед предварительно послали герольдов. Последние, придя в город, говорили как им было приказано, речи приблизительно такого рода: «Афиняне, примите с добрым чувством Писистрата: его сама Афина почтила больше всех людей и вот теперь возвращает в свой Акрополь». Это повторяли они, проходя через разные места. Тотчас же по селам распространилась молва, будто Афина возвращает Писистрата; да и в городе население готово было верить, что эта женщина есть сама богиня; поэтому молились на нее и принимали Писистрата <...>».

 

10.3. Третье «пришествие» Писистрата.

 

Вскоре между диакриями и паралиями произошел новый разрыв. Результатом его было еще одно и на этот раз более длительное изгнание Писистрата из Афин. Изгнанный тиран со своими «дубиноносцами» отправился во Фракию. Здесь ему удалось завладеть Пангейскими рудниками. Он начеканил здесь серебряные деньги и навербовал наемников; в то же время им велись дипломатические переговоры с различными государствами, относившимися враждебно к аристократическому правительству в Афинах. К нему примкнула партия всадников, господствовавшая тогда в Эретрии, на Эвбее, одна из партий в Аргосе и в Фивах, влиятельный наксосец Лигдамид, часть фессалийцев. В Эретрие Писистрат вместе со своими сыновьями разрабатывал план нападения; туда же прибыли и их союзники.

Опираясь на помощь этих групп Писистрат двинулся в Аттику. Он разбил ополчение противников у храма Афины при Паллене, и это должно было казаться особой милостью богини Афины, которую он считал своей небесной покровительницей.

 

10.4. Внутренняя политика.

 

 Достигнув власти, Писистрат приступил к массовому изгнанию противников: по словам Геродота, «<...> одни пали в сражении, другие бежали из отечества вместе с Алкмеонидами <...>». Все это были владельцы крупных земельных участков, составлявших значительную часть территории Аттики. По афинским законам, земли изгнанных конфисковывались; можно предположить, что эти земли были разделены между беднейшими крестьянами на тех же основаниях, что и территория Саламина, т.е. с запрещением продавать, закладывать и сдавать в аренду. Но не все аристократические роды покинули Атику, часть их осталась, подчиняясь и угождая Писистрату. Это была преимущественно знать старого земледельческого типа – прежде всего род Филаидов, а не торговая знать.

Это вполне понятно. Писитрату было на много труднее нанести чувствительный удар торговой партии, все богатство которой находились на море, чем разорить и обессилить земельную аристократию. Так как изгнанные из Афин, Алкмеониды имели достаточно зависимых людей, торговых компаньонов и контрагентов, друзей и богатств, чтобы спокойно жить, вызывая зависть окружающих и хладнокровно и настойчиво подготовить свое возвращение в Афины. Наиболее действенным способом борьбы с ними было открытие новых, более выгодных рынков. Писистрату удалось захватить ключ к хлебу – Сигей на Геллеспонте.

Оставшейся в Афинах земельной аристократии приходилось мириться с создавшимся положением, так как их положение за границей оказалось бы очень тяжелым – у них не было ни торговых навыков, ни торговых связей. Перед ними было два выхода: или остаться в Аттике под властью Писистрата, или пытаться искать удачу на новых рынках – во Фракии или Геллеспонте. Но эти новые рынки были уже в руках Писистрата и сюда нельзя было проникнуть, не будучи в тесных отношениях с тираном. Таким образом, экономические интересы властно предписывали этой группе полную лояльность по отношению к Писитрату.

Социальную основу власти Писистрата составляли диакрии, при поддержке которых он пришел к власти. Именно их интересы в первую очередь он и стремился удовлетворить. Был значительно расширен крестьянский земельный фонд: наделив крестьян участками (клерами) из конфискованных земель аристократии в самой Аттике, а также на Саламине, на Лемносе, а, вероятно, и в других владениях Афин, причем он принял специальные меры, чтобы эти земли не сосредоточивались снова в руках богачей. Кроме того, Писистрат ввел государственный кредит для нуждающихся землевладельцев, установил льготы в отношении налогов и принял ряд мер, улучшавших положение крестьянства: «<...> бедных он даже снабжал вперед деньгами на сельские работы, чтобы они могли кормиться, занимаясь земледелием <...>».

Далее, для устранения одной из причин быстрого разорения крестьянства, суды состоящие из аристократов, Писистрат переносит суды (разбиравшие, вероятно, чаще всего земельные споры, возникавшие на почве переделов последних лет) в деревню и, конечно, назначает разъездных судей из верных членов крестьянской партии. Писистрат стремится развить в крестьянах чувство самоуважения и сделать их «солью» античной земли. Он лично объезжает крестьянские хозяйства; подобно Периандру, он превращает в важнейший государственный праздник крестьянский праздник Диониса и официально предписывает крестьянам носить их старинный национальный костюм – «катонаку», которую они под влиянием новой городской моды, по видимому, начали уже стыдиться. И он, подобно Периандру, пытался остановить стихийный процесс переселения разоренных крестьян в город наложением наказания на крестьян, слоняющихся по городу в поисках заработка.

Таким образом, можено сделать вывод, что экономическая политика Писистрата имела целью защитить беднейшее крестьянство. Наделив крестьян землей, приняв меры против ее скупки богатыми людьми, снабдив крестьянина оборотными средствами и инвентарем, освобождая от налогов беднейших крестьян, покровительствуя разведению олив и, наконец, препятствуя уходу крестьян со своих участков в город, он стремился лишь к одному – к созданию жизнеспособного мелкого крестьянства.

Меньше всего было сделано Писистратом в области политического устройства Афин. Он, как вождь мелкого крестьянства, обратил свое внимание прежде всего на вопросы экономики. Что касается политического строя этого времени, то нам известно только, что он сохранил без изменения законы и учреждения Солона, принимая, меры лишь к тому, чтобы все ответственные места занимали его родственники и сторонники. А также известно, что государственная централизация при Писистрате проявляется гораздо резче, чем при Солоне. Об этом свидетельствует два факта: 1) введение общегосударственного подоходного налога (десятины) и 2) содержание постоянного наемного войска.

 

10.5. Внешняя политика.

 

Во внешней политике Писистрат явился предшественником Фемистокла и деятелей Афинского морского союза. Его внимание было устремлено прежде всего на Делос, религиозный центр всех ионян. Он стремился подчеркнуть, что Афины – ионийская столица. По его распоряжению были перенесены все трупы, захороненные в районе храма на Делосе, так как присутствие трупов оскверняло священную территорию. Далее, он высадился с войском на Наксос и овладел городом и посадил здесь тираном своего ставленника – наксосца Лигдамида. Таким образом, Наксос оказался под влиянием Афин. Благодоря Лигдамиду власть на Самосе удалось захватить Поликрату; очевидно, и с ним Писистрат поддерживал дружественные отношения.

Во всей внешней политике Писистрата прослеживалась линия обеспечивающая свободный путь к хлебу, идущему из северного Причерноморья. Атический крестьянин быстро переходил от хлебных культур к более выгодным культурам оливы и винограда; поэтому он стал нуждаться в ввозном. Нуждался Писистрат и в новых колониях, куда можно было бы сбывать излишек населения. Таким образом, уже в интересах крестьянства необходимо держать в своих руках путь в Черное море, но конечно, еще важнее это было для городских торговцев и ремесленников, которым эта торговля сулила большие выгоды; население северного Причерноморья особенно охотно покупало художественную аттическую посуду, металлические изделия и т.д.

Писистрату, как уже ранее говорилось, удалось захватить Сигей, который был потерян в начале шестого века в тяжелые годы кровавой классовой борьбы. Писистрат сажает туда тирана – своего сына Гегесистрата.

Афинский тиран так же подчинил влиянию Херсонес, отправив туда Мильтиада, дав ему корабль и отряд афинян. Высадившись на Херсонесе, Мильтиад стал чеканить собственную монету и держать себя как настоящий царек по отношению к местному фракийскому населению, сохраняя, однако, зависимость от Афин. Перешеек на Херсонесе он отгородил высокой стеной и таким образом обезопасил его от нападения с севера. С другой сторны, ему удалось наладить дружеские отношения с Лидийским царем Крезом. Таким образом, афиняне утвердились на обоих берегах Геллеспонта. Чтобы обеспечить безопасность пути до Геллеспонта Мильтиад захватывает остров Леменос и он превращается в афинскую колонию.

Об оживленном товарообмене Аттики в это время свидетельствует огромное количество аттических ваз эпохи Писистрата, а также монет и металлических предметов, найденных в северном Причерноморье, особенно в Ольвии. Эти товары шли далеко в верх по Днепру, откуда, вероятно, в обмен на них получали янтарь. Но этим не ограничивались торговые связи Писистрата: художественную посуду эпохи Писистрата находят в Египте и в Этрурии (Италия).

Культурная деятельность Писистрата в определенном смысле была частью его международной политики, так как имела целью привлечь к Афинам внимание иностранцев. При нем были построены ряд прекрасных храмов и статуй, например, храм Афины (Гекатомпедон), Деметры в Элевсине, заложен храм Зевса Олимпийского; сооружен водопровод. Писистрат приглашал в Афины рапсодов (исполнителей Гомера) и заставлял их по порядку декламировать «Илиаду» и «Одиссею», а писцам записать эти поэмы. Далее, Писистрат и его сын Гиппарх приглашали в Афины самых выдающихся поэтов своего времени: Анакреонта из Теоса, Ласа из Гермионы, Симонида из Кеоса.

Писистрат настолько укрепил свою власть, что в 527г. до н.э., после его смерти, власть без всяких потрясений перешла к его сыновьям Гиппию и Гиппарху, продолжавшим править в том же духе, что и их отец.

 

10.6. Тирания Писистратидов.

 

В 527г. до н.э. Писистрат, мирно дожив до старости, умер естественной смертью. Настолько прочным было его положение и настолько значительной – его популярность, что власть без каких-либо проблем или кризисов автоматически перешла к его сыновьям Гиппию и Гиппарху (Писистратидам). Первый из них, собственно, унаследовал власть тирана (для закрепления своего статуса он лично занял в 526/525 гг. до н.э., то есть как только представилась возможность, должность архонта-эпонима). Гиппарх же стоял на второй позиции в государстве, отвечая, если выразиться современным языком, прежде всего за культурную политику.

Первоначально Гиппий стремился продолжать мягкую и гибкую политику отца, снискавшую ему народную любовь. Он пошел даже дальше Писистрата, приняв решение примириться с аристократами, когда-то боровшимися против основателя афинской тирании, а теперь по большей части проживавшими в изгнании. Судя по всему, именно в начале правления Гиппия эти аристократические семьи (Алкмеониды, Филаиды, Керики) получили возможность возвратиться на родину; более того, их лидеры и видные представители были демонстративно приближены ко двору тирана, получили возможность занимать высокие государственные должности, вплоть до должности архонта-эпонима. В 525/524 г. до н.э., сразу после Гиппия, эпонимом был Клисфен, глава рода Алкмеонидов. В 524/523 г. до н.э. эта должность досталась Мильтиаду из рода Филаидов (скорее всего, это будущий марафонский победитель), в 523/522 г. до н.э. – некоему Каллиаду, очевидно, из рода Кериков. После этого, в 522/521 г. до н.э., первым архонтом был поставлен сын тирана – Писистрат Младший. Могла даже создаться иллюзия возрождения традиционного аристократического режима, но только без присущих ему смут и при всеобщем согласии.

Подобное благоденствие, однако, не могло продолжаться слишком долго. В 514г. до н.э. ситуация в Афинах была взорвана дерзким заговором, организованным двумя аристократами из рода Гефиреев – Гармодием и Аристогитоном. Жертвой их выступления, имевшего место на празднике Панафиней, стал Гиппарх. Заговор 514г. до н.э. очень хорошо отражен в источниках: о нем сообщают такие ранние и авторитетные авторы, как Геродот, Фукидид, Платон, Аристотель, и некоторые из перечисленных свидетельств подробны и детальны. Парадоксальным образом все эти представители античной нарративной традиции не видят в убийстве Гиппарха практически никакой политической подоплеки и считают, что заговорщики действовали из чисто личных мотивов, мстя за нанесенную тиранами обиду. Это резко контрастирует с теми светлыми, исполненными достоинства образами Гармодия и Аристогитона – «тираноубийц» и «борцов за демократию», – которые запечатлелись в демократической афинской идеологии V в. до н.э. Их фигуры подверглись сильнейшей мифологизации, и впоследствии наиболее эрудированным ученым (Геродоту, Фукидиду, Аристотелю) приходилось – не из антидемократизма, а из обычной акрибии – разоблачать расхожие домыслы, указывая, в частности, что правящим тираном был не убитый заговорщиками Гиппарх, а Гиппий, что тирания не только не была ликвидирована их поступком, а, напротив, стала после этого более суровой и т. п.

Впрочем, полностью исключать наличие политических мотивов в заговоре Гармодия и Аристогитона все же нельзя. Во всяком случае, сам Гиппий, оставшийся в живых и сумевший вновь поставить ситуацию под свой контроль, явно считал опасность – не только для себя лично, но и для режима – весьма значительной. Хотя сами «тираноубийцы» погибли, репрессии, судя по всему, на этом не остановились. Вновь были изгнаны из Афин многие представители аристократии, в том числе Алкмеониды, в очередной раз удалившиеся в Дельфы. Вскоре после этого они во главе своих сторонников вторглись в Аттику, некоторое время силой удерживали местечко Липсидрий, но затем были оттуда выбиты.

Правление тирана приняло более жесткие формы, и он стал стремительно утрачивать популярность. Понимая это, Гиппий начал даже строить в прибрежном местечке Мунихия крепость, где бы ему можно было укрыться в случае какой-либо прямой угрозы. Однако крепость, судя по всему, так и не была достроена, поскольку события развивались быстрее, чем ожидал сын Писистрата. Благодаря интригам тех же Алкмеонидов, имевших влияние на дельфийское жречество, однозначно негативную позицию по отношению к афинской тирании заняла Спарта. В 510г. до н.э. Гиппий был свергнут и изгнан из полиса спартанским войском во главе с царем Клеоменом I. Отметим, что гражданский коллектив Афин хотя не выступил активно против своего тирана, но и не поддержал его, а остался пассивным зрителем происходящего. Единственной силой, которая попыталась помочь Гиппию, была конница из дружественной ему Фессалии.

Таков был эпилог афинской тирании. После ее ликвидации в государстве вновь разгорелась межаристократическая борьба. Возвратившиеся с армией Клеомена эвпатриды-«политэмигранты», похоже, «ничего не забыли и ничему не научились». Однако общество, в котором они жили, уже изменилось, как бы они ни старались этого не замечать. За годы тиранического режима рядовые граждане настолько эмансипировались от влияния знати, что были готовы к установлению демократии. Может быть, в этом и заключается главный итог правления Писистрата и Писистратидов.

 

11. Реформы Клисфена и развитие демократии в Афинах в V в. до н.э.

С ликвидацией тирании возобновилась политическая борьба между представителями знатных родов. На фоне активной деятельности аристократов афинский демос оставался пока еще молчаливым и пассивным большинством. Он подчинялся традиционному авторитету знати. Однако ситуация стремительно менялась, и в конце концов наступил момент, когда гражданское население стало активным участником событий. В 507г. до н.э. один из соперничавших аристократических вождей – глава рода Алкмеонидов Клисфен – перешел на сторону демоса и возглавил народное движение, что принесло ему полную победу над всеми противниками. По инициативе Клисфена был проведен ряд важнейших политических реформ демократической направленности. Реформы Клисфена проводились с 508 по 500г. до н.э.

Прежде всего, было введено новое административное деление афинского полиса, основанное не на родоплеменном, как раньше, а на территориальном принципе. Все государство отныне было поделено на десять примерно равных по размеру фил, которые являлись уже не племенными (как прежние четыре филы), а территориальными единицами. Каждая фила состояла из трех частей –триттии, причем все входящие в филу триттии располагались в разных частях Аттики: одна – на территории города Афины или его окрестностей, вторая – на побережье, третья – во внутренней части страны. Как правило, триттии одной филы даже не граничили друг с другом. Триттии делились на демы – самые мелкие административные единицы. Каждый из более чем ста демов представлял собой либо населенный пункт сельского типа, либо один из районов города. Таким образом, афинский демос был как бы «перемешан» в едином государстве, освобожден от древних родовых традиций, от политического влияния знати.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 237; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!