I. Раннеклассовые общества и государства на Крите и в южной части Балканского полуострова (конец III–II тысячелетие до н.э.). 12 страница



Иногда они даже вступали в тесную дружбу с иноземными царями (Поликрат Самосский с Амасисом Египетским) и склонны были к введению у себя восточных придворных обычаев. Они любили блеск и пышность, покровительствовали наукам и искусствам, приобретали художественные произведения, заботились о процветании торговли и промышленности, предпринимали морские экспедиции, основывали колонии, чтобы содействовать расширению торговых сношений, воздвигли громадные постройки, чем достигали важной для себя двойной цели: зажиточных людей ослабляли посредством налогов и вымогательств, а голодную и досужую народную массу занимали и кормили посредством работы, привлекали к себе и отвлекали ее внимание от государственных дел, вообще благоприятствовали развитию наук и искусств, и потому неслучайным представляется тот факт, что период тиранов в Элладе был и периодом пробуждения в ней философии и пластических искусств. Ученые, поэты и художники были украшением придворного штата тиранов и пользовались их покровительством и даже дружбой.

Тираны старались также посредством даров и разных других средств заручиться благорасположением влиятельных святилищ особенно Дельфийского и Олимпийского, и приобрести от них предсказания, утверждающие их власть.

 

7.1.3. Связь тиранов с Дельфийским и Олимпийским оракулами.

 

Весьма закономерно, что новая государственная власть в своем стремлении укрепиться обращалась к поиску действительных или мнимых санкций в области религии и мифологии. Поэтому не вызывает вопросов и тот факт, что история нескольких тиранических династий более или менее регулярно вписывается в дельфийскую перспективу – роль Дельф в политической жизни древней Греции общеизвестна.

Проблемы аутентичности имеющихся в нашем распоряжении оракулов требует особого изучения в каждом случае. Но даже если все эти оракулы неаутентичны (т.е.не были произнесены Пифией в их теперешней форме), в своей массе они относятся ко времени тиранов или отделены от них несколькими десятилетиями. Тогда еще, несомненно помнили, какова была позиция дельфийского божества или какова она могла быть. Значит, на основании этих источников можно реконструировать реальные исторические события. Они свидетельствуют о том, что до середины шестого века Дельфы в принципе благоволили тиранам. Но это предположение приходит в противоречие с традиционным образом Дельф. Античные авторы приписывают оракулу пропаганду духа законности и гражданской этики, воплотившегося в образе семи мудрецов, а кроме того, указывает на его тесные связи с антитиранической Спартой.

Чтобы объяснить эти противоречия, Г. Берве предлагает такое объяснение. Во-первых, тираны VII-VI вв. являлись зачастую основателями новых справедливых установлений, и в этом смысле они были близки дельфийской идеологии. Во-вторых, дельфийское жречество было заинтересовано в богатых покровителях – именно таким образом тираны попадали в дельфийский канон мудреца. Наконец, по мере усиления Спарты, начиная с середины VI в., Дельфы обретают нового могущественного покровителя в лице этого государства. Тирания в это время становится реакционной силой. В пользу изменения дельфийской ориентации должна свидетельствовать история афинской тирании Писистратидов, которая была уничтожена спартанцами и Алкмеонидами при поддержке Дельфийского жречества.

Наряду с Дельфийским святилищем большое значение придавалось и Олимпийским играм. Победитель в беге на колесницах в Олимпии был потенциальным претендентом на власть в родном городе, возможным тираном. И, наоборот, тираны, уже захватившие власть, стремились одержать верх на состязаниях в Олимпии или на Пифийских празднествах и нередко, располагая огромными средствами, оказывались победителями. Геродот рассказывает, что еще аргосский тиран Фейдон, которому он дал такую нелепую характеристику (Фейдон, по его словам, "наглостью превосходил всех эллинов"), был заинтересован в руководстве Олимпийскими состязаниями. Действовал этот тиран весьма активно: он выгнал элейских устроителей состязаний и присвоил себе право судить состязающихся.

Связь между тиранами и олимпиониками легко может быть установлена, если проследить список олимпиоников конца VII-VI вв. до н.э. Уже Мирон Сикионский, дед Клисфена, одержал в конце VII в. до н.э. победу в состязаниях на колесницах. Его внук Клисфен, породнившийся с Алкмеонидами (он отдал свою дочь замуж за Мегакла, сына Алкмеона), по-видимому, придавал большое значение участию в общегреческих состязаниях. Он оказался победителем в 576г. до н.э. или в 572г. до н.э.

К концу VII в. или началу VI в. относится единоборство (из-за обладания Сигеем) Питтака, тирана Мителены, и афинянина Фринона, победителя в понкратии. Помимо Клисфена Сикионского, и другие тираны принимали участие в состязаниях – Писистрат, сицилийские тираны Гиерон, Гелон, Ферон, тиран Акраганта.

Олимпионик – частное лицо – возбуждал опасения тирана настолько серьезные, что иногда для устранения победителя – и, очевидно, соперника – прибегали даже к убийству. Подобный случай можно встретить в истории Афин VI в.

Вместе с этим, для удержания власти в своих руках, тираны выдвигали на место культов и праздников знати, народные культы и учреждали праздники, которые бы удовлетворяли религиозному чувству народа и страсти его к зрелищам. Для этой цели был особенно пригоден культ Диониса, отличавшийся демократическим характером и соединенный с разного рода увеселениями.

 

7.1.4. Низвержение тирании.

 

Однако господство основанных тиранами династий нигде не было продолжительно, кроме Сикиона, где Орфагориды господствовали около ста лет, и Коринфе, где владычество Кипселидов продолжалось 73 года (655-582 гг. до н.э.).

Аристотель говорит, что «тиран стремится к трем целям: во-первых, вселить малодушие в своих подданных, так как человек малодушный не станет составлять против него заговоры; во-вторых, поселить взаимное недоверие – тирания может пасть только тогда, когда некоторые граждане будут доверять друг другу, поэтому тираны – враги порядочных людей, как опасных для их власти, и не только потому, что они не выносят деспотической власти, но и потому, что они пользуются доверием как в своей среде, так и среди других и не станут заниматься доносами ни на своих, ни на чужих; в-третьих, лишить людей политической энергии: никто не решится на невозможное, значит, и на низвержение тирании, раз у него нет на то силы».

Естественным следствием таких целей являлось строгое наблюдение за подданными, которые даже при господстве лучших тиранов не могли не поселять в подданных неудовольствия. Приемники же первых тиранов, воспитанные в роскоши, привыкли смотреть на власть, как на законное наследие отцов и, не понимая жизни народа и не сочувствуя ему, все более и более от него отделялись и своими злоупотреблениями возбуждали его недовольство, которое нередко старались подавлять строгими преследованиями, не разбирая правых и виновных, чем, конечно, только раздували ненависть к себе. Народ видел, что из-под гнета аристократии и олигархии он попал под гнет тирании, что положение его нисколько не улучшилось, и потом легко восставал, против тиранов и свергал их, причем соединяясь иногда на время с непримиримыми врагами тирании – олигархами. Но чаще всего тирания свергалась в результате интервенции.

Эфор Хилон и полководец Анаксандрид совершили ряд походов и изгнали Кипселидов из Коринфа и Амбракии, Лигдамида – из Наксоса, Гиппия – из Афин, потомка Клисфена, Эсхина, – из Сикиона, Симмаха – из Фасоса, Алкида – из Фокеи, Аристогена – из Милета. Они пытались изгнать и Поликрата из Самоса, но безуспешно; здесь их дело довершили персы, не желавшие терпеть рядом с собой сильное греческое государство.

Само слово «тиран», произносившееся с уважением при первых тиранах, сделалось потом ненавистным для греков, как и сам вид власти, которую оно означает. Аристотель и другие авторы с презрением отзываются о тирании, говорят, что тирания – самый вредный для подданных государственный строй.

Лица, которые убивали или свергали тиранов, удостаивались величайших почестей, как спасители государства: Гермодию и Аристогитону, убийцам Гиппарха, в Афинах были поставлены статуи, что было там величайшей редкостью в то время (даже в последствии, когда афиняне стали щедрой рукой расточать награды и часто воздвигали статуи заслуженным людям, было в силе запрещение ставить их рядом со статуями Гермодия и Аристогитона). По низвержении тирании иногда восстанавливается олигархия, хотя в более умеренной форме, но чаще водворялось демократическое царство.

Таким образом, тирания имеет тесное соотношение со всем ходом развития греческой государственной жизни, чем и объясняется общность и приблизительная одновременность этого явления в греческой истории, в которой VII и VI вв. до н.э. могут быть названы периодом тиранов.

Тирания была переходной властью, обеспечившей, наилучшим образом свержение аристократии и расширение социальной базы греческого полиса, так как она шла под знаменем восстановления исконной «демократической» царской власти и сумела объединить под своей властью и мелкое крестьянство, и наиболее передовые городские элементы.

Однако, как только власть аристократии была сокрушена, городские элементы стали ощущать тиранию как пережиток, мешающий развитию рабовладения, свободного торгового оборота и демократических учреждений.

 

7.2. Раннегреческие тирании.

 

7.2.1. Тирания в Сикионе.

 

Наиболее ранняя и самая продолжительная тирания была в Сикионе, установление тирании датируется 670г. до н.э., а ее низвержение – 570г. до н.э., таким образом она продлилась сто лет.

Об этой тирании очень мало сведений. Наиболее блестящим представителем династии Орфагоридов был Клисфен. Его деятельность шла в значительной мере на пользу городскому классу. Он решительно боролся с аристократией. Здесь, как и во всех дорийских странах, население делилось на три дорийских филы: Гилеев, Диманов и Памфилов. Но в эти филы здесь была включена только аристократия, вся остальная часть населения, считавшаяся потомками ионийцев, в эти филы не входила. Клисфен образует из этого остального населения четвертую филу и дает ей название «Архелаев» т.е. «владык народа», тогда как три аристократические филы он издевательски переименовывает в «свинятников», «поросятников» и «ослятников». Он запретил состязания рапсодов, прославлявших Аргос и аргивян и отменил культ Адраста, которого почитали аргивяне, как первого сикионского царя. Жертвы, приносимые Адрасту и празднования в честь этого героя, он «передал» другому герою – Меланнипу, ярому врагу (в мифах) Адраста. Трагические хоры в честь Адраста были переданы Дионису. Запрещает он культ общегреческого героя Геракла, заменяя его культом другого Геракла – критского бога.

Во внешней политике роль Клисфена была весьма значительной. Он сблизился со знатным афинским родом Алкмеонидов и пытался вместе с этим родом приобрести влияние в Дельфийском святилище. Когда по постановлению пилейской амфиктионии Дельфы объявили войну соседнему городу Крисе, взыскивавшему пошлину с паломников, на помощь Дельфам и на защиту интересов международной торговли явились афинян Алкмеон и Клисфен со своими войсками и флотом. Криса была разрушена. Несколько позже Клисфен выдал свою дочь Агаристу за сына Алкмеона, Мегакла. Вот пожалуй и все сведения о тирании в Сикионе.

 

7.2.2 Тирания в Коринфе

 

Вторая, по длительности нахождения тиранов у власти, является тирания в Коринфе, там власть тиранов сохранялась более 70 лет (около 657–580 гг. до н.э.). Приход к власти первого тирана Кипсела, родоначальника новой династии Кипселидов, был связан с низвержением знатного рода Бакхиадов. Период тирании в Коринфе характеризуется борьбой с родовой аристократией, усилением торгово-ремесленного класса, активным градостроительством и возвышением его на международной арене. В этот период Коринф достиг наивысшего пика своего развития в экономической и политической жизни.

Кипсел пришел к власти довольно традиционным способом – заручившись поддержкой демоса. Он был сначала полемархом и в этой должности показал себя другом народа; например, он выпускал на поруки содержавшихся под арестом должников, а если не являлись поручители, то сам ручался и отказывался от следовавшей в его пользу доле штрафа. Этим он расположил к себе народ и с помощью его захватил власть в 657г до н.э. Став тираном, он в первую очередь начал борьбу с родовой аристократией. Им были изгнаны знатные роды аристократов, в том числе и род Бакхиадов, захвативших в свои руки всю власть в государстве; конфискация их имущества дала в руки властителей большой земельный фонд: имущество это было, как можно заключить из источников, использовано для наделения землей беднейшего населения – крестьян, освобожденных от зависимости. Суды знати были заменены судами по территориальным округам, был издан закон против праздности.

Нам известно, что уже около 650г. до н.э. Коринф принял евбейскую монетную систему, господствующую на Эгейском море, несмотря на то, что во всех прочих государствах Пелопоннеса и в Афинах в это время была в ходе аргосско-эгинская монетная система, введенная аргосским царем Фидоном. Так как аргосская монета (статер) была в 4 / 3 раза тяжелее евбейской, то коринфяне разбивали евбейский статер не на две драхмы, как в Аргосе и в Эгине, а на три; четыре коринфские драхмы равны эгинскому статеру. В Коринфе, таким образом, могли свободно обращаться монеты обеих систем. Не вполне ясно, какие цели преследовал закон о запрещении иметь много рабов; некоторые объясняют это как закон против роскоши; другие предполагают, что закон имел в виду предоставление возможности работы городской и сельской бедноте путем уменьшения рабов.

При Кипселе началась активная колонизационная деятельность Коринфа на западном побережье Греции (в районе Амбракийского залива); в качестве правителей колоний Кипсел ставил своих сыновей. Эта новая политика сразу же вызвала осложнение с населением Керкиры, которое, отстаивая свою политическую независимость, вступило в борьбу с Коринфом.

Таким образом, можно сказать, что Кипсел подготовил почву для своего сына Периандра, правившего с 627г. до н.э. до 585г до н.э., и основной задачей которого было усилить международное значение Коринфа. Именно при нем Коринф достиг наибольшего развития в экономической и политической экспансии.

 

7.2.2.1. Правление Периандра.

Внешняя политика.

Борьба Керкиры кончилась ее подчинением Коринфу. На отношениях зависимости была основана колония Потидея на полуострове Халкидике, куда еще в V в. до н.э. коринфяне посылали гармоста – должностное лицо, отстаивающее интересы своего города. Колонизационная экспансия Коринфа преследовала две цели: добиться преобладания Коринфа в торговле с западными районами путем создания военных постов на морском пути из Греции в Южную Италию и Сицилию; обеспечить постоянные сношения с Иллирией, откуда в Коринф поступало серебро, необходимое прежде всего для чеканки монет. Из Потидеи в Коринф, кроме хлеба, поставлялся строительный лес, необходимый для мореплавания и торговли. Кроме того, Периандр поддерживает хорошие отношения с Афинами и роднится с одним из знатнейших афинских родов – с Филаидами. В центрах греческого международного объединения – в Дельфах и Олимпии – Коринф играет большую роль и приносит в эти храмы богатые приношения.

О том, какое большое международное значение имела династия Кипселидов и какой популярностью они пользовались у современников, говорит ряд факторов: Периандр, наряду с его современниками – Солоном Афинским, Питтаком Митиленским, Хилоном Спартанским, Биантом из Приены и др., считается одним из семи мудрецов, которые, согласно легенде, якобы собирались вместе и вели беседы по вопросам нравственности; когда разгорелась война между афинянами и Митиленой за Сигей в Троянской области, обе стороны выбирают третейским судьей Периандра. Кроме того, он находился также в близких отношениях с милетским тираном Фрасибулом.

Внутренняя политика.

Большое международное значение имела и строительная деятельность Периандра, привлекавшая в Коринф большое количество иностранцев. Он группировал вокруг своего двора выдающихся поэтов и музыкантов (например, при его дворе жил поэт Арион из Мефимны на Лесбосе).

Коринф времени тирании был уже большим городом: окружность его территории составляла 10км. В результате проведенных раскопок в Коринфе был обнаружен, примерно в 1км. к югу от города, гончарный район (керамик), расположенный у ручья, рядом с залежами хорошей глины. В раскопках преобладают фрагменты посуды конца VIII в. и особенно VIIв. до н.э. (так называемая протокоринфская и коринфская керамика). Археологи обнаружили гончарные мастерские, печи и гончарные круги.

О торговых связях Коринфа свидетельствуют находки коринфской керамики в Южной Италии, Этрурии и Сицилии, а в VI в. до н.э. и в Испании, а также в Халкидике, на островах Эгейского моря и Причерноморье. В небольшом святилище богини Геры, расположенном у одной из двух гаваней Коринфа на северо-западном побережье, найдено много предметов, указывающих на торговые связи Коринфа также с Египтом, Сирией и Кипром.

В период тирании Коринф становится не только крупным керамическим центром, но и центром металлообработки (панцири, шлемы, мечи, бронзовые рельефы для украшения храмов, металлическая посуда и др.), кораблестроения и текстильного ремесла. Коринфу приписывается изобретение триеры, быстроходного военного корабля, вместимость которого достигала 50–60 тонн. В VII в. до н.э., по приданию, в Коринфе был изобретен якорь.

В узком месте коринфского перешейка (всего 6км.) была проложена деревянная дорога для перевоза товаров из восточной гавани в западную и наоборот.

Одновременно проводились работы по благоустройству города. Чтобы предотвратить скопление в городе разорившихся землевладельцев, им было запрещено селиться в городской черте. Кроме того, аристократия группировалась в особых родовых организациях, считая себя потомками чистокровных дворян, а народные массы – потомками эолийцев. Периандру приписывалось уничтожение общественных трапез, т.е. по-видимому, совместного общественного питания представителей родовой знати. Согласно преданию, уничтожена была и древняя система общественного воспитания юношей, преследовавшая лишь военные цели.

При Периандре Коринф начинает чеканку собственной монеты; за право провоза товаров через гавани Коринфа и за перевал товаров из одной гавани в другую впервые начинает взиматься пошлина.

Многие предпринимаемые реформы Кипселидов приводили к усилению торгово-ремесленного класса. Этот слой стал ощущать тиранию как пережиток, мешающий развитию рабовладения, свободного торгового оборота и демократических учреждений. И чтобы Коринф мог стать крупнейшим торговым центром необходимо было прежде всего уничтожить тиранию. Что и произошло, после свержение власти преемника Периандра Псамметиха, власть захватили крупные купцы и землевладельцы, и была установлена власть торговой олигархии. Доступ к власти определялся имущественным цензом.

 

7.2.3. Тирания на Самосе.

 

К концу VI в. до н.э. Самос достиг блестящего рассвета; это можно заключить по дошедшим до нас остаткам керамики, живописи и скульптуры. При раскопках самосскую керамику находят в различных частях Греции (исключая лишь район Черного моря и Халкидики, куда самосцев не пускали милетяне и коринфяне) – на Родосе, Кипре, в Египте, Сицилии, Италии и Карфагене. Это служит свидетельством широких торговых связей и сильного флота. Захвативший власть в 537г. до н.э. Поликрат при содействии афинского тирана Писистрата и наксосского тирана Лигдамида, еще более усилил этот флот, в самосский флот входили не только большие пятидесяти весельные корабли, но и значительное число самых быстроходных кораблей – триер, пользуясь тем, что малоазиатские города были ослаблены после покорения Малой Азии Персией. Господствующий на море флот Поликрата наносил сокрушительные поражения милетянам и лесбосцам. Враги Поликрата обвиняли его в пиратстве, но, скорее всего, что пиратские нападения были направлены против государств, не пожелавших заключить с ним договор. Поликрат был в хороших отношениях с египетским фараоном Амасисом и киренским царем Аркесилаем II. Характерно стремление Поликрата установить власть над Кикладами в Эгейском море в целях захвата основных торговых путей, связывающих Египет и Грецию с Малой Азией и Черным морем. Граждане были разоружены, акрополь был укреплен, мелким земледельцам и ремесленникам были предоставлены средства для жизни. Около 523г. до н.э. Поликрат учредил при храме Аполлона на о. Делосе общегреческие праздники в честь этого бога. Вскоре после этого Поликрат потерпел поражение от персов и погиб мучительной смертью.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 237; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!