I. Раннеклассовые общества и государства на Крите и в южной части Балканского полуострова (конец III–II тысячелетие до н.э.). 14 страница



 

9.1. Аттика древнейшего времени.

 

По сравнению с Лаконикой каменистая Аттика была значительно менее плодородна. Заниматься успешно земледелием можно было лишь в небольших и немногочисленных долинах. В дальнейшем, когда в Аттику, начиная с VI в. до н.э., стал ввозиться хлеб, в ней получило развитие оливководство и отчасти виноградарство. Из полезных ископаемых Аттика обладала залежами серебра, мрамором и другими видами строительного камня, глиной. Удобные естественные гавани на побережье Аттики благоприятствовали развитию мореплавания.

Со времен глубокой древности Аттика была обитаема; древнейшие из погребений, открытых на ее территории, относятся к неолиту. Во II тысячелетии до н.э. в Аттике существовал один из центров микенской культуры. Дорийское вторжение Аттику не затронуло.

В греческой литературной традиции об истории Аттики древнейшего времени сохранились лишь смутные воспоминания, облеченные в форму легенд о царях. С именами этих царей позднейшее афинское предание связывало происхождение наиболее древнего деления общины афинян на четыре родовые филы (племени), на фратрии и роды, а также расчленение жителей на эвпатридов – родовую аристократию, геоморов – земледельцев и демиургов – ремесленников, т.е. деления, исторически возникшего в пору разложения первобытно-общинного строя.

Легендарному царю Тесею, время жизни которого относили к поколению, предшествовавшему Троянской войне, т.е. к XIII в. до н.э., афиняне приписывали. проведение синойкизма, заключавшегося, по преданию, в объединении вокруг Афин двенадцати прежде обособленных общин. На самом деле процесс постепенного объединения населения Аттики вокруг Афин растянулся на долгое время и полностью закончился, повидимому, лишь к VII в. до н.э., когда так называемый царский период уже стал далеким прошлым и афиняне управлялись коллегией девяти старейшин – архонтов, ежегодно избиравшихся из эвпатридов. По истечении срока полномочий архонты становились членами ареопага. Ареопагом в Афинах назывался по месту, где он заседал – на холме, посвященном богу Аресу, – древний совет, некогда совет старейшин, теперь превратившийся в орган правящей аристократии.

В рассматриваемое время Аттика делилась на 48 навкрарий – территорииальных округов; каждая навкрария должна была поставить, вооружить и укомплектовать экипажем одно военное судно для афинского флота. «Это учреждение, – пишет Энгельс о навкрарии, – подрывало двояким образом родовое устройство: во-первых, оно создавало публичную власть, которая уже не совпадала просто-напросто с совокупностью вооруженного народа; во-вторых, оно впервые разделяло народ для общественных целей не по родственным группам, а по территориальному сожительству».

Экономической предпосылкой господства родовой аристократии в Аттике, как и в других местах, явилась прежде всего концентрация в ее руках земельного фонда. Характеризуя обстановку, сложившуюся к концу VII в. в Аттике, ученый IV в. до н.э. Аристотель писал, что «бедные находились в порабощении у богатых не только сами, но также и дети их и жены. Назывались они пелатами и шестидольниками, потому что на таких арендных условиях обрабатывали поля богачей. Вся же вообще земля была в руках немногих». Обозначение «шестидольники» объясняется тем, что они уплачивали 1/6 урожая за арендуемые участки; если они не вносили во-время арендной платы, то, согласно Аристотелю, «можно было увести в кабалу и их самих и их детей».

9.2. Обострение социальной борьбы.

 

Господство афинской родовой аристократии, однако, не могло продолжаться долго. Производительные силы афинского общества в VII–VI вв. быстро развивались. Росли ремесло и морская торговля. В результате разложения общины наряду с обезземелением значительной части земледельцев выделились зажиточные и средние слои. На историческую сцену выступила новая социальная сила рабовладельческого общества – демос.

В социально-экономическом отношении демос не был однороден. Если в целом он был заинтересован в ликвидации экономического преобладания и ниспровержении политического господства родовой аристократии, то отдельные его слои руководствовались при этом различными целями. Безземельная беднота и мелкие земледельцы стремились отстоять свою личную свободу, а также свободу членов своей семьи от опасности долговой кабалы и мечтали о переделе земли и отмене долгов; наиболее состоятельная часть демоса – купцы, судовладельцы, хозяева ремесленных мастерских, землевладельцы незнатного происхождения – стремилась лишить аристократию ее привилегий и утвердиться у власти. В борьбу включились и афинские метеки, пришлое население. Метеки были лично свободны, но, не будучи афинянами по происхождению, они не обладали политическими правами и были стеснены в некоторых других отношениях. Главную свою задачу поэтому метеки видели в том, чтобы добиться уравнения в правах с афинскими гражданами.

В начавшейся борьбе позиции афинских эвпатридов были ослаблены тем, что процессы имущественного расслоения затронули и их собственную среду. Одни аристократические роды разорялись; другие, приобщаясь к торговле и морскому делу, проникались новыми интересами и переходили на сторону состоятельной части демоса. В конечном счете старые общественные отношения, пережитки родового строя, стеснявшие дальнейшее развитие афинского общества, были сломлены, сопротивление афинской родовой аристократии подавлено и господство ее сокрушено, но для этого понадобилось более чем столетие напряженной борьбы.

Одним из первых известных нам эпизодов в этой борьбе явилось выступление во второй половине VII в. до н.э. знатного афинянина Килона, попытавшегося с помощью своих сторонников и при поддержке своего родственника, мегарского тирана Феагена, осуществить в Афинах переворот. Попытка эта закончилась полной неудачей, так как афинский демос не поддержал Килона. Волнения в Афинах, однако, продолжались с нарастающей силой. Они побудили правящую родовую знать пойти на некоторые уступки, в частности, согласиться на первую запись устных правовых обычаев. Эта запись была произведена законодателем Драконтом около 621г. до н.э. Законы Драконта, целью которых была защита частной собственности на движимость, сурово карали за посягательство на нее (выражение «драконовы законы» стало обычным названием для сурового законодательства.) Важной чертой этих законов была также отмена родовой мести в случаях непредумышленного убийства. Запись правовых обычаев процессуального характера, занимавшая в законах Драконта видное место, была призвана в какой-то мере ограничить произвол суда, находившегося в руках аристократии.

 

9.3. Реформы Солона.

 

Несравненно более крупная победа была одержана афинским демосом в его борьбе с аристократией в 594г. до н.э., когда были проведены так называемые реформы Солона. Выступление на политической арене Солона так описывается Аристотелем: «Большинство народа было в порабощении у немногих. Народ восстал против знатных. Смута была сильная и долгое время одни боролись против других; наконец, они избрали сообща посредником и архонтом Солона и поручили ему устройство государства».

По происхождению Солон принадлежал к эвпатридам, но разорился и, чтобы поправить свои дела, занялся торговлей, в связи с чем побывал во многих городах. Солон и его единомышленники не были заинтересованы в полном сохранении привилегий родовой знати и были склонны к некоторым компромиссам. Главная цель Солона состояла в том, чтобы ценой известных уступок удовлетворить наиболее настойчивые требования демоса и таким путем поднять благосостояние и обороноспособность Афин. Для осуществления этой пели и был проведен ряд реформ: отменены тяготевшие над аттическими земледельцами поземельные долги. Такая мера получила название сейсахтейя, т.е. «стряхивание бремени». Особые камни, поставленные на земле должника, теперь были сброшены в знак освобождения от долгового бремени. Навсегда была отменена долговая кабала, а проданные в рабство за долги афиняне были выкуплены и возвращены на родину; была установлена свобода завещания, в силу которой выморочное имущество уже не обязательно попадало, как раньше, в род умершего, но каждому было предоставлено право завещать имущество по своему усмотрению. Был также осуществлен ряд мер, поощрявших ремесло и способствовавших развитию торговли.

Наконец, Солоном была проведена так называемая тимократическая, или цензовая, реформа. По этой реформе все афинские граждане независимо от их происхождения были разделены по имущественному положению на 4 разряда. В качестве единицы измерения доходов при этом была принята мера емкости, применявшаяся для зерна, – медимн. Афиняне, обладавшие годовым доходом от сельского хозяйства в 500 медимнов зерна, были отнесены к 1-му разряду пентакосиомедимнов (пятисотников), обладавшие доходом в 300 медимнов или способные содержать боевого коня – ко 2-му разряду (всадники), имевшие доход в 200 медимнов – к 3-му разряду (зевгиты (крестьяне)) и, наконец, с доходом меньше 200 медимнов – к 4-му разряду (феты). Граждане первых двух разрядов пользовались всей полнотой политических прав, но несли обязанности, связанные с наибольшими расходами: первые выполняли литургии, т.е.повинности в пользу государства в виде постройки за свой счет судов для афинского флота, устройства общественных праздников и т.д.; вторые служили в коннице. Зевгиты были несколько ограничены в своих правах; они, например, не могли избираться в архонты и, следовательно, попадать в ареопаг. В ополчении они составляли тяжеловооруженную пехоту. Как и прочие воины, они должны были вооружаться за свой счет. Наконец, феты обладали только правом избирать должностных лиц в народном собрании, но сами не могли быть избранными; в ополчении они служили как легковооруженные воины.

Реформы Солона затронули и политическое устройство Афин: на основе древних 4 фил был создан новый орган – «совет четырехсот», в который избирались по 100 человек от каждой филы. Этот совет существовал параллельно с ареопагом, но отличался от него по своему составу. Если в ареопаге были представлены только высшие имущественные разряды, то в совет четырехсот могли избираться все, кроме фетов; состав его, следовательно, был более демократичным. Что касается функций этих двух советов, то ареопаг сохранил свое значение, осуществляя общий контроль над государственными делами и являясь верховным судом; совет же четырехсот в перерывы между народными собраниями, по-видимому, решал за него текущие дела управления. Народное собрание, в период неограниченного господства эвпатридов почти утратившее всякое значение в политической жизни Афин, теперь вновь стало играть в ней видную роль. Аристотель связывает с именем Солона также учреждение в Афинах народного суда – гелиэи. По его мнению, это была одна из самых демократических реформ Солона, так как в гелиэе участвовали даже феты.

Таким образом, реформы Солона существенно видоизменили весь строй социально-политической жизни древних Афин, создали предпосылки для развития рабовладельческой собственности, выдвинули новый принцип имущественного ценза. Все это, вместе взятое, наносило удар по пережиткам родового строя и господству родовой аристократии, тормозившим формирование афинского рабовладельческого общества.

Реформы Солона, однако, не довели начатого дела до конца и в этом смысле носили компромиссный характер. Высшие слои демоса получили доступ к власти, но ценз определялся доходами с земли, в связи с чем богатые представители демоса должны были делить власть с той же родовой, землевладельческой аристократией. Аттические мелкие земледельцы добились многого: они были освобождены от долгов, избавлены от опасности долгового рабства, многие из бежавших вернулись на родину и, поскольку закладные камни были сброшены, очевидно, вернули себе землю. Общего передела земли демос, однако, не добился. Между тем земледельческая родовая аристократия, вынужденная пойти на уступки, в дальнейшем обнаружила стремление вернуть потерянное и восстановить свое прежнее господство. Поэтому вскоре после проведения реформы социально-политическая борьба в Афинах возобновилась с новой силой.

 

10. Тирания Писистрата и ее роль в становлении полиса в Афинах.

 

Предисловие.

 

Первая попытка установить тиранию в Афинах принадлежала Килону. Наиболее полно эта попытка описывается в «Истории» Фукидида. Он рассказывает о Килоне в связи с требованием лакедемонян изгнать из Афинского государства лиц, виновных в кощунстве по отношению к богине Афине. Вот как он это описывает: «В течение этого времени пелопоннесцы отправляли к афинянам посольства с жалобами, чтобы, в случае отказа в чем-либо, иметь, возможно, более основательный предлог к войне. Так, прежде всего лакедемоняне потребовали от афинян через своих послов изгнания виновных в кощунстве против богини. Кощунство состояло в следующем: был афинян Килон, победитель на Олимпийских состязаниях, человек древнего знатного рода и влиятельный; он женился на дочери мегарянина Феагена, в то время бывшего тираном в Мегарах. Когда Килон вопрошал Дельфийского оракула, тот дал ему прорицания захватить афинский акрополь во время величайшего праздника Зевса. Килон получил от Феагена войско, подговорил своих друзей и, когда наступили Олимпии, празднуемые в Пелопоннесе, захватил акрополь с целью сделаться тираном; празднество это он считал величайшим Зевсовым праздником и имеющим ближайшее отношение к нему. Как к победителю на Олимпийских состязаниях. Имел ли в виду оракул наибольший праздник в Аттике или в каком-нибудь ином месте, Килон в то время об этом не рассуждал, да и оракул не открывал этого. Дело в том, что и у афинян за городом бывают Диасии, называемые величайшим праздником Зевса Милостивого, причем от имени всего народа приносятся не крупные жертвенные животные, но местные жертвы. Килон, пологая, что он правильно понял изречение оракула, приступил к делу. Узнавши об этом, афиняне всем народом устремились с полей против Килона и его соумышленников и, расположившись у акрополя, начали осаждать его. Осада тянулась, и большинство афинян, утомленных ею, ушли, предоставивши девяти архонтам сторожить Килона и давши им неограниченные полномочия на все прочее по собственному их усмотрению. В то время большая часть административных функций принадлежала архонтам, между тем соумышленники Килона терпели во время осады крайнюю нужду от недостатка хлеба и воды. Поэтому Килон и брат его тайком бежали, остальные (из них многие уже умерли от голода), будучи в стесненном положении, сели у алтаря на акрополе, в качестве молящих о защите. Когда афиняне, на которых возложена была охрана, увидели, что осужденные умирают в священном месте, они предложили им удалиться, причем обещали не причинять им никакого зла. Но когда они вывели их от туда, то всех перебили; кроме того, они лишили жизни еще несколько человек, усевшихся на пути подле алтаря Почтенных богинь. Отсюда и сами убийцы и потомство их получили названия нечестивцев и величайших преступников перед богинею. Этих нечестивцев изгнали тогда и афиняне, а в последствии потомков их изгнал и лакедемонянин Клеомен при помощи восставших афинян; живущие были изгнаны, а кости умерших вырыты из земли и выброшены. Однако оставшиеся в живых изгнанники в последствии возвратились, и род их до сих пор существует в государстве». Таким образом, первая попытка установления тирании в Афинах оказалась неудачной. Относится она к 640 г. до н.э. Но ровно через восемьдесят лет в Афинах была свергнута родовая аристократия и установлена тирания, во главе которой стоял Писистрат, правивший с 560 до 527 г. до н.э. (с перерывами).

 

Введение.

 

Все значение реформ Солона стало ясным только со временем. Непосредственно же после их проведения гражданские волнения не только не прекратились, но, пожалуй, даже усилились. Случались годы, когда из-за острых внутриполитических конфликтов не удавалось избрать архонтов. А архонт-эпоним Дамасий по истечении годичного срока не пожелал оставить должность и удерживал власть более двух лет, пока не был свергнут силой. Иными словами, в афинском полисе появились все симптомы грядущей тирании – явления, в высшей степени характерного для Греции эпохи архаики.

В течение первой половины VI в. до н.э. политическая борьба имела форму противостояния сильных группировок, базировавшихся в различных регионах Аттики и возглавлявшихся местными аристократами. Источники (Геродот, Аристотель, Плутарх) сообщают о трех такого рода группировках. Одна из них (ее членов называли педиэями) действовала в окрестностях Афин. В этой наиболее богатой естественными ресурсами (в частности, плодородными почвами) области Аттики положение аристократии традиционно было особенно прочным, а сама знать – особенно консервативно настроенной.

Представители другой группировки (их называли паралиями) опирались на население прибрежной части Аттики; во главе этой группировки стоял аристократический род Алкмеонидов. Жители побережья отличались меньшим консерватизмом, большей мобильностью; источниками их богатства были не только земельные владения, но также и торговые операции.

Наконец, третья группировка (входившие в нее граждане называли себя диакриями) базировалась в отдаленной северо-восточной части Аттики, которая была самым бедным регионом афинского полиса. Диакрии были настроены наиболее радикально по отношению к существующим порядкам, во многом еще определявшимися господством знати.

 

10.1. Первое «пришествие» Писистрата.

 

Писистрат происходил из древнего знатного афинского рода. Он был богатым человеком, владевшим золотыми рудниками во Фракии. Возвышение Писистрата началось с войны за остров Саламин, где он показал себя блестящим полководцем.

Остров Саламин, принадлежавший Мегарам, был огромным препятствием для развития афинской торговли в Эгейском море – он закрывал выход из афинской гавани. На короткое время афинянам удалось завладеть им, но после Килоновой смуты и связанного с этим ослабления Афин он был снова потерян. После возвращения Солона из странствования в Афины началась активная агитация за новый поход на Саламин. Эта экспедиция была организована торговой партией паралиев, к которой принадлежал Солон. Во главе отряда был поставлен Писистрат, который в это время был еще в дружеских отношениях Солоном. Ему удалось кроме захвата Саламин овладеть и гаванью Мегары Нисею, что ставило Мегары в экономическую зависимость от Афин.

Подобное положение привело к затянувшемуся противостоянию между Мегарами и Афинами. После долгой борьбы обе стороны решили обратиться к посредничеству наиболее влиятельного тогда греческого государства – Спарты. Спартанский суд присудил Саламин Афинам, а Нисея должна была быть возвращена мегарцам.

Походу на Саламин предшествовало принятие закона, по которому, в случае завоевания, земля на острове будет передана во владения этих добровольцев. Издание этого закона было предпринято для поднятия духа у отправлявшихся туда пятисот воинов. До нас дошло постановление о саламинских клерухах, в котором запрещается поселенцам сдавать землю в аренду: «Постановил народ: разрешить саламинским клерухам жить в Саламине постоянно. Разве что они окажутся не в состоянии исполнять повинности гражданские и военные; в других же случаях им не (разрешается) сдавать свою землю в аренду. Если клерух будет жить там, а землю сдаст в аренду, то пусть заплатит в казну и арендатор, и сдающий в аренду (столько-то драхм) штрафа. Пусть взыскивает архонт; а если не взыщет, подвергнется ответственности». Его целью было воспрепятствовать новому разорению крестьян и скоплению их земли под видом аренды в руках богачей, одновременно это обеспечивало военную мощь клерухов. Для Писистрата подобное положение дел было выгодно, так как он являлся лидером самой беднейшей партии Афин – диакрийцев: «<...> Этих партий было три: одна – паралийцев с Мегаклом, сыном Алкмеона, во главе, которые, по-видимому, преимущественно добивались среднего образа правления; другая – педиэев, которые стремились к олигархии, – ими предводительствовал Ликург; третья – диакрийцев, во главе которой стоял Писистрат, казавшийся величайшим приверженцем демократии. К этим последним примкнули, с одной стороны, те, которые лишились денег, отданных взаймы, – ввиду стесненного положения; с другой – люди не чистого происхождения – вследствие страха. Это видно из того, что после низвержения тиранов афиняне произвели пересмотр гражданских списков, так как многие пользовались гражданскими правами противозаконно. Все эти партии имели прозвания по тем местам, где они обрабатывали землю <...>».


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 243; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!