Определить понятие общественно-экономической формации. Вычленить структуру формации  и охарактеризовать формационный подход к анализу исторического процесса.



Осуществляемое на основании объективных критериев выделение в истории типологически различных обществ является необходимым аспектом ее материалистического анализа. Материализм, примененный в качестве метода исследования, позволил обнаружить общие, повторяющиеся черты в экономическом базисе ряда стран, что дало основание отнести их к некоторому единому общественному типу, называемому общественно-экономической формацией. Выделение объективного и притом относящегося к сущности исторического процесса критерия обобщения, типизации имело принципиальное значение для науки об обществе. Анализ материальных общественных общественных отношений сразу дал возможность подметить повторяемость и правильность и обобщить порядки разных стран в одно основное понятие общественной формации.

 Маркс провел научное членение исторического процесса и обосновал исторически преходящий характер каждой из общественно-экономических формаций. В результате вся история человечества предстала как закономерный процесс развития и смены общественно -экономических формаций, ступеней этой истории, ее поступательного движения.

Формация - не хронологическое, не географическое, а именно социально-философское понятие. Формацию нельзя определить хронологически, относя каждую из них к определенному веку, столетию. Нельзя отождествлять формацию и с какой - либо страной, потому что это понятие фиксирует в теоретической форме тип общества, но не воспроизводит реальную историю того или иного народа.

 Формационное членение не тождественно реальному историческому процессу: одни из стран более полно выражают формационный тип, другие - дальше от него. В истории все сложнее. Но чтобы учесть сложность, своеобразие, вариативность, необходимо знать общую закономерность поступательного движения истории. Именно эту объективную логику исторического процесса как раз и воспроизводит марксистское учение об общественно-экономических формациях.

 Общественно-экономическая формация - это конкретно-исторический тип общества, взятого в его целостности, функционирующий и развивающийся в соответствии с присущими ему объективными законами.

Каждая формация - целостная система. ЕЕ качественное своеобразие зависит от совокупности материальных отношений, т.е. базиса, именно он придает формации характер определенного конкретно-исторического общественного типа: первобытно - общинного, рабовладельческого, феодального, капиталистического. В формацию входят также производительные силы, которые вместе с производственными отношениями составляют ее материальную основу.

 Существуют локальные особенности и разновидности развития отдельных стран и регионов. Есть своя специфика у конкретных переходных эпох от одной формации к другой. Не каждый народ проходит через все формации. но как бы ни было в истории человечества смена формации ведет к более развитому типу общества. Но процесс человечества состоит не столько в ступенчатом переходе, сколько в накоплении ценности цивилизации на каждом витке процесса.

Определить понятие цивилизации. Рассмотреть цивилизационный подход к анализу исторического процесса.

В содержательном отношении понятие цивилизация имеет целый ряд значений. Его употребляют как конкретный этап в развитии народов и регионов. Морган и Энгельс определяли его как ступень исторического развития, следующая за эпохой дикости. Всю неоднородность употребления понятия цивилизация можно свести к опреленным смыслам: как синоним культуры; как стадия разложения локальных культур; как эпоха, следующая за варварством; как ступень развития отдельного региона или этноса. Можно выделить 3 подхода: локально-исторический; историко-стадиальный; всемирно-исторический. Каждому из них присуща своя классификация цивилизации. Разнообразен и выбор основ цивилизации. Тойнби и Вебер считали ее основой религиозную веру; Ясперс - философскую веру. Для других базис цивилизации - материальное образование. Крапивницкий, исходя из детерминирования влияния техники на общество, считал, что в фундаменте цивилизации лежит технико-технологический базис. Он включал в себя: технику, технологический способ производства и технологические отношения. Техника - базис и продукт цивилизации; самостоятельность ее относительная; она зависит от социума в целом. То, как человек воздействует на природу - то же техника, но считается технологией - совокупность операций по целенаправленному использованию техники. Технологический способ производства характеризируется специфическими средствами труда; системой труда; характером труда. В результате отношений людей к предметам иссредствам своего труда, а также между собой в ходе технологического процесса складываются технологические отношения. Основы цивилизации не исчерпываются. В реальном историческом процессе в фундаменте общества выдвигают природные условия его жизни; этнические особенности; социально-психологический компонент. Важную роль играют формы организации общественного характера: натуральная, товарная, планомерно-регулируемая.

Но выдвижение понятий цивилизации технико-технологического базиса как определенного компонента позволяет обнаружить существующие черты цивилизации:

· цивилизация характеризует собственно-социальную организацию общества;

· цивилизация есть социальная организация индивидов с базисно - социальным образом;

· целью цивилизации является воспроизводство и преумножение общественного богатства.

Цивилизационный подход позволяет выдвинуть конкретные исторические формы общественного хозяйства и понять их роль в развитии общества; понять гинезис, характерные черты и тенденции развития различных социально-этнических форм общества; обогатить представления о социально-психологическом облике конкретного общества; наращивать интеграционные тенденции в обществе.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 420; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!