Осветить проблему познаваемости мира и основные варианты ее решения.
Основными проблемами являются: сущность познавательного процесса, его закономерности, условия и предпосылки, возможности и границы, всеобщие основания и социокультурные детерминанты. При постановке и решении этих проблем мнения философов расходятся, все они имеют аргументацию.
Проблема получения истинного знания о мире, т.е. вопрос о познаваемости мира, является центральной проблемой гносеологии. Данная проблема составляет содержание стороны основного вопроса философии.
В истории философии сложились три основных подхода, по-разному отвечающие на вопрос о познаваемости действительности: 1)познавательный оптимизм; 2) скептицизм; 3) агностицизм (познавательный пессимизм).
Познавательные оптимисты считают, что явления действительности в сущности познаваемы, хотя мир – в силу своей бесконечности - до конца не познаваем.
Сторонники скептицизма сомневаются в возможности получения достоверных знаний о мире, абсолютизируя момент относительности в истинном знании, указывая на его формальную недоказуемость.
Представители агностицизма отрицают возможность познания сущности явлений. Абсолютизируя несовершенство чувственного восприятия действительности, агностики в своих крайних выводах даже отрицают существование объективной реальности.
Теоретико-познавательная ситуация имеет свою структуру, включающую субъект и объект познания, а также «посредника», связывающего их в единый процесс.
|
|
Субъект познания — это носитель предметно-практической деятельности и познания, источник познавательной активности, направленной на предмет познания. В качестве субъекта познания может выступать как отдельный человек, так и различные социальные группы
Объект познания - это то, что противостоит субъекту, на что направлена его практическая и познавательная деятельность.
От понятий «субъект» и «объект» образованы термины «субъективный» и «объективный».
Субъективно все, что связано с субъектом, лицом, т.е. его воля, желания, стремления, предпочтения, чувства и эмоции и т.п. Субъективное отношение к чему-либо есть, как правило, вопрос вкуса и у разных людей может быть различным. Субъективность больше относят к мнениям, чем знаниям.
Объективно все то, что не зависит от сознания, воли, желаний. Например, объективными фактами или их отображениями являются вращение Земли вокруг Солнца.
49.Раскрыть диалектику процесса познания. Обосновать единство чувственного, рационального и интуитивного в познании.
Исходной ступенью познания является чувственное познание, в котором объект познается главным образом посредством органов чувств. Органы чувств – это непосредственный канал связи субъекта с действительностью, через который он получает первичную информацию об объекте. Основными формами чувственного познания выступают ощущение, восприятие и представление. В ощущениях непосредственно отражаются отдельные стороны, свойства объекта. Восприятие – это целостное отражение объекта органами чувств, представляющее собой единство всех ощущений. Представления – это чувственно наглядные образы объектов, которые сохраняются и воссоздаются в сознании человека вне непосредственного воздействия объектов на органы чувств. Возникновение представлений происходит на основе памяти, то есть способности психики сохранять и воспроизводить прошлый опыт субъекта.
|
|
Рациональная ступень познания основана на абстрактном мышлении, представляющем собой целенаправленное, опосредованное и обобщенное отражение человеком существенных свойств и отношений вещей. Основными формами абстрактного мышления являются: понятие, суждение и умозаключение.
Понятие - форма мысли, выражающая совокупность наиболее существенных признаков объекта. Суждение - форма мышления, в которой посредством понятий что-либо утверждается или отрицается об объекте. В языке любое высказывание (словосочетание и простое предложение) является примером суждений. Например, «все металлы – проводники электричества», «знание – сила», «мыслю - следовательно существую» и т.д.
|
|
Умозаключение представляет собой форму мышления, в которой из нескольких суждений выводится новое суждение, содержащее новое знание. Так, представление о том, что Земля имеет форму шара, было получено в древности на основе умозаключения: все шарообразные тела отбрасывают тень в форме диска, во время лунных затмений Земля отбрасывает на Луне тень в форме диска, Следовательно, Земля – шарообразное тело.
Рациональное познание неразрывно связано с чувственным, но играет ведущую роль в процессе познания. Это проявляется, во-первых, в том, что истинное знание на уровне сущности и закона формулируется и обосновывается на рациональной ступени познания; во-вторых, чувственное познание всегда «управляется» мышлением.
По вопросу о роли, месте и соотношении чувственного и рационального в познании в истории философии сложились два противоположных течения – сенсуализм и рационализм. Сенсуалисты считали чувственное познание основной формой достижения истинного знания, рассматривая мышление лишь количественным продолжением чувственного познания. Рационалисты стремились доказать, что всеобщие и необходимые истины могут быть выведены только из самого мышления. Чувственным данным отводилась лишь случайная роль.
В истории философии довольно распространенным течением является также интуитивизм, считающий интуицию основным средством достижения истины в отрыве от чувственной и рациональной ступеней познания.
Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 826; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!