Раскрыть сущность закона отрицания отрицания, показать его мировоззренческое и методологическое значение.



Закон отрицания отрицания заключается в том, что новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым.

Примеры:смена общественно-экономических формаций (при формационном подходе к историческому процессу);«эстафета поколений»;смена вкусов в культуре, музыке;эволюция рода (дети – частично родители, но уже на новой ступени);

Отрицание старых форм новыми – причина и механизм поступательного развития. Однако вопрос о направленности развития – дискуссионный в философии. Выделяются следующие основные точки зрения:

-развитие – только поступательный процесс, переход от низших форм к высшим, то есть восходящее развитие;

-развитие может быть как восходящим, так и нисходящим;

-развитие хаотично, не имеет никакой направленности.

Практика показывает, что из трех точек зрения наиболее близкой к истинной является вторая: развитие может быть как восходящим, так и нисходящим., хотя общая тенденция все же восходящая.

Пример-организм человека развивается, крепнет (восходящее развитие), но затем, развиваясь дальше, уже слабеет, дряхлеет (нисходящее развитие);

Таким образом, развитие скорее идет не по прямой, а по спирали, причем каждый виток спирали повторяет прежние, но на новом, более высоком уровне.

 

Определить понятие «категории. Проанализировать категории «единичное – общее», «содержание – форма», «сущность – явление» как уровни структурной организации бытия.

Категории – общие структуры или свойства сущего – вещей, процессов, живого, идеальных предметов. Философские категории – сами общие (гранично широкие) понятия, которые выражают универсальные характеристики и отношения материального и духовного мира, в которых и через которые совершается философское мышление, которые служат исходными принципами познания и духовно-практично.

Категория единичное-общее. Это философские категории, отражающие диалектическое единство и различие между вещами и явлениями действительности Так, категория \"единичное\" отражает в предмете, явлении то, что присуще только данному предмету, явлению. "Общее" - это тождество, что объективно существует между предметами, вещами, явлениями в рамках конкретной качественной определенности Ни единичное, ни всеобщее не могут существовать самостоятельно Самостоятельно существуют отдельные предметы, явления, процессы. Всякое общее является частью, элементом , стороной отдельного, поскольку оно отражает последнее не полностью, не целиком, а односторонне - то, что является тождественным в предметах Единичное по своему содержанию, проявлением богаче от общего, которое является абстрактным.

Содержание и форма. Содержание и форма - это философские категории, отражающие взаимосвязь двух сторон природной и социальной реальности. Содержание – совокупность элементов, процессов, связей, которые составляют данный предмет или явление. Форма – есть способ существования, выражения и развития, содержания; есть внутренняя организация содержания. Содержание играет определяющую роль по отношению к форме. Одна и та же форма может быть использована различным и даже противоположным содержанием. В процессе развития форма, как правило, отстает в развитии от содержания. Между содержанием и формой в процессе развития возникает несоответствие .Форма обладает относительной самостоятельностью и способна влиять на развитие содержания – способствовать ему или препятствовать.

Сущность – явление.Сущность и явление - категории, отражающее всеобщие формы предметного мира и его познание человеком. Сущность - это внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия; явление - то или иное обнаружение (выражение) предмета, внешние формы его существования. Явление более богатое, чем сущность Оно имеет в себе не только выявление внутреннего содержания, существенных связей объекта, но и любые случайные отношения, особенные черты этого объекта.

 

Определить понятие категории. Проанализировать категории «причина – следствие», «возможность – действительность», «необходимость – случайность» как проявление универсальных связей детерминации.

Категории — это наиболее общие, фундаментальные понятия той или иной. науки, философии. Все категории суть понятия, но не все понятия — категории. Категории — это формы отражения в мысли универсальных законов объективного мира. Философские категории – это такие понятия, которые отражают наиболее общие черты и связи, стороны и свойства действительности.

Причина и следствие - категории, отображающие одну из форм всеобщей связи и взаимодействия явлений. Под причиной понимается явление, действие которого вызывает, определяет, изменяет, производит или влечёт за собой другое явление; последнее называют следствием. Производимое причиной следствие зависит от условий. Одна и та же причина при разных условиях вызывает неодинаковые следствия. Различие между причиной и условием относительно. Каждое условие в определенном отношении является причиной, а каждая причина в соответственном отношении есть следствие. П. и с. находятся в единстве: одинаковые причины в одних и тех же условиях вызывают одинаковые следствия. В области общественных наук причины отличаются от поводов - процессов, способствующих их проявлению.

Возможность и действительность - категории диалектики, отражающие две основные ступени развития каждого предмета или явления в природе, обществе и мышлении.

Возможность - есть объективно существующая тенденция развития предмета. Она возникает на основе той или иной закономерности развития предмета и выражает эту закономерность.

Действительность - есть объективно существующее единство закономерности взаимосвязи развития предметов и всех ее проявлений.

Всякая конкретная действительность содержит в себе возможность своего дальнейшего изменения и развития, и всякая конкретная действительность возникла как результат реализации ранее существовавших возможностей. Весь процесс развития — это процесс зарождения в действительности определенного спектра возможностей, дальнейшего сужения этого спектра до одной реальной возможности и дальнейшего ее превращения в новую действительность.

Необходимость и случайность. Необходимость – это то, что вытекает из самой сущности материальных систем, процессов, событий и что должно произойти в главном так, а не иначе. Случайность же – то, что имеет основание и причину не в самом себе, а в другом, что вытекает не из главных связей и отношений, а из побочных, что может быть, а может и не быть, может произойти так, но может произойти и по другому. Случайность имеет место и тогда, когда событие вызывается огромной массой причин, связь между которыми очень отдаленна и поэтому трудно определима. Необходимость – это отражение всеобщих, закономерных, преимущественно устойчивых, отношений действительности. При определенных условиях она непременно должна произойти. Случайность выражает в основном несущественные, неустойчивые, единичные связи действительности. Она может проявиться, а может не проявиться, может произойти так, а может иначе.

30.Осветить диалектику и метафизика как альтернативные методы постижения действительности и практического действия.

Термин «метафизика» состоит из двух частей : 1) «мета» означает промежуточное состояние вещи, ее перемену, перемещение и.т.д.; 2) «фізика» - наука о природе, которая изучает общин свойства матеріального мира. Термин «метафизика» означает «после физики».

Понятие «метафизика» имеет ряд значений : 1) метафизика – учение о сверхчувственных, недоступных принципах и начала бытия; 2) метафизика – синоним философии; 3) метафизика употребляется для обозначения чего-то абстрактного, малопонятного; 4)метафизика – наука о вещах, способ определения мировоззренческих вопросов; 5)метафизика – концепция развития, метод познания, альтернативный диалектике.

Рассматривая альтернативность метафизики и диалектики, нужно сказать, что метафизика не является чем-то нелогичным, непонятным, безрезультатным. Метафизика – исторически неминуемая философская теория развития и метод познания, которые занимают определенное место в развитии философии. Однако с развитием науки метафизика выявила свою недостаточность и уступила диалектике как наиболее современному методу познания, уведомления действительности.

Таким образом сложились две альтернативные концепции – метафизика и диалектика. Они являются противоположными по ряду важных начал : источнику развития, движения, изменения; понимания связи старого и нового; механизмом перехода от старого качества к новому; направленности развития; сути познания.

Диалектика с одной стороны оправдывает существующие порядки, состояние, вещи, однако, для определенных условий, времени. В этом состоит позитивная (утвердительная) позиция. С другой стороны, диалектика выходит из абсолютной переменности вещей, состояний, порядков, того что есть и что будет. Однако абсолютизм быть не может, так как без этого было бы невозможно развитие.

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 992; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!