Рассмотреть основные концепции общественной жизни: идеалистичную, натуралистическую, материалистическую.



Идеалистическая– усматривает основания, причины и факторы происхождения и функционирования общества в духовной сфере. Внутри этого подхода разграничиваются объективно-идеалистические и субъективно-идеалистические представления. С позиций объективного идеализма на общество оказывают решающее воздействие общественное мнение, мир абсолютных идей, Мировой Разум, Мировая Воля, Абсолютный Дух и др Согласно субъективно-идеалистическим версиям общество есть продукт воли, разума и других проявлений духа выдающихся личностей. Неполноту истины социального идеализма выявляет степень (не-)соответствия жизни человека поставленным им целям. Она является своеобразным «индикатором» уровня нашего понимания сути общественных процессов, в которые включено каждое социальное существо.

Натуралистическая концепция объясняет жизнь общества действием природных факторов: силы тяжести, космического излучения, географические условия, генетические особенности. Данная концепция объясняет жизнь общества физическим, биологическим и др. законами=>природа - субстанция всего сущего; общество приобретает сугубый характер; общество лишается качественной определенности, т.к. происходит абсолютизация данных факторов. Этот подход искажает предназначение человека, отрицает свободу. Жизнь людей в таком обществе предопределена.

Диалектико - материалистическая концепция рассматривает общество как подсистему объективной реальности. Общество представляет собой сложной структурное образование, включающее в себя различные уровни организации материи, существующей независимо от чьего-либо разума. С другой стороны одним из таковых является само общество, но оно всегда должно считаться с законом живой и неживой природы. Следует помнить: общество - часть природы, но это относительно самостоятельная, полностью не сливающаяся с ним часть. Общество представляет собой развившуюся форму жизнедеятельности людей, имеющих логику бытия. Действующие в обществе законы носят объективный характер и не зависят от духовных образований. Различия: законы природы существуют во внешнем мире и большей частью прокладывают себе дорогу в виде внешней необходимости; социальные законы - законы самой человеческой и духовной деятельности. Развитие общества - это естественный исторический процесс, проявляющихся в единстве двух его сторон: объективной и субъективной. С 1 стороны - это процесс естественный, т.е. закономерный и необходимый, а с 2 стороны - исторический, т.к. представляет собой результат деятельности людей.

Общественная жизнь рассматривается как высшая форма движения материи. Стихийная неживая природа, биологические программы поведения сменяются механизмами культуры - способностью к труду, сознанию.

 

Определить понятие общественных отношений, охарактеризовать их виды и структуру. Рассмотреть общество как систему отношений.

Общественные отношения – это многообразные формы взаимосвязи, возникающие в процессе деятельности между отдельными людьми, различными социальными группами, а также внутри них.

Социальная философия различает отношения между людьми двух типов: отношения

личного общения и социально-анонимные отношения.

Личные отношения между людьми вырастают из жизнедеятельности каждого человека и потому их иногда называют «естественными» и «органическими». В ходе усложнения общественной жизни ещё в оболочке личных отношений начинают формироваться отношения более сложного типа. Личное в отношениях приобретает превращённую (замещённую или отчуждённую) форму. В личные отношения людей вклинивается посредник, чаще всего – «звонкая монета». Она обусловливает переход к опосредованным (или собственно социальным) отношениям.

Собственно социальнымиотношениями философия считает отношения, интегрирующие раздробленных или «атомизированных» индивидов. Отношения такого рода связывают людей опосредованно, без непосредственного контакта между ними, а иногда – без четкого осознания человеком характера и даже наличия таких связей. В общественные ассоциации людей подталкивают объективные потребности, которые диктуют их носителям необходимо-принудительные формы связи, обусловленные чаще всего своекорыстным интересом и меркантильным расчётом. Личные отношения заменяются отношениями вещными (через вещи). Массовые формы объединения людей в рамках социально-корыстных отношений возникают в обществах с рыночной экономикой. В частно-предпринимательском обществе индивиды взаимодействуют, входя в производственно-финансовые объединения, акционерные компании, принимая участие в деятельности транснациональных корпораций, фирм, являясь представителями деловых кругов и вообще объединений «людей своего круга». К объединениям такого рода относят различные политические группы: ассоциации, партии, движения, административные институты – вплоть до государства. На фоне формального равенства людей, которые объединены социально-общественным видом отношений, никто не скрывает, что видит в своём контрагенте средство для достижения собственной выгоды. Общественные отношения выполняют роль форм производственного, торгово-экономического, социально-политического, межэтнического и межкультурного общения и т.д.

В материалистической трактовке общественные отношения делятся на первичные(материальные, базисные) и вторичные (идеологические, надстроечные). Главными и ведущими являются материальные, экономические, производственные отношения, определяющие политические, правовые, нравственные.

Идеалистическое понимание общественных отношений исходит из примата духовного начала как объединяющего, системообразующего принципа. Это может быть идея единого Бога, расы, нации и т.д.

Выделение всего многообразия общественных отношений, и, преждевсего, материальных и духовных, позволяет увидеть в обществе самостоятельную целостную систему.

Обществоесть система материальных и духовных отношений, носителем и центральным звеном которых выступает человек и те социальные группы, в которые он включен.

Общество имеет сверхсложный и иерархический характер; многообразие его подсистем определенным образом скоординировано и субординировано. Но то, что делает его системой, связывает людей и их разрозненные действия, средства и механизмы этих действий в единый социальный организм, – это общественные отношения. Именно система этих отношений и составляет специфическую природу общества.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 505; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!