Массовые празднества и зрелища в эпоху просвещения.



Массовые празднества и зрелища в эпоху античности.

 

Всей античной культуре присущ дух борьбы и состязания, испытания. Римляне, как и греки, обожали всякие соревнования. Не было ничего почетнее, чем стать победителем в каком-либо соревновании и получить в награду венок. Театральные представления в Риме устраивались во время праздников. Особенным успехом пользовались грандиозные зрелища, когда на сцене появлялись отряды конницы, пехоты, включались в действие шествия пленных, выступления редкостных зверей. Большую популярность имели сольные пантомимы (обычно на мифологический сюжет) под музыку и пение хора, комедии, представления в цирках, бои гладиаторов в амфитеатрах.

Древнеримский календарь был известен в I веке до нашей эры. Год состоял из 355 дней и 12 месяцев продолжительностью от 28 до 31 дня. Начинался новый год 1 марта (1 мартиуса на латыни). Такое название первому месяцу года дали в честь бога войны Марса, который считался покровителем Рима.

Для греческих городов-государств, для которых единение граждан было главным условием выживания, важнейшим элементом общественной жизни, способствующим сплоченности, стали празднества в честь богов — как общегреческие, главные из которых — олимпийские, пифийские, немейские и истмийские — так и локальные, проводимые в каждом городе в соответствии с его собственными традициями.

Самым ранним римским гражданским праздником был праздник Римских игр. В течение нескольких столетий это был единственный гражданский праздник римлян. С III в. до н.э. учреждаются новые представления. Большое значение приобретают Плебейские игры. Наиболее крупными религиозными праздниками были праздники, связанные с культом земледельческих богов, - цереалии в честь - Цереры, виналии - праздник виноградного сбора, консуалии - праздник жатвы, сатурналии - праздник посевов, терминалии - праздник межевых камней, луперкалии - праздник пастухов. Будучи празднествами древнейших обитателей Рима, земледельцев и пастухов, эти праздники и в дальнейшем были особенно почитаемы среди сельского населения.

Главные общегреческие праздники

Первые легендарные игры — микенский период.

Вторые легендарные игры — IX в. до н. э.

Начало исторических олимпийских игр — 776 г. до н. э.

Место проведения — Олимпия, долина р. Алфея

Пифийские игры в честь Аполлона

Истмийские игры в честь Посейдона

Немейские игры в честь Зевса

Герейи в честь Геры

Делийские игры в честь Аполлона

Великие Панафинеи

Сельские Дионисии

Великие Дионисии

Великие элевсинские мистерии в честь Деметры и Персефоны

Малые элевсинские мистерии в честь Деметры и Персефоны

Антестерии — весенний праздник пробуждения природы

Кронии в честь Кроноса, в память о "золотом веке"

Леней в честь Диониса

Римские праздники

Новый год - первоначально 1 марта, затем — 1 января. Официальные торжества, связанные с вступлением в должность консулов: торжественные процессии из домов обоих консулов, соединяющиеся на Капитолии; благодарственные жертвы Юпитеру Капитолийскому; пиры в домах консулов и частных лиц; обмен новогодними подарками.

1 января – В этот день принимали присягу консулы. В знак благодарности Юпитеру за помощь римлянам в прошлом году в жертву ему приносили быков. Консулы торжественно обещали Юпитеру, что их преемники сделают то же самое в следующем году.

15 февраля – Луперкалии.

Первоначально древний праздник пастухов, посвященный Фавну-Луперку, охранителю стад от волков (волк — lupus). Очистительные жертвы в гроте ЛуперкалПалатинского холма; ритуальный бег жрецов-луперков, наносивших встречным удары специальными ремнями из козлиной кожи.

В обширном пантеоне римских божеств мы встречаем трех богинь, которым поклонялись исключительно женщины. Это Юнона Люцина, МатерМатута и Добрая Богиня. Поклонения некоторым божествам только определенных социальных групп - не редкость для древних обществ; это свидетельство глубокой архаичности этих культов.

13-21 февраля – Паренталии.

Паренталии представляли собой торжественные церемонии в честь умерших родителей. Римляне навещали могилы предков за городской чертой, возлагали на них цветы и совершали возлияния молоком и вином на гробницах родителей. Считалось, что это не даёт покойным проголодаться и в гневе наслать чуму на живых.

22 февраля – Каристии.

В этот день проводилась особая церемония, завершавшая паренталии. В честь этого римские семьи собирались за праздничным пиром. Замужние женщины ежегодно чтили богиню Конкордия на этом праздники. Конкордия - богиня согласия и супружеского мира .Конкордия способствовала согласию и единству граждан Рима, а также являлась покровительницей единодушия родных, особенно супругов.

1марта – В этот день в храме Весты совершали ритуал обновления вечного огня. Этот день также служил началом танцев салиев (особой коллегии жрецов). Двенадцать молодых патрициев исполняли танцы вокруг всего Рима, держа при этом священные щиты. Это продолжалось 19 дней. Каждую ночь танцующие проводили в разных домах, пируя вместе с хозяевами.

 

2.Массовые празднества и зрелища в средневековье.

 

Античное мифотворчество и культура сменяются господством религии. Религия в период средневековья сопровождает всю жизнь человека, от его рождения до смерти.

Средневековые городские праздники, с их яркими зрелищами, развлечениями, маскарадами восходили к языческим культам и обрядам.
Так, новогодний римский языческий праздник календ, которому церковь противопоставила свой рождественский цикл, в Византии справлялся вплоть до XIII века.

Новогодним календам (1—5 января) предшествовали врумалии (с 24 ноября по 17 декабря), сопровождавшиеся карнавальными шествиями ряженых и плясками, которые первоначально имитировали различные действия при уборке урожая и изготовлении вина.
Ряженые лихо плясали и распевали песни, в которых высмеивались церковнослужители и судейские чиновники.
Служители христианской церкви нещадно преследовали вольные игры народа, объявляя их «порождением дьявола».

Народные забавники гистрионы существовали у всех народов Европы. В разных странах их называли по-разному: жонглерами, шпильманами, и т. д.

Гистрионы устраивали и представления кукольного театра, первые упоминания о которых относятся к концу XII века.
Расцвет деятельности гистрионов в Западной Европе как массового и популярного искусства происходит с XI по XIII век, т. е. падает на время возникновения средневековых городов.

Ваганты (derleivagantes — лат. – «странствующие клирики») были либо недоучившимися семинаристами, либо школярами, либо разжалованными священниками.
Они выступали с озорными латинскими песнями, пародирующими церковные гимны.
Так, вместо обращения к «Богу всемогущему» следовало обращение к «Бахусу всепьющему». Пародировалась даже молитва «Отче наш».

Театральные представления средневековья:

Миракль.

Само название миракль происходит от латинского слова «чудо».
И действительно, все конфликты, порой очень остро отражавшие жизненные противоречия, в этом жанре разрешались благодаря вмешательству божественных сил святого Николая, девы Марии и т.д. С течением времени эти пьесы, сохраняя религиозную мораль, все острее показывали произвол феодалов, силу темных страстей, владевших знатными и богатыми людьми.
В первом из известных нам мираклей – «Игра о святом Николае» (1200)-в центре внимания было чудо, совершенное святым для избавления христианина, попавшего в языческий плен, и лишь отзвуком шла история о крестовых походах.
Большинство мираклей строилось именно на бытовом материале – из жизни города, из жизни монастыря или средневекового замка.

Мистерия.

Мистерия явилась выражением расцвета средневекового города, его культуры.
Она выросла из так называемых - городских процессий в честь религиозных праздников, в честь торжественных выездов королей. Из этих празднеств постепенно складывалась площадная мистерия, использующая ранний опыт средневекового театра.
Ярким примером ранней мистерии может служить огромная (50 тысяч стихов, 242 действующих лица) «Мистерия Ветхого завета», содержавшая 38 отдельных эпизодов.
Ее главными героями были Бог, ангелы, Люцифер, Адам и Ева. В мистерии показывалось сотворение мира, восстание Люцифера против Бога, библейские чудеса.

Фарс.

Фарс прошел долгий путь скрытого развития. Само название происходит от латинского farta («начинка»).
Он высмеивает солдат-мародеров, монахов-торговцев индульгенциями, дворян, купцов. Остро подмеченные и обрисованные черты характеров несли сатирически заостренный жизненный материал.Главными принципами актерского искусства для фарсеров были характерность, доведенная до пародийной карикатуры.

Карнавалы

Празднества карнавального типа и связанные с ними смеховые действа или обряды занимали в жизни средневекового человека огромное место.
Кроме карнавалов с их площадными и уличными действами и шествиями, справлялись особые праздники дураков (festastultorum) и праздник осла, существовал особый, освященный традицией вольный пасхальный смех.
Более того, некоторые церковные праздники имел свою, тоже освященную традицией, народно-площадную смеховую сторону.
Таковы, например, так называемые храмовые праздники, обычно сопровождаемые ярмарками и площадными увеселениями.
Карнавальная атмосфера царила также на таких сельскохозяйственных праздниках, как сбор винограда.
И бытовые пирушки не обходились без элементов смеховой организации, например, избрания на время пира королев и королей для смеха.
Шуты были их неизменными участниками и пародийно дублировали различные моменты серьезного церемониала (прославления победителей на турнирах, церемонии передачи ленных прав, посвящений в рыцари и др.).
(Праздничная культура средневековья)

3. Массовые празднества и зрелища в эпоху возрожденья.

В эпоху Возрождения народные празднества получили идеологическую и эстетическую оценку, обрели признание как важный фактор общественной и культурной жизни народа.

Своеобразие в карнавальное празднество внес XV в. Появились мимы, жонглеры, буффоны. Буффоны - те же шуты, основа искусства которых - злободневная сатира на городской быт и нравы. В вихре карнавального веселья возникла и такая неожиданная профессия, находящаяся на стыке искусства и торговли, как зазывалы.

В XVI в. На карнавальном празднестве возникает одно из самых значительных явлений искусства эпохи Возрождения - комедия дель арте. Комедия дель арте несла в себе лучшие черты народного творчества: оптимизм, жизнеутверждающее начало, сатирическое отношение к власть имущим, к духовенству.

Карнавалы получили распространение по всей Европе. Карнавальные шествие обычно устраивались на масленичной неделе. Появился и бродячий традиционный сюжет, определяющий драматургию масленичного увеселения, -

«битва Карнавала и Поста».

Существовали «Праздники дураков». Шутовские общества еше в XV в. Создали особый жанр комедийной драматургии - соти (дурачество). Это было своего рода обозрение, составленное из многих сатирических эпизодов, и по форме оно приближалось скорее к эстрадному ревю, чем к театральному спектаклю.
Особенностью эпохи Возрождения является то, что в режиссуре массовых зрелищ появляется такое понятие как «устроитель праздников». К таковым относился Леонардо да Винчи.

Одна из разновидностей массового зрелища – это театрализованные представления, которые имели успех не только у простого народа, но и при королевских дворах. Такие зрелища ни по своему классовому характеру, ни по тематике, ни по масштабам никак не определяли развитие жанра массовых празднеств и зрелищ. Его всегда определяла площадь и улица, народные массы, в глубинах которых зарождались эти праздники, и где сам народ был главной движущей силой.

Примерно со второй половины ХVII века в европейской истории массовых зрелищ наступает «мертвый сезон». Позже, зрелища начнут рассматривать как средства восстановления сил и здоровья человека, как важных способ регулирования общественных отношений. Именно такими и будут празднества Великой французской революции, когда на очень короткий срок сольются воедино две праздничные линии – официальная и народная. Эти массовые зрелища представляли собой значительный шаг вперед в истории массового действа.

Массовые празднества и зрелища в эпоху просвещения.

Конец XVII в. — середина XVIII в.Эпоха Просвещения очень сильно повлияла на развитие театрального искусства. Его действие направлено на освобождение людских умов от изживших себя предрассудков и внушение новых просвещенных идей и истинной морали. В сравнении с более ранними периодами, когда театр был просто балаганом и способом народного развлечения, Просветительный театр играл огромную роль в жизни общества и обладал мощным влиянием на сознание людей. Театр стал настоящей школой, где учили морали и добродетели. Главной целью данного вида искусства в было показать простым людям всю несправедливость европейского правительства при помощи действа на сцене.

Также к эпохе Просвещения можно отнести: карнавалы (игры, акробатические и спортивные показы, жонглеры, маски и т.п.); спектакли под открытым небом;праздники на воде (король с приближенными плыл по реке на небольшом корабле);военные оркестры, многотысячные хоры, войсковые соединения революционной армии. Почти всегда кульминацией народного празднества была клятва верности Республике и Революции.

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 2304; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!