Религия классической Греции(550-330г до РХ)



 

 

За несколько столетий упадка(после дорийского нашествия) прошлое помнится плохо и Греция пробует строить новую основу(и государственную и религиозную). Религия, скорее всего, делилась на а)высокую религию, направленную на соединение с Богом-Творцом(мистериальную) и б)народную религию, переосмысливающая все обряды в упрощённо-магическом смысле, превращая отдельные ИМЕНА Бога в отдельный богов.

У Гомера часто клянутся триадой богов:Зевс-Афина-Апполон. Интересно, что В Илиаде Гомер слова теос и демон могли употребляться как синонимы, тогда как Плутарх, убеждённый монотеист и посвящённый в мистерии, объяснял, что «теос» и «демонос» – РАЗНЫЕ сущности. Геродот же говорил, что Гомер и Дисиод ДАЛИ ИМЕНА богам(т.е. создали классическую иерархию богов народной примитивной традиции классической Греции).

Качества богов: а)они бессмертны, в отличие от смертных людей, но они НЕ ВЕЧНЫ(т.е. были не всегда). Основные знакомые нам боги – боги 3-его поколения богов – дети Крона, который сам был порождением Урана…б) ведут «блаженное существование»(при этом они враждуют и воюют друг с другом).Уран(Небо) был кастрирован(лишён возможности творить) своим сыном Кроном, который, в свою очередь, был низвергнут Зевсом в Тартар(который пытает Прометея, желая узнать, который из его сыновей так же поступит с ним).

в) питаются нектаром и амброзией (божественное питьё и еда)

г) невидимы, но могут принимать различные формы(Афину часто именовали совиноголовой,а Геру связывали с коровой)

д) завистливы

е) боги не всеведущи

ж)боги не всемогущи. Рок, Судьба стоит НАД богами.

Итак, с точки зрения религиозной боги классической Греции – не Бог-Творец, Владыка судьбы и рока…они ВТОРИЧНЫЕ духи – демоны, в нашем понимании.(по признанию Плутарха, они лишены Божественного естества).

з) могут вступать в брак с людьми(в буквальном,а не в метафорическом смысле)

 

Но в классической Греции демоны относились к спец. духам. С точки зрения Гесиода, демоны – это в т.ч. и умершие люди – предки, которые могли быть и плохими и хорошими.Считалось, что демоны посылали человеку то, что называется «случай». С ними можно так же как с богами соединяться (в буквальном смысле!) непосредственно или через приношение жертвы. Верили, что свой демон есть в каждом доме(вроде нашего домового) и всюду в Природе – в поле, в реке, в лесу и т.д. У каждого человека, города, народа есть свой демон-покровитель. Добрые демоны – «эв-демоны», злые – «како-демоны».

Выделяли ещё так же понятие Судьбы-Мойры – доли, которая выделена каждому человеку и богам. С Судьбой связаны 3 божественный сестры: Клато вытягивает пряжу, Латетинг – тянет нить, Атропос – обрывает её…Над Мойрами НИКТО НЕ ВЛАСТЕН – даже Зевс (учитывая, что Зевс – это не изначальный Бог-Творец, можно предположить, что за термином «Судьба», «Рок» и скрывается тот Истинный Бог, которого греки забыли и над которым действительно никто и ничто не властно).

Киры – духи страдания, старости, голода и всего плохого…

Иринии – хранители клятвы, преследующие тех, кто нарушает данную клятву или договор

 

Представления о творении мира:

1) Феларгический миф Некое женское божество Эгренома разделила Хаос на Небо и Землю. Эгренома стала двигаться к югу, образовался Северный ветер, который Она сжала в объятьях, образовался Змей Офион, который соединился с Ней. В итоге Эгренома родила яйцо, из которого возник уже весь привычный материальный мир…Кончилось тем, что Офион объявил себя Богом-Творцом. За это Эгренома ударила его пяткой по морде, выбила ему все зубы и отправила в Тартар:)))

2) Миф Гомера:  Мир возник благодаря Океану и двум водным сущностям, которые являются вроде как родителями Геры, но в другом месте Гомер оговаривается и пишет, что Океан и Тетис(эти сущности) только УСТАНОВИЛИ Геру.

3) Орфическая версия(похожа на Феларгическую): так же не говорит о создании мира Богом-Творцом

4) Олимпийская космогония(наиболее распространённая): В начале существовали 3 сущности: Хаос, Тартар и Эрос.

Хаос – неорганизованная материя.

Тартар – глубочайшее «иное», которое никак актуально не сообщается с этим миром, но это НЕ МИР МЁРТВЫХ,а некая иная реальность.

Эрос – сила взаимного притяжения, свойственная всем предметам. На Эросе построен мир. О происхождении этих сущностей ничего не говорится. Земля-Гея – первое Личное существо, появившееся из Хаоса и во тьме произвела Урана-Небо. Гея и Уран – 1-ое поколение богов. Они порождают Титанов – 6 мужских и 6 женских. Самый последний из Титанов – Крон. Уран не захотел, чтобы Гея рождала ему детей(Гера зачинала, мучилась, но не рождала). Гея в конце-концов рождает и просит своих детей отомстить отцу…и т.д.

Считается, что Крон простил Зевса, снял своё проклятие, за что Зевс извлёк отца из Тартара, отправив его на острова блаженный ( «Елисейские поля») – своеобразный греческий рай

 

ПРедставление о человеке: людей сотворили Титаны. Гесиод различал 5 периодов существования человечества:

 

1) Первое поколение людей – «Золотой век»: люди не знали болезней и старости, жили в достатке, но…оставались всё же смертными. После смерти люди первой эпохи превращались в добрых демонов. Их почитали люди остальных поколений.

 

2) «Серебряное» поколение: были неразумны, как дети, горды и главное – не почитали богов. После смерти их называли подземными блаженными умершими и их так же почитали(причём второе поколение почитали все в последствии)

 

3)Поколение «Медное»: были могучими и страшными воинами, не ели хлеба(зато ели мясо), оружие их было из меди, не знали железа. Сами себя истребили и…выпали из круга почитаемых предков(в большинстве своём).Это скорее всего люди элладского регресса

 

4)Поколение героев, полу-богов, которых погубила война и битвы. Боги послелили их на островах блаженных, на которых восстанавливается золотой век первого поколения. Переносятся туда в основном полу-боги,а не просто люди(это поколение непосредственно перед Крито-микенским регрессом). Понятно, что на островах блаженных существуют ДУШИ умерших

 

5) «Железный век»: Закон будет служить сильным,а не праведным, власть жестокости, лжи и неправды…

 

Другие авторы при упоминании о первом поколении, говорят о ПОТОПЕ.Первое поколение людей, в этом варианте, почти всё погибло. От тех, кто сохранились на вершинах гор, произошли 3 племени греков: дорийцы, эорийцы и ахайцы(которые и назывались ЭЛЛИНАМИ). Остальные же не-греки появились так: спасшиеся от потопа Девкалион и его жена Пирра(в спец. ящике) спускаясь с вершины горы, к которой они прибились, бросали позади себя камни. Из камней, которые бросал Девкалион появились мужчины, а из камней Пирры – женщины(это все остальные народы, которых и назвали впоследствии ВАРВАРАМИ).

Гесиод в своей «Теогонии» упоминает, но не объясняет, что был момент, когда люди и боги вступили друг с другом в конфликт. По всей видимости, Прометей совершает жертвоприношение Зевсу, обманывая его: отделил мясо и потроха от костей, которые он покрыл жиром(кости) и предложил выбрать Зевсу самому, что взять в качестве жертвы. Зевс по ошибке выбрал кости. Кроме того, Прометей украл огонь и сохранил мир как бы за человеком, тогда как Зевс, в принципе, хотел ВСЕМ ОБЛАДАТЬ, не желая делиться с кем-либо. После того как был похищен огонь, Зевс в гневе изготавливает ящик Пандоры, наполненный всевозможными болезнями, бедами и т.п. и наказывает людей. В отличие от Бога-Творца Зев выступает как жестокий УЗУРПАТОР и ТИРАН, ненавидящий людей, которых он НЕ ТВОРИЛ. Прометей предрекает Зевсу, его так же свергнут с трона, как и он когда-то сверг своего отца Крона, но при этом не раскрывает Зевсу тайну. За это Зевс велит приковать Прометея к приморской скале: каждый день прилетает орёл и выклёвывает Прометею печень и каждую ночь она вновь вырастает…

Из всего этого понятна та зацикленность греков на всём земном: всё их наслаждение музыкой, искусством, красотой человеческого тела и секс.утехами коренится в том, что человек боялся смерти и не чаял Вечности. А если Вечность не светит человеку, если вся жизнь ТОЛЬКО здесь и сейчас, тогда и остаётся ловить каждый ускользающий момент, хватая ртом воздух, которого в конце-концов его не будет. Т.о. всё наслаждение жизнью в Греции было пиром во время чумы – «умирать так с музыкой»…

Но помимо распространённого понимания – взгляда народной массы, сохранялось и другое понимание: понимание того, что в человеке присутствует божественная частица бессмертия и Вечности.

Индивидуальная эсхатология:греки признавали 3-х частную природу человека:

а)тело – «сома» - темница души, то, что безвозвратно разрушается и навсегда исчезает

б) «тимос» - ум, сознание, воля – это качество человека, которое исчезало после смерти, но не абсолютно.

в) «психе» - то, что мы называем душой – единственный элемент, который имел бессмертие. После смерти эта часть уходила в Аид и становилась «идолоном» - образом, тенью бывшего человека, сохраняющей индивидуальные увечья и признаки человека. Это своеобразный отпечаток человека без сознания, памяти и членораздельной речи. Для того, чтобы душа смогла говорить(вернуть себе тимос), она должна напиться жертвенной крови(символ божественной энергии), после чего душа обретает кимос и как бы вновь начинает жить какое-то время.

Эта участь – сход в Аид ждала практически ВСЕХ – и праведников и грешников. Все воздаяния получают потомки умершего, а не он сам. Отголоском интуиции того, что должен быть некий суд после смерти является представление о том, что в Аиде есть 3 судьи – Минос, Радамант(критские цари) и Эак(тоже считался праведным человеком), которые КАК БЫ судят умерших, но на самом деле никакого суда НЕТ. Интересно, что судьями выступают ЛЮДИ,а не боги, никак не связанные с человечеством

Существовало, правда, предствление об островах блаженный – елисейских полях. Но туда имели шанс отправиться после смерти только полу-боги, родившиеся от соития богов и людей и герои, ведшие праведный образ жизни и давшие определённые обеты.

В Греции была целая эпоха прославления почитания героев, которые связывались с конкретным местом. И жертвы героям приносили В ЯМЕ, которая находилась над могилой героя. В момент закалывания животного делали так ,чтобы его глаза смотрели вниз – на могилу и т.о. кровь жертвенного животного стекала на кости героя, который через это получал свой кимос и мог после этого уже помогать людям(как правило свои потомкам).

Вместе с тем есть указание на уничтожение некоего тела «пожирателями плоти»: Цербером, Химерой и др. Поскольку речь не идёт об обычном теле, которое разлагается в земле, скорее всего, это является отголоском подсознательной веры в вечное воздаяние, возможно даже в телесное воскресенье. У Гомера есть упоминание того, что в Аиде находится тень Геракла, но сам он – на Олимпе. Но это только фрагмент, промелькнувшая мысль, которая больше нигде не встречается.

Позднее появляется в Греции знаменитая идея «метемпсихоза» - перевоплощения, переселения душ, которую связывают с Пифагором. И если человек прожил праведно 3 жизни, то после этого он уже больше не перевоплощается, но посылается на острова блаженных на вечное существование. Современники Сократа, по его словам, в большинстве своём не верили вообще ни в какую жизнь после смерти. Сам Сократ верил в посмертную жизнь и в различие участи праведных и грешников. В т.н. «орфических» табличках на телах умерших, которые относят к периоду 940-450г до РХ., имелись ясные указания на веру не только в бессмертие человеческой души, но и на то, что душа божественна, сродни богам и уходя в бездну Земли человек надеется на возрождение…Однако, здесь нет и тени намёка на ТЕЛЕСНОЕ воскресение. Тело считалось темницей души и его восстановление считалось не просто невозможным, но и НЕНУЖНЫМ.

 

Миф Элеквсинских мистерий: действие происходит в Нисской долине.Юная Персефона – дочь Деметры(Мать-Земля), играет на лугу. Её захотел сделать своей женой Адес – брат Зевса – владыка Подземного Царства(есть указания на то, что Адес и Дионис – одно и то же существо). Он с разрешения Зевса решает похитить Персефону: выращивает на лугу прекрасный цветок, который собралась сорвать Персефона и в этот момент он нагрянул. Схватил её, Адес умчал её на золотой колеснице. Крик Персефоны слышала Геката(провожающая в царство мёртвых) и Гелиос.

В этом мифе – история жизни каждого человека….Деметра ищет дочь и не может найти. Только Гелиос сообщает Деметре, где находится Персефона(Зевс ей сказал, что ничего нельзя сделать). Тогда Деметра в образе старухи идёт в Элеквсин и присаживается у колодца. Выходят 3 дочери элеквсинского царя и спрашивают Деметру, что ей надо и откуда она. Деметра говорит, что она С КРИТА, но её похители пираты и решили продать, а она по счастливой случайности, сбежала…Дочери сказали, что для их маленького брата как раз нужна няня и зовут с собой Деметру. Её приглашают к столу, предлагают хлеб и вино. От вина Деметра отказалась, попросив сделать специальный напиток, который впоследствии всегда будут использовать в элеквсинских мистериях(смесь воды с ячменной мукой и мятой – «кикеон»).

Однажды ночью мать царица увидела, что из-под двери, где живёт нянька с её сыном, бегут отблески огня. Царица заглядывает и видит: горит очаг, а нянька взяв младенца за ноги опускает его в огонь и вынимает, опускает, вынимает и ещё чем-то натирает. Когда царица закричала, вышли её дочки и царь, орут на Деметру, та преображается и говорит, что она – богиня Деметра, котрая хотела сделать ребёнка бессмертным: каждый день выжигала всё смертное в нём огнём и натирала его пищей богов, но вы всё нарушили и теперь я ухожу – ребёнок будет смертным, а я отныне буду жить не в доме,а в храме, который вы мне построите в Элеквсине. А чтобы все знали о моей скорби, теперь ничто не будет рождать – я отнимаю функцию рождения, которая сохраниться только в Элеквсине.

После всеобщей жалобы Зевсу, тот просит Деметру возвратить возможность рождения…Деметра соглашается, но при одном условии: когда из царства мёртвых вернётся душа Персефоны и соединиться со своим божественным естеством.

 

При понимании элевсинских мистерий необходимо учитывать, что упоминаний о них немного, а если и есть указания, то это сведения, не касающегося самого главного, сокровенного(мистерии – то, что даровало «посвященному» полноту знания). Те, кто были посвящены в эти мистерии давали пожизненный обет молчания под страхом смерти(даже те, кто впоследствии стали христианскими апологетами, ничего не раскрывали).

И не смотря на такой покров тайны, мы можем сделать определённые выводы касательно элевсинских мистерий. Первое, что помогает: намёки некоторых греческих авторов на тождество Адоса(Аида) с Дионисом.

Миф о Дионисе: Дионис – сын фиванской царицы Синелы и Зевса. Гера, естественно приревновавшая Зевса к Синеле сказала ей: «Ты привыкла видеть Зевса в обличии простого человека, но ведь ты даже не представляешь себе КАКОЙ он, когда являет свой истинный БОЖЕСТВЕННЫЙ облик! Попроси, чтобы он явился к тебе как бог,а не как человек». Синела упросила Зевса, но как только последний явился перед ней во всей славе и блеске…не выдержала и тут же скончалась. При этом Синела была на тот момент беременна от Зевса. Произошли преждевременные непроизвольные роды, Зевс берёт своего новорожденного сына и «вкладывает» его в своё бедро, которое питает Диониса. Зевс отдаёт его на воспитание Титанам, которые, однако, решают пожрать малыша(им, подобно падшим духам в христианстве, нужно ТЕЛО Диониса, которое бы они могли использовать в качестве творческой питательной энергии, ибо сами по себе не могут творить): убивают его, варят и съедают. Но Зевс обрушивается на Титанов и успевает спасти СЕРДЦЕ Диониса(сердце в религиозном сознании всегда было сосредоточием свободной воли), из которого вновь «выращивает» его.

Т.о. Дионис – бог, имеющий 3 рождения: в утробе матери, в теле Зевса и посредством собственного сердца…бог, познавший смерть и ВЕРНУВШИЙСЯ к жизни. Души умерших соединяются с ним как с Адесом, но не остаются в царстве смерти, но воскресают вместе с Дионисом(«дио-нис»: бог Нисса, Нисской долины, той самой, в которой произошло похищения Персефоны Адесом!). Т.е. Персефона вышла замуж не только за Адеса – повелителя смерти, но и за Диониса – победителя смерти и дарующего жизнь. Согласно мифам, Геракл смог привести Цербера из Царства мёртвых только потому, что он был посвящён в элевсинские мистерии…

Но самое главное и сложно не просто знать тайну Адеса-Диониса и Персефоны, но суметь УПОДОБИТЬСЯ им. Здесь начинаются «большие» мистерии: в зависимости от тяжести прегрешений в жертву Дионису приносили водное омовение и кровавую жертсв(в зависимости от степени греховности: поросёнка, агнца или тельца).

 

Не смотря на республику, в Греции оставался царь – архонт, совершающий особые жертвы, возглавляя процессию(шли около 16 км) из Афин в Элевсин. После входа в Элевсин ворота города затворялись и что совершалось там в течении следующих 4 дней никто не знал. 

Когда Дионис вырос, он в обмен на свою мать дал миртовые ветви, соответственно процессия, неся миртовые ветви и напиток Персефоны в сосудах, верили, что тем самым, как бы открывали двери царства мёртвых. При входе в Элевсин все приходящие совершали жертвоприношения и поклонялись в храме героя Триптолема, который изображается на крылатой колеснице. Он – первый принял от Деметры зерно и первое поле зерновых было засеяно Триптолемом в Элевсине и этот дар он распространил на своей колеснице по всему миру. И это не просто хоз. функция: зерно – знак жизни и победы над Смертью, символ Воскресения. На стене храма были высечены 3 ключевых заповеди Триптолеме: а)чти родителей, б)почитай богов, жалуя им плоды(в первую очередь, начатки плодов) – отдавать им то, что они же и даровали, в)щади животных(потому что они подобно зерну вырастают из земли).

 

После этого, уже за воротами все входили во внутренний двор, где был колодец(тот самый, у которого Деметру встретили царевны). Там совершалось ещё одно жертвоприношение животных. Далее, люди проходили мимо пещеры Плутона, в которой находился белый полукруглый камень, который звали «пуп земли». Этот пуп связывал Подземный и Небесный мир – был знаком единства Адеса и Диониса. После этого входили в Демистерион – самое священное здание – построен(точнее отстроен заново после разрушения) после греко-персидский войн. На внутреннем участке Демистериона находилось строение Анахторн – царский дворец – 2 маленьких комнаты. Это здание не перестраивалось с микенского времени. Демистерион был построен вокруг и над Анахтором. Именно в Анахторне происходили главные таинства. Внутри находился трон того, кто совершал таинства: иерофант – «показывающий таинства».

Плутарх в одном из своих сочинений говорит, что те, кто хотят заниматься философией подобны тем, кто входит в Демистерион: сначала они шумят, спорят, но когда им открывается философское знание(открывались мистерии), они проникаются священным молчанием.

Здание Демистериона было построено так, что вся крыша представляла собой практически трубу. Так вот, во время совершения мистерий(кромешной ночью)многие наблюдатели видели как оттуда валил дым и вырывалось пламя. Говорят, что Анахторн весь сиял в этом огне, иерофант призывал Персефону(без каких бы то ни было спец. приспособлений и средств). По одному из свидетельств раннехристианских апологетов Персефона являлась с ребёнком на руках, а иерофант возглашал: «Могучая родила Могучего, Владычица родила Владыку!». Это означает, что умерший возрождён к жизни Персефоной.Однако…Ну и что? Вальтер Отто писал: «Явление должно было быть реальностью,а не просто игрой и это должно было быть чем-то абсолютно новым – тем, к чему каждый ощущал себя причастным». Чем это могло быть?Судя по тому потрясению,которое получали ВСЕ, принимавшие участие в мистериях, это должно было быть то, что касалось бы только ЕГО, причём настолько его, что он не мог этим поделиться с другим человеком до конца….Мы можем только предполагать, ЧТО это было. А.Б. Зубов предполагает, что каждый видел на руках Персефоны САМОГО СЕБЯ и это его навсегда убеждало и перерождало, ибо надежда на рождение в Вечность от Персефоны отныне пребывала с человеком всю жизнь…Так же по мнению греков, огонь, которым полыхал Анахтон был не материальным, но БОЖЕСТВЕННЫМ, не сжигающим. Мистерии просуществовали до 396г после РХ, после чего больше не совершались(Элевсин был разорён). Элевсинские мистерии были своеобразным ПРЕДЧУВСТВИЕМ, ожиданием и отблеском Таинств Хрстианства и с приходом Спасителя постепенно утратили смысл и значение.

 

Дионисийские мистерии

Примечательно, что в мифе о Дионисе Зевс предстаёт в другом образе, чем в классических мифах: не как эгоистических бог, ненавидящий людей, но как истинный Бог. Учитывая, что имя Синела, на самом деле означает «земля», получается, что Дионис – результат соединения Неба и Земли – человеческого и божественного. Далее важно, что Дионис единственный рождённый от бога и земной женщины, ставший не просто героем полубогом, но настоящим богом, т.к. питался естеством отца. Более того, благодаря этому Дионис и Зевс как бы перетекают один в другого. Следовательно, Дионис не только тождественен Адесу, но так же и Зевсу. И когда на Крите показвают могилу Зевса, в реальности демонстрируют могилу…Диониса. 3-е рождение Диониса происходит благодаря Титаниде Рее – матери Зевса. По одним преданиям она сохраняет его сердце, по другим собирает его растерзанные части и восстанавливает Диониса. Любая религия стремится осуществить выход из состояния «биос» (биологического) в «Зои» (состояние Вечности). И в дионисийских мистериях этот переход осуществлялся через «экстасис». Это может быть только тогда, когда человек одухотворён, когда в нём бог. Но ни один бог не вселяется в человека кроме Диониса, который один способен войти в человека и соединить его с собой.

«Вакханалия»(«Вакх» - призывание Диониса)

Первое – вакхический культ – только женский культ, поскольку каждая из женщин была Синелой, соединяющийся с Дионисом. Второе: неистовство этих женщин: кормление грудью зверей, разрывание мяса, питие вина и молока, бег босиком и в лёгкой одежде по заснеженным горам, все их разрушения – это РАЗРУШЕНИЕ БИОС. Вино – так же древнейший способ приодоления «биос» - освобождение от порядка…Земля даёт молоко и вино. Пожирание сырого мяса(когда бросаются на быков, коров, сдирая с них кожу) – аналог того, что делали Титаны – которые принимали в себя божественное естество Диониса(т.е. это символ своеобразного причастия богу). Интересно, что практически каждое приготовление вина считалось той же жертвой Диониса,а вино – его кровью.

В Афинах был праздник «Анфистерий», когда Дионис въезжал в город(его символизировал архонт-базилевс). Процессия двигалась к Букалиону – царскому дворцу, который специально прибирался на этот день и там ждала Вакха – жена архонта-базилевса. Она ждала Вакха и соединялась с ним в священном «браке» и т.о. весь город получал «энтеос»(обОжение). То, что происходило в горах символически(с разрыванием мяса и т.д), здесь происходило в буквальном соединении…Та, которая хотела быть служительницей Вакха, необходимо было вести благочестивую жизнь. Дионисийские мистерии известны ещё со времён Крита(это стало известным после расшифровки критского линейного «письма Б»), хотя древнегреческие авторы и говорят об этих мистериях как о новшестве.

 

 

Индоарийская традиция

 

 

Особенность трансформации религиозной традиции: между устной традицией и записанными текстами по меньшей мере 1500лет(а скорее всего и больше). Религиозные памятники дословно ЗАУЧИВАЛИСЬ наизусть: а когда происходит упор на буквальное воспроизведение слов практически всегда это свидетельствует о магизации культуры. Носители этой культуры называли себя «Ария», все другие не-ария – «дасти». Арии были связаны с курганной кльтурой 5-3 тыс. до РХ.(когда умершие хоронились после кремации в деревянных склепах, над которыми насыпался курган). Это был один народ с одним языком – санскритом. Сейчас он превращён в общественно-политический язык, но изначально он был священным. Является основой многих индоевропейских языков. Наиболее близки к нему балтские языки: литовский, латышский, затем славянский.

 

В 5000-3000тыс. курганная культура распространялась на терр. великой Русской равнины(от Карпат до Кавказа) и обнимала её южную часть(где-то граница между Украиной и Белоруссией).В 4500-3500г. эта культура начинает двигаться в Центральную Европу. 3500-3000г. – вся ц.Европа, Балканы, Закавказье, Северный Иран. 3000-2000г – Северная Европа, в плоть до брит.островов, Эгейский мир, Восточное средиземноморье 2000-1500 – Юж.Иран, долина р.Инд, пятиречье – терр. между Индом и Гангом(Северная Индия). Индийские священные тексты, язык этих текстов свидетельствует о том, что начало своё он берёт вовсе не в Индии: в текстах есть смена времён года, долгая заря, тогда как в Индии нет НИ ТОГО, НИ ДРУГОГО(вместо времён года – сезоны дождей, а из-за расположенности вблизи к экватору практически нет зари), упоминание животных и растений, живущих в Европе,а не в Индии.

Соц. основа: вместо обычной родовой системы существовал принцип «Варн»(Варна – цвет) – система «триб»: деление на 3 племени, родового образования, живущих вместе, различных по происхождению и имеющих на смешение между собой. Человек посредством одежды показывал принадлежность к той или иной Варне. Между Варнами – принцип священной иерархии.

1) Брахманы – Варна священников

2) Кшатрии – Варна воинов во главе с вождём(раджой)

3) Вайшьи – скотоводы,ремесленники, купцы(обеспечивали мат.ценностями две высшие Варны).

 

Царь был ниже священника. Все 3 варны были свободными, хотя каждый исполнял строго свою роль, был на своём месте. Но все они были Арии. Можно было брать замуж\жениться на представителе своей Варне или на одну ниже. Живущие бок с обок с Ариями датьи – люди не-арийского происхождения, считались низшими – «шудра»(т.е. не совершали необходимых священнодействий и потому должны были подчиняться Ариям) – 4-ая Варна слуг. Никто из Ариев не могли брать в жёны\мужья шудр. Они даже не могли ничего производить для Ариев. Но при этом им много чего разрешалось: т.к. чем ты более высокого положения, тем выше у тебя ответственность и ограничения. Шудры не давали обеты хранения священного знания, которое им, соответственно не сообщалось.

 

Над маленькими детьми у Ариев совершался обряд «второго рождения»(двиджа); (джати – рождённые от одного предка – распределение по родам внутри Варны), в результате чего ребёнку надевали шнур – «агниповита»(Агни – огонь, повита – свитый) – из растительных определённых волокон, который носят постоянно и не снимают. Тот, кто не рождён вторично, НЕ МОЖЕТ ИЗУЧАТЬ священные тексты.

 

 Организация Индоариев основывалось на «самхита» или «сапха» - народном собрании(потом самхита – собрание текстов). Арии жили небольшими деревнями «панчаят» - объединение деревень – самоуправляющаяся единица. Решения народного собрания должны были приниматься единогласны и в сфере земных дел его решения были обязательны и раджа должен был исполнять их.

Религиозная жизнь определялась раз и навсегда священным словом. Священные тексты именовались «шрути»(услышанное) – то, что было услышано от Бога провидцами, мудрецами «риши». Сами по себе эти божественные глаголы - «Веда».

 

Самая главная и самая древняя – «Ригведа» - риг – песня, хотя отдельный гимн Ригведы – «шукта». Она состоит из 1028 шукт, разделённых по 10 кругам – «мандала» - круги знаний.

 

Самоведа – книга напевов, Яджурведа – книга заклинаний и Адхарваведа – в честь имени священника Адхарван. Это отдельные гимны на различные случаи жизни(наиболее поздняя). К Веде обязательно прилагалась «брахмана» - спец. руководство о том, как применять конкретную Веду. К брахмане принадлежала и араньяка – поучение о внутреннем смысле брахман, которое сообщалось аскетами в лесу. Позднее добавились Упанишады. Веда, брахман и араньяк составляли все вместе Самхиту – собрание: собрание Ригведы, собрание, Яджурведы и собрание Самоведы(всё это по объёму = примерно академическому курсу А.С.Пушкина и всё это запоминали наизусть!).

Кроме того, существовали «неприкасаемые» - рождённые от незаконных браков.

3 варны делились в свою очередь, на «ашрамы» - горизонтальное деление. Первая ашрамабрахмачарья – это ученик, изучающий законы Брахмы. Учениками становятся все дважды рождённые(носящие шнурок). Ученики заучивают и Веды и брахманы и араньяки. Ученики – только мальчики. Мальчики брахманов начинают учаться в 7лет, кшатрийские – в 12 лет, вайшьи – в 16 лет. Ученичество заканчивается для всех в 21 год. Ученичество – жизнь с учителем – как правило пожилым брахманом. Учитель РОЖДАЕТ ученика, становясь его вторым отцом. Этот обряд нового рождения – «дикша». Ученик даёт 2 обета: а)полного послушания и б)полного полового воздержания. Тот, кто после ученичества знает не все Веды, он не уважаем в обществе. Кшатрии и вайшьи обязаны знать только гимны. Учителем как правило бывает кто-то из родственников или посторонний уважаемый брахман.

Следующая категория: домохояин: после возвращения к себе в деревню и женитьбы.(нет запрета на земледелие, в том числе и для брахманов). Для вайшьев эта категория считается последней, а для кшатриев и брахманов закончить жизнь на этой стадии считалось позором. Когда из ученичества возвращается старший внук(примерно в 65-70 лет), домохозяин вместе с супругой передаёт хозяйство сыну,а сам вместе с женой уходит в лес и становится отшельником, чья главная задача – молитва и обучение других. Но для брахмана и это не последняя стадия. Он может дать после смерти жены обет полного отречения – полного отшельничества: обет полного молчания(кроме молитвы и обучения учеников) и обет бродяжничества – не может жить под одной крышей больше 3 дней. Эта ашрама – саньяти. На этой стадии чловек уже полностью принадлежит Богу…

Вся эта система существует для одного: сохранения и ретрансляции священного знания(даже если есть письменность,она не заменит «живого» знания). Поскольку всё Божественное неуловимо и непостижимо, Веды(прежде всего Ригведа) изложены сложным языком, в котором смысл написанного нужно угадывать.

 

Категории ведической религии:

 

1) «Аджа» -нерождённое. Из пупа нерождённого выступает нечто, на котором находятся все существа. Всё рождённое – это дитя нерождённого, связанное с аджа как ребёнок с матерью, но само не есть аджа. Нечто – промеждуточный элемент между аджа и миром. Позже это нечто назовут Небо. Но имён,как таковых нет – только одни эпитеты.

Нерождённое установило 6 пространств – всю полноту бытия. Этот Единый дышит Сам Собой не дыша. Кроме Этого тогда ничего не было(дыхание – важнейший элемент ритмиации жизни). В другом гимне аджа именуется: Тот, кто ОДИН ЕСТЬ БОГ над богами(!). В другом месте: мы этому Одному даём МНОГО ИМЁН.

 

2) Брахман – высшее Божественное начало(нет в Ригведе, появляется в Адхарваведе). Божество «в себе» приобретает положительную характеристику(катафатическую).

3) Атман – категория Брахмана в каждом человеке и даже любом существе и вещи.

4) Небо – как Отец всего, что есть – проявление Нерождённого в наш мир

5) «Рита» - своего рода генетический код Небесного Отца, содержащийся в каждом существе, внутренний,естественный Закон в каждом(человек может нарушить его), «анрита» - беззаконие, которое РАЗРУШАЕТ МИР и самого человека, который просто НЕ МОЖЕТ существовать вне Бога Все боги соблюдают Риту и призывать их можно только Ритой,а не колдовством.

Внутренний Закон покрыт внешним Законом(который должен соответствовать Рите, в том смысле, что не должен содержать анриты).

6)Артха – проявление Риты в соц.сфере

7)Дхарма– Закон внешний(правовой), соответственно адхарма – юр.беззаконие

8) Йога –древнейшее индоарийское слово – подчинение Рите и связь – связь человека с Богом. И вопрос таков, что или быть с Богом или НЕ БЫТЬ ВООБЩЕ.

9) Майя – энергия, сила, в результате следования Рите, в результате йоги, которая может творить всё(майя может быть и отрицательной).

 Вишвакарман – Бог-Вседеятель

Чтобы подчеркнуть исключительность человека, Веды говорят, что мир был создан из человека – Пуруши: Праджапати – Творец мира, создаёт мир из человека и сам является своего рода человеком. Пуруша – это год(вся полнота бытия), полный цикл…

С т.з. Вед человек – это Божественная энергия. Но помимо него были и другие – Небесные Асура – Силы, которые так же являются Божественными энергиями. Асура делятся на а) датьев и б) адитьев.(датьи – те, кто в пределе, в границы, адитьи - беспредельные)

Датьи – враги Бога, адитьи – те энергии, которые остались с Богом. Постепенно термин Асура остался только за отрицательными Силами,а положительные Силы стали называться Дэва(сияющие), позднее этим словом стал называться Бог в индуизме.

За что же развернулась война между Асурами и Девами? Оказывается за…ЧЕЛОВЕКА: мир создаётся в результате принесения богами В ЖЕРТВУ человека-Пурушу. Бог остаётся вне каких-либо определений и границ. Добро возникает только тогда, когда появляется нечто противоположное… В совершаемом ритуале арии приносят в жертву Пуруше часть СЕБЯ, но учитывая, что они сами являются частями Пуруши, то они приносят жертву…СЕБЕ!

Каждый ритуал – это борьба за восстановление мира против асур и каждая ошибка в ритуале влечёт повреждение мира. Соответственно, если при священном ритуале возникает ошибка, арий совершает очистительные действия и должен продолжить ритуал. Ритуалы бывают частными(личными) и общественными, которые совершают 3 брахмана – один ведущий и два помощника. Они обязаны знать ДОСЛОВНО весь ритуал, чтобы не совершить ошибки. Плата за ритуал может быть символической,а может стоить всего имущества. Цель одна – показать, что в ритуале дело касается Вечности, которая не определяется никакой ценой.

Главный Ригведы – Индра – Владыка молитвы. Это сила молитвы, сила, соединяющая его с Небесным отцом. Молитва – главное оружие древнего ария. Индру наывают также, убийцей «Вритры» - перворождённого Змея, который угнетал оба мира – Земной и Небесный. Вритра – преграда между Божественным и тварным,между Богом и человеком, это хаос, беспорядочность. Вритра лишается Индрой «рук, ног и половых органов» - возможности творить. У Вритры есть только сила ЛЖИ и человек свободен выбирать для себя между стороной Индры или Вритры.

Наравне с Индрой Самодержцем именуют Варну –хранителя ритры. И если Индра разрушает Зло, то Вара утверждает Добро. Варна ищет человека, он наставляет богов и сотворил мир(мир творится и держится хранением Правды), он Всеведующий, он – Владыка «первоначальных вод» - той Божественной бездны,которая была до творения…

Митра –несёт мир во всех значениях – организует людей в правильное сообщество, помогает всем, следующим Рите. Вишну –милостивый: освободил подземный,земной и небесный мир 3-мя шагами,победив демона Равану, открыл человеку Небо с «пьянящим мёдом» - напитком богов.

Шива(Рузра) – и разрушитель и владеет исцелением. Разрушает уютную оболочку человеческой жизни, чтобы вновь поставить перед ним вопросы смысла жизни, направить на путь подвига(йоги) через испытания и самопожертвование

 

СОма– одновременно и божественный напиток и само божество. Сома открывает источник Вечности для человека, соединяет его с божественным, делает из ограниченного человека вновь Вечного Пурушу…

Сому готовили из сока горного растения Фебра(или Федра?), процеженный через шерстяную цедилку(образно – преграда для демонов)

 Для того, чтобы сома была воспринята правильно, «не в грех и в осуждение», важно исполнение другого – ритуала Агни(огонь).

Агни – божественная энергия, которая первоначально была на стороне Асуров, но которого, впоследствии, переманил на свою сторону Индра(и только после этого боги смогли победить демонов). Агни непосредственно связан с человеком, а значит, пока человек приносит огненную жертву не богам,а демонам, добро не сможет победить в мире. Если сОма – это дар Неба людям, то совершения жертвоприношения Агни – это действие человека для соединения с Небом. Приходя на новую территорию арии прежде всего строили алтарь «гархапатья» (алтарь огня) и зажигали священный огонь, свидетельствуя, что данная территория отныне принадлежит Богу. Кремация на священном огне была символом соединения умершего с Небом. Агни именую «джатаведас» - знаток рождения. Тело человека сжигали на том же огне, на котором готовили пищу. Огонь также именуется восстановителем плоти, восстанавливающем её в истинном, Небесном значении и состоянии(в дальнейшем древнейшее знание о воскресении тела было забыто и заменилось учением о переселении душ).

В древнеарийской религии было понимание состояния первоначального единства человека мира и Бога (первоначальный Пуруша), было ясное понимание того, что современный эмпирический человек уже не является первоначальным Пурушей, но нет упоминания о том, ЧТО произошло между этими двумя этапами: у Ариев было понимание греха(анриты), но отсутствовало то, что в христианстве называется грехопадением – причиной всечеловеческой греховности. При этом, однако, было знание о способе ПРЕОДОЛЕНИЯ греха и о первом человеке Яме,который первый достиг Неба и указал его всем остальным людям. Соединение с богами осуществляется неукоснительным соблюдением Риты: соблюдающий Закон соединится после смерти с богами в новом теле, нарушающий же – будет подобен животному, которого ждёт погребение и гибель(у Ариев нет чёткого понимания адских мук, но они знали, что грешнику будет плохо ТАМ)

Примерно к 1000г до РХ религия древних Ариев начала вырождаться. Главная причина: подмена идеи общественного единства и общей пользы идеей эгоистического использования ведического ритуала. Любая монотеистическая изначальная религия при данной тенденции превращается в политеизм и магизм, при котором центром притяжения становится не Небо, не Бог и Правда, но эгоистическое «Я». Соответственно и все божественные энергии начинают восприниматься в качестве отдельных богов, которые САМИ ПО СЕБЕ существуют и к которым обращаются с вполне определёнными целями(для привлечения удачи, победы в бою, здоровья и т.д).

Другой исход религиозной деградации – появление движения настиков – атеистов,не отрицающих нравственных норм.

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 317; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!