Диалектика истинного и ложного.



Соотношение ложного и истинного. Истина – процесс, движение. Когда говорят о связи истины и лжи – речь на самом деле о соотношении истинного и ложного. В истинном нет заблуждения, а в истинном может быть (поправьте сами, если умные). Так что надо говорить диалектика истинного и ложного. Истинное может стать ложным и наоборот – это происходит когда мы игнорируем граничность и конкретность истины. Но это не значит, что грани между истинным и ложным нет. В определённых фиксированных границах что-то всегда истинно, а другое – всегда ложно.

Истинное и ложное в развитии мировой философской мысли. Ложноистинные концепции.

Фаллибимизм – идеи западных учёных о том, что процесс познания истины почти обязательно включает в себя заблуждение. Если в науке запретить заблуждаться – то невозможно будет искать истину. «Заблуждению закрыли пути – а истина плачет: “мне тоже теперь не войти”». Итак, отброшенная теория была истинной, стала ложной, но крупицы истины были в ней и перешли в новую.

Иллюзии как вид заблуждения.

Есть факторы, воздействующие извне и уводящие в сторону. Эти заблуждение объясняются наличинем объективных сил, давящих на человека и заставляющих отказываться от истины. Такого рода заблуждения, возникающие под действием внешних сил, называются иллюзией. Слово откуда возникло, блеять? Из оптики, не будем пояснять на примерах.

Две основных категории: религиозные и идеологические иллюзии.

Религиозные иллюзии.

Напомним, что касаясь вопроса свободы и необходимости, мы узнали, что у человека есть 2 сферы деятельности: свободная (есть план, благодаря наличию знания и средств) и несвободная (недостаточно знаний и/или нет средств – ход и исход практ. деятельности зависит не от меня, а от случайностей; необходимость в форме случайности господствует надо мной).

Здесь и кроются истоки религиозных иллюзий. Во времена каменных рубил свободная область каменными рубилами и ограничивалась, ибо на охоте (даже сегодня) многое зависит от случайностей. Но в первобытные времена неудача на охоте дорогого стоила, поэтому человеку пришлось иллюзорно осознать, что он во власти каких-то объективных сил. Это нашло отражение в том, что силы естественные приобрели облик сверхестественных сил. Кстати, религия это 1) удвоение мира 2) культ, молитвы.

Дело в том, что в сфере свободной деятельности полезные и ложные действия (обеспечивающие и не обеспечивающие успех) легко фильтруются одна от другой. А в несвободной нет способа проверить! Можно ходить вокруг волуна вправо, можно влево, можно орать «халява ловись» - но нет способа проверить, способстуют ли эти действия успеху или нет (хотя и так понятно, что – нет). Отсюда возникает раздвоение деятельности – на здравую и паразитическую. Отсюда и разделение ума: здравый и паразитический образ мысли. Отсюда магия. Религия возникла из желания гарантировать успех.

Вопрос: является ли магия религией? Религия – бессилие, магия – казалось бы, зависит от качества обряда. Но на самом деле магия является иллюзорным восполнением недостатка сил. Магий полно: любовная, рыболовная… Там, где гарантий быть не может, но хочется. Даже среди образованных и крепких духом людей распространены суеверия – у тех же лётчиков-испытателей.

Возникает второй вид религии – оменализм. Вера в случайное событие, в приметы. Классический пример – перебегание чёрного котэ. Тут же возникает гадательная магия (на ромашках, картах, звёздах…). Далее фетишизм. Якобы одни предметы помогают, другие – нет. Эманизм – когда сила предметов передаётся от предмета к предмету. Демонизм – когда эта сила обретает самостоятельное бытиё: те же лешие, домовые. А потом (обычно – уже под давлением знати) происходит переход к политеизму (каждый бог занимается своим делом). Ну и, наконец, монотеизм – обычно он обусловлен бессилием перед соц.гнётом, а не природой.

Идеологические иллюзии. Компоненты идеологии.           

В качестве вступления заметим, что особой границы между религиозными и идеологическими иллюзиями нет.

В классовом обществе возникают классовые интересы и эти интересы как некоторая сила порождали идеи других классов. Здесь мы и сталкиваемся с идеологическими иллюзиями.

Клеточками науки являются теории. Клеточками идеологии называются учения. Теория базируется на фактах и объясняет факты. Но не содержит руководства к действиям (это уже дело инженеров, организаторов). А учение? Оно включает определенную программу поведения, учение создаётся учителями. В этих программах выражаются интерессы либо общество, либо групп людей, классов. Чтобы одному классу держать другой в повиновении – нужно государство, а ещё нужно обмануть угнетённых, в том, что «всё хорошо, вы на самом деле не рабы». Но мало иметь программу и нести её в массу – надо обосновать её. Идеология = программа + её обоснование. Как обосновать? Надо создать картину действительности, основанную на фактах (создать идейно-фактуальную картину), но так как мы лживые капиталистические свиньи – то естественно, мы упоминаем только подходящие нам факты. Эта часть называется «идеологический миф», т.е. обоснование программы.

В иных случаях нет в идеологии никакой программы, но есть только картина действительности. Когда мы рисуем картину природы – мы не даём никакой оценки (электрон – плохой, ну да), оценки исключены. Когда мы рисуем картину общественной действительности – мы обязательно оцениваем явление (попробуйте описать крепостное право, порку крестьян и т.п. без оценки). И оценивая – мы даём программу. Если мы даём хорошую оценку – то это означает, что надо и дальше так делать; и наоборот.

Когда тот или иной слой общества начинает устаревать – нужно уничточить старые, создать новые порядки, которые обеспечат прогресс обществу. А кто может провести преобразование? Только люди. Необходимо, чтобы заинтересованные в переменах люди осознали необходимость перемен, нужна революционная идеология, подталкивающая к борьбе. Это обычно происходит в иллюзорной, а не адекватной форме. Пример: Франция, 1789. Идея такая: природа человека требует свободу, равенство, братство. А что у нас, французов? Ни того, ни другого, ни третьего. Это воодушевляло людей. На самом же деле после революции на смену феодализму пришёл капитализм и наступило разочарование. Знали бы об этом солдаты – никогда бы не совершили революции. Иллюзия, имея объективное содержание, сделала революцию. Россия. Боролись за социализм, а на самом деле боролись за освобождение от господства западных стран.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 545; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!