Две сферы человеческой деятельности: свободная и несвободная, зависимая.



С тех пор как начал существовать человек – человеческая деятельность делилась на 2 вида:

1) Сфера свободной деятельности – там, где человек хозяин (кипячение чайника, например)

2) Сфера несвободной деятельности – там, где человек не знает необходимости или нет средств выполнения цели. Успех деятельности человека зависит не от его усилий, а от случайности (пример: студент учит 5 билетов из 100 на экзамен; его успех зависит от случайности – какой будет вытянут билет).

 

В ходе развития человека расширялась сфера свободной деятельности и сужалась сфера несвободной. Теперь понятно, откуда растёт та форма религии, которая называется «магия», «суеверия». На самом деле это лишь отражение бессилия человека перед безжалостной случайностью. Суеверия распространены больше всего там, где деятельность человека наиболее несвободна (пример: лётчик-испытатель, поднимающий самолёт, который ещё никогда не летал; надо обязательно надеть (нестиранный?) комбинезон, в котором летал прошлый раз и т.п.).

Свобода воли: формальная и реальная.

Идём дальше. Вопрос свободы воли. Воля свободна тогда, когда человек:

1) знает, что будет

2) имеет достаточно сил чтобы направить деятельность

Пример. Человек потерялся в тайге. В спецназе не служил. Формально человек свободен: может идти в любую сторону!!! Но где гибель, а где спасение? Человек не знает, направление движения определит случайность.

Итак, реальная свобода выбора существует только тогда, когда человек знает какие результаты ведут к удаче, а какие к неудаче. Чем глубже он знает – тем он свободнее. Наиболее свободные действия те, которые ведут к желаемой цели. Нередко такой вариант один.

Диалектико-материалистическое решение основного вопроса философии.

Решение ОвФ сходно со старым материализмом, но есть много нового.

1. Найден источник общественных идей. Материалистическое понимание общества и истории.

2. Старый материалим: сознание есть порождение и отражение материи (то есть – одностороннее понимание). Новый: на самом деле отношение двустороннеее. Человек познав мир и имея средства – преобразует мир. Наше сознание через практическую деятельность изменяет материальный мир. Отношение материи и сознания: позновательное и практическое.

 

Отдадим должное Ленину как учёному и философу помимо всего прочего. Он писал в своих философских тетрадях: «сознание человека не только отражает мир, но и творит его». Новый материализм (с открытием источника активности мышления) смог использовать великое открытие Гегеля о двух видах мышления. Рассудочное (формальное) и разумное (объективный процесс по объект законам). Маркс в противоположность Гегелю показал, что диалектика мира определяет диалектику мышления.

Два отношения сознания и мира: познавательное и практическое. Превращение материального в идеальное и идеального в материальное.

Старые материалисты понимали познание так: есть мир, есть сознание. Мир бьёт по рецепторам и возникает ощущение вещи. Но дело обстоит не так просто. Человек не созерцает мир, а преобразует его. При этом преобразовании человек сталкивается с удачами и неудачами. Для того, чтобы достичь успеха, нужно постигать общее, существенные связи. Они есть, о них говорят наши удачи и неудачи. Если наши понятия имеют объективное содержание – то успех, если нет – крах. Наша практическая деятельность своими успехами и неуспехами несёт информацию об общем.

Основной вопрос философии об отношении мира и разума решается диалектическим материализмом своеобразно. С точки зрения старых материалистов отношение мира и сознания одностороннее – мир воздействует на сознание, сознание отражает мир.

Но человек-то преобразует мир и в процессе преобразования он убеждается, что в мире есть нечто чувствам не доступное. Он создаёт понятия, исходя из этих понятий, он создаёт понятийный костяк вещи, которая ему нужна. А потом приводит в движение руки, станки и т. д. и создаёт успешно или неуспешно эту вещь путём трансформации материи. И чтобы краха не было нужно чтобы наши понятия адекватно отражали этот мир.

Таким образом, отношение между миром и сознанием двоякое: мир отражается в сознании, а сознание преобразует мир. Идеальное превращается в материальное. Первичным познанием является познание практическое. Сознание человека не только отражает мир, но и творит его.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 380; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!