Чувствоумозримый мир в себе и для нас. Создание чувствоумозримого мира для нас как воспроизведение объективного мира.



Мы ранее рассматривали чувствозримый мир для нас и в себе. Но мир отражается ещё и в мышлении: в понятиях и системах понятий. Есть МвС и МдН чувствозримый и так же умозримый. 4 мира в сумме. Займёмся проблемой: образуют ли чувствозримый и умозримый мир единый чувствоумозримый мир?

Первым эту проблему поставил и решал Кант. Есть мир в себе, действующий на органы чувств человека, возникают ощущения восприятия. Содержание ощущений – вещи для нас, которые ничего не имеют общего с вещами самими по себе. У человека возникает чувтсвенный мир, не являющийся воспроизведением мира самого по себе.

Но учение Канта к этому не сводится. Хаос ощущений не образует мир для нас. Этот хаос нужно привести в порядок. Есть 2 априорные формы, с помощью которых мы наводим первичный порядок в наших ощущениях (это время и пространство).

Далее вступают категории рассудка (хотя на самом деле с высоты знаний Семёнова это категории разума – т.е. Кант не был точен): следствие, количество и т.д. В результате мир становится стройным. Мир как он есть для нас – это есть синтез чувственного и мысленного (рационального). Здесь рассудок не просто вносит порядок в мир, а творит мир (это по Канту; на самом деле разум творит мир). Итог: у Канта мышление есть творец мира.

 

Беда в том, что для Канта отражение и творение взаимоисключались. На самом деле восприятие – это процесс отражательного творчества. Восприятие – это есть образы вещей самих по себе; наши категории есть образы универсатов, существующих в мире. Созданием мира в нашей голове занимается мышление. Есть доля истины в том, что Кантовские категории «количество, пр.» априорны. Для каждого конкретного человека эти категории априорны (с воспитанием, с наследством у человека есть опыт прошлых поколений), а на самом деле они апостериорны.

Особенности и формы разумного мышления.

Ранее некоторые считали, что рассудок и разум это две ступени развития человечества. На самом же деле всегда эти две стороны мышления были взаимосвязаны, но в разное время доминировал рассудок или разум. Сначала был открыт рассудок. Только с возникновением теоретического знания (разумного), с возникновением науки, Гегель открыл разум.

Напомним формы рассудочного мышления: понятие, суждение, умозаключение. Есть только одна форма присущая обоим типам мышления – понятие. Формы разумного мышления, которых нет у рассудочного мышления: 1) идея (система понятий разума, а не совокупность суждений) 2) теория.

Соотношение разумного и рассудочного мышления. Текстализация идей и теорий. Интеллектуализация идеотекстов и теоротекстов.

С развитием психологии психологи тоже стали заниматься проблемой мышления. В области психологии мышления было несколько школ. Крупнейшая: Вюрбругцерская (?). Они заново открыли открытие Гегеля о 2х видах мышления. Одно мышление они назвали словестным или дискретным. Другой вид – несознательное, интуитивное (т.е. рассудочное). С их точки зрения одно мышление языковое, другое не связано с языком. На самом деле: 1. Нет неязыкового мышления, т.к. без слов нет понятий, а без понятий нет мышления. 2. Есть сложная проблема соотношения языка и мышления. В начале 20 века лингвисты стали отличать 2 понятия: язык и речь. Язык – это система знаков, связанная между собой грамматическими правилами. Речь – это использование системы знаков.

Мышление рассудочное является речевым мышлением. Суждение выражено в предложениях. Предложения есть языковые тексты. Предложения и суждения – разные вещи. В одном предложении может быть несколько суждений и одно суждение может быть выражено в сотне разных предложений. Нужно различать т.н. лингвотекст и рациотекст (что это такое – додумать самостоятельно). Придуман был термин перехода от рациотекста к лингвотексту: кодирование; а раскрытие смысла предложения – декодирование. Итог. Рассудочное мышление не существует без языка.

Теория не состоит из суждений. Идея не состоит из суждений. Разумное мышление не речевое! Теория – система понятий, отражающая сущность явлений. Со своей теорией надо ознакомить других людей. Надо выразить её в речи. То есть систему понятий нужно выразить в совокупности суждений, а значит предложений. Теория т.е. должна быть текстолизирована. Этот текст могут иногда ошибочно принять за теорию. Но этот текст это просто речевое выражение теории и ничего больше. Нужно, руководствуясь теоротекстом, интелекторизировать теорию (т.е. создать её в голове). Теоротекст (теория, выраженная словами) – руководство как воссоздать в голове теорию. Иначе говоря – человек, знакомясь с теорией, является творцом.

Понятие факта

Любая наука начинается со сбора и накопления фактов. Понятно, что понятие «факт» возникло вне науки. Так что есть житейские и научные факты. Факты стали считать категориями гноссеологии лишь в 19-20 веке.

Существует несколько точек зрения на то, что такое факт (с точки зрения философии):

1. Факт есть объект самой реальности (Солнце взошло, вчера был дождь).

2. Факт есть образ внешнего мира (т.е. в сознании).

3. Есть факты реальности и факты сознания.

4. Факт – содержание истинного суждения.

 

Какими особенностями обладает «факт»? Такими особенностями, которые признаются всеми учёными (а не философами, у которых в этой области бывает туго)?

1. Факт объективен.

2. Факт существует в сознании человека (ну и да, может фиксироваться на бумаге). Иногда подделываются, кстати. Всё это хранится в сознании.

 

Как обычно, эти две стороны абсолютизировались, а на самом деле правда в том, что:

Факт есть фрагмент реальности, выдранный из реальности и пересаженный в наше сознание. Только когда этот кусочек пересаживается в сознание – он становится фактом. Наука устанавливает, но не творит факты!!! Создавать факты невозможно. Их «создают» только шарлатаны.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 291; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!