ВОПРОС. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ХРИСТИАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ. ЛИЧНОСТЬ И МИРОВОЗРЕНИЕ АВРЕЛИЯ АВГУСТИНА.
Возникновение христианской философии происходит в I веке нашей эры. Средневековая философия охватывает период с X по XV век. К особенностям относят.
Начавшееся разложение Римской империи приводит к тому, что вместо разлагающихся языческих религий формируется религия угнетенных и порабощенных. Религия возникает как своеобразный протест рабов, нищих и свободных граждан против власти рабовладельца.
В период государства феодалов церковь становится единственным представителем наиболее организованной силы в этот период т. е. церковь становится крупным феодалом, она осуществляет связь между религиями и к тому же была единственным просвещенным классом того периода (самая мощная армия была церковная). Государство церкви было теоретически обосновано возникает христианская философия, которая оправдывает господство церковной иерархии. Средневековье характеризуется стремлением познать окружающий мир через господство Бога Все образовательные учреждения находятся при монастырях. Христианская философия опиралась на идеи Платона о существовании вечного мира и у Аристотеля учения о форме. Христианство строилось на вере (от лат. – истинный).
Вера – особое психологическое состояние человека, которое выражает его духовную установку на возможность истины.
Любая вера опирается на общепринятые авторитеты, определенные институты, а также на некритичны отношением к чужому мнению, опыту.
|
|
Аврелий Августин– крупнейший христианский мыслитель периода патристики. В своих произведениях он подвергает страстному осуждению различные еретические учения – гностицизм, манихейство и др. Августин сделал Бога центром философского мышления. Бог первичен, отсюда вытекает, что душа превосходит над телом, воли над разумом. Бог явл высшей сущностью, только его существование вытекает из собственного естества, всё остальное с необходимостью не существует. Он единственное, существование которого независимо, всё остальное существует лишь благодаря божественной воле. Согласно Августину, мир как свободный акт Бога явл творением разумным. Бог создал его на основе собственной идеи. Христианский платонизм был августианским вариантом учения Платона об идеях, которое понималось в теологическом и персоналистическом духе. В Боге сокрыт идеальный образец реального мира. Как у Платона, так и у Августина сущ 2 мира: идеальный в Боге и реальный в мире и пространстве.
ВОПРОС. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СХОЛАСТИКИ. ФИЛОСОФСКО-ТЕОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ФОМЫ АКВИНСКОГО.
Основные проблемы схоластики - Возникла необходимость в поиске рациональных путей истинности доказательства всего того, что провозглашала вера. Отсюда – схоластика. Схоласты уже располагали догмастической конструкцией, их задача состояла в том, чтобы её упорядочить и делать доступной для необразованных людей. Она носила лишь религиозный характер; мир не имеет самостоятельного существования, всё существует лишь в отношении к Богу. Метод схоластической философии был предопределен ещё в её исходных посылках. Речь идет не о нахождении истины, а о том, чтобы изложить и доказать эту истину посредством разума, т.е философии. Из этого вытекают 3 цели: 1. С помощью разума легче проникнуть в истины веры и тем самым приблизить их содержание к мыслящему духу человека; 2. Предать истине систематическую форму при помощи философских методов; 3. Используя филос. аргументы, исключить критику святых истин. Всё это – схоластический метод, в котором господствует формализм.
|
|
Фома Аквинский является систематизатором схоластики. Он в основу учения о бытии положил 5 доказательств существования Бога.
1) Материя обладает движением. Она есть источник движения, а все, что движение движимо чем-то другим. Значит существует перводвигатель, а это есть Бог.
|
|
2) Существует взаимодействие между причиной и следствием. Все причины действующие, но невозможно, что бы нечто было действующей причиной самого себя. Это нелепо, поэтому первопричиной является Бог.
3) Существуют случайности и закономерности. Закономерности определяются Богом.
4) Существует многокачественность вещей. Высшей ступенью качества является Бог, который более совершенен, чем все другие.
5) В мире господствует целесообразность то есть полезность во всей природе. Целесообразность определена Богом.
Рассматривая познание Фома считал, что существует разум и божественные откровения. Они различны, но не противоречат друг другу, но если разум противоречит истинам веры это результат неправильного рассуждения человека.
Догматы веры существуют в 2-х видах:
Рационально-постижимые: Бог-существует, Бог-един, душа бессмертна.
Рационально – непостижимые: сотворение мира, троичность Бога, догмат первородного греха.
Поэтому рационально постижимое это предмет философии и теологии, а рационально – непостижимое предмет веры и теологии. Учение Фомы – это учение о взаимодействии философии и веры.
Вывод: Философия есть служанка богословия, то есть она должна находить доказательства в истинности догматов религии.
|
|
Человек наделен естественным разумом, что позволяет ему познать окружающий мир, открыть законы его развития. Это стремление к познанию связанно с христианством , которое является выше естественного разума. Это доводы Фома распространил на государство. Все в мире расположено по ступеням божественной иерархии: в низу – неодушевленные вещи, выше – человек, еще выше ангелы, святые, отцы церкви и господь Бог. Бог определил государственное устройство. Власть государя определена божественной волей. Существует и естественные законы. Исходя из этого он выделил:
вечные или божественные законы. Они лежат в основе всего мирового порядка, природы и общества.
Естественные законы – они отражают вечные законы. К ним относятся инстинкты самосохранения, продолжения рода.Учение Ф. Аквинского в XIV веке усилено насаждается иезуитами и со второй половины XIX века становится основой неотавизма, который является основой католической религии, которую сегодня исповедуют более 1 млрд. людей.
Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 410; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!