ВОПРОС. ФИЛОСОФИЯ ФРАНЦУЗСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ 18 ВЕКА: ВОЛЬТЕР, РУССО, МОНТЕСКЬЕ
ВОЛЬТЕР(1694-1778)
Стремился связать французскую мысль с эмпирической английской мыслью. Сделал много для популяризации во Франции индуктивного метода Бэкона и физики Ньютона. Вольтер выступил сторонником опытно-экспериментального познания. Ученый подверг критике и картезианское учение о врожденных идеях. Считал что философия Декарта больше похожа на хороший роман: все кажется правдоподобным, но ничто при этом не является истинным. Вольтер отверг идею субстанциональности души. Она не более чем мыслительная способность человека. Важнейшую просветительскую задачу мыслитель видел в систематическом разоблачении идей христианства и всех традиционных религий. Вольтер был вынужден допустить существование Бога. Вольтеровский Бог был итогом сложных, противоречивых философских размышлений, желанием понять и объяснить возникновение самой природы и общества. Бытие Бога, доказывается по Вольтеру, стройностью мироздания. Материализм не отвергает духовные явления в природе, а иначе оценивает их как свойства и отношения, зависимые от материальной субстанции.
РУССО(1712-1778)
Значение Руссо в его идеалах, которые он выдвинул и обосновал как политический мыслитель, моралист. Он выступил в защиту естественной человеческой природы. Руссо считал, что все началось с частной собственности, которая развращает людей, рождает насилие и порабощение человека человеком. Жан Жак Руссо являлся первым из создателей теории общественного договора т.е. критикуя частную собственность он считал, что в государстве должно быть разделение властей на исполнительную, законодательную и судебную. Этим он заложил основы гражданского общества. Чтобы изменить общество необходимо вернуть человека в лоно природы ибо зло проникает в душу человека стараниями общества, а воспитание на природе делает человека нравственным. Руссо выступает против прогресса общества и зовет человека в добрые дикари.
|
|
МОНТЕСКЬЕ
МОНТЕСКЬЕ (1689- 1755) - французский философ права и истории, президент парламента и Академии в Бордо , член Французской академии. Представитель философии Просвещения 18 в. Разделял позиции деизма, рассматривающего Бога как создателя, действующего по объективным законам материального мира. Задачей философии Монтескье считал постижение причинных связей материи, подчиняющейся законам механики. С точки зрения Монтескье, за кажущейся случайной цепью событий необходимо усматривать глубинные причины. Внешний мир, по М., отражается в сознании людей на основе деятельности разума, обобщающего результаты опыта. Монтескье увязывал собственную классификацию типов государственного устройства с общественной морфологией или (по Дюркгейму) с количественными параметрами данного общества. Монтескье настаивал на том, что народ назначает государя в силу договора и этот договор должен исполняться; государь представляет народ только так, как угодно народу. К тому же, по Монтескье, неверно, чтобы уполномоченный имел столько же власти, сколько уполномочивший, и не зависел бы от него. Философия Монтескье, не раз интерпретировавшаяся самыми различными способами в истории западной общественной мысли, постулировала принципиальное наличие у людей свободы воли. Общество, по Mонтескье, целиком обусловлено своим политическим устройством, поэтому прогресс, с его точки зрения, недостижим .
|
|
Вопрос. МЕХАНИСТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ XVIII ВЕКА И РАЗВИТИЕ МЕДИЦИНЫ.
Представители французского Просвещения, так и Руссо и, в частности, французские материалисты XVIII в. являются представителями французской революционной буржуазии как раз накануне ее революционного выступления. К. Маркс и Ф. Энгельс определили французский материализм этого периода как «идейную подготовку буржуазной революции».
В работах представителей французского материализма второй половины XVIII в. своих вершин достигают материалистические тенденции в развитии предреволюционной буржуазной философии вообще. Их философский материализм тесно связан с радикальными социально-политическими воззрениями. Материалистическая философия этого периода черпает как из предшествующего французского философского мышления, так и из материалистических элементов философии Декарта и английской сенсуалистской философии Бэкона и Локка. Большую роль сыграли работы Кондильяка (1715—1780). В своих основных трудах он принимает не только сенсуализм Локка, но и локковское отношение к опыту в формировании человеческого сознания. Память, мышление и суждение он рассматривает лишь как варианты ощущений. Кондильяк принципиально отвергает познаваемость материи и ее основных атрибутов. Он признает существование нематериальной души. Также Ламетри основной проблемой его философии была взаимосвязь материи и сознания. Решает он ее материалистически, в соответствии с механистической концепцией. Мышление является способностью определенного вида материи. Его основания покоятся на ощущениях. О механистическом подходе к пониманию человека свидетельствует уже само название работы Ламетри «Человек-машина». В соответствии с этим подходом он считает душу материальной, «двигателем» живого организма. Различие между человеком и животным для него лишь количественное — в размерах и структуре мозга.
|
|
|
|
Поль Анри Гольбах . Его «Система природы», изданная в 1770 г. В работе он пытался опровергнуть предрассудки и спекулятивные философские и теологические концепции, относящиеся к пониманию природы. Главной идеей этого произведения Гольбаха является принцип редуцируемости — сводимости всех явлений природы и всех природных сил к различным формам движения материальных частиц. Гольбах выдвигает идею о том, что движение присуще материи, ибо, кроме движущейся материи, ничто не существует. Он различает два основных вида движения.
1)движение, которое перемещает тела (механическое движение в собственном смысле слова), 2)скрытое, внутреннее движение, которое определяется энергией и имеет свой источник во взаимодействии невидимых материальных частиц, из которых состоит тело (оно представляет определенную аналогию того, что в современных терминах можно назвать микродвижением). Понимание причинности и детерминизма у Гольбаха, так же как и у других французских материалистов этого периода, имеет механистический характер. Французский механистический материализм представляет наивысшую ступень философского материалистического мышления домарксистской философии. Французские механистические материалисты исходили из традиций как английского, так и французского материализма. Французский материализм внес значительный прогресс в понимание общества, в частности, в своем подчеркивании естественной обусловленности общественного развития.
Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 618; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!