ВОПРОС. ФИЛОСОФИЯ КАНТА: ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ



 

 

Кантовская философия разделяется на два периода:

1. Докритический: Здесь Кант разрабатывает передовые идеи французских философов и дает характеристику происходящего в вселенной в работе «Всеобщая естественная история и теория неба» он излагает гипотезу получившую название Кантовская – Лапсская теория основная мысль: все тела во вселенной состоят из атомов они обладают притяжением и отталкиванием. В первоначальном состоянии вселенная представляет собой хаос расс. в мировом пространстве разнообразие материальных частиц под влиянием притягивания и отталкивания они двигаются без внешнего божественного толчка по направлению друг к другу и атомы с большим удельным весом притягивают к себе меньшие атомы следовательно во вселенной происходит постоянное движение, орбиты планет постоянны.

2. Критический период. В период «Критика чистого, человеческого разума» способность суждения Кант опроверг все предшествующие взгляды в познании и разнообразии учения «О вещах в себе и явлении».

Есть вещи непознанные следовательно по Канту мир не познаваем.

Признавая материальность мира Кант считает, что существует мир вещей не зависящий от человеческого ощущения и мышления он воздействует на органы чувств вызывает соответствующие ощущения, но переходя к границам возможностей познания заявляет что мир сущностей это мир вещей в себе т.е. не познавание посредством разума следовательно существуют мир веры к нему он относит: Бога, душу, бессмертия.

Предметом философии у Канта является раскрытия специфического познающего субъекта (Я) и делает поскольку установить различие между субъектом и объектом знаниями в самом человеке его структура различна. В субъекте (я) существуют два уровня:

- Эмпирический уровень. К нему относится индивидуальные особенности человека.

- Выходящий за рамки разума, где человек рассматривается как представитель человеческого рода и в его разуме существуют субъективно пространство и время то есть эти понятия доопытные формы внутренних чувств человека.

Кант считает, что достоверные знания т.е объект стоит считать те знания , носящие всеобщий характер. Для опытных форм знаний: пространство и время у человека формируется возможность формирования математических знаний. Математические знания основаны на функции памяти (это известно из психологии), геометрия возникает на основе функций арифметики реализация этих возможностей осуществляется на основе второй познавательной способностиили рассудка.

Систематизация восприятий носит субъективный и индивидуальный характер. Вещи как они существуют в сознании субъекта называются явлениями, то есть вещь в себе с помощью рассудка не может стать вещью для нас, то есть быть познанной. У человека нет средства установить связь между вещами в себе «материалистическая позиция» и явлениями, которые мы приобретаем с помощью чувств, следовательно формам чувственности и рассудка доступен мир опыта и только. Дальнейшее познание то есть все, что выходит за пределы опыта достигается только разумом. Разум это высшая способность субъекта, которой руководит деятельностью рассудка и разум оперирует только идеями. Идея (в отличие от Платона) представляет собой цель достижения познания. Поэтому рассудок всегда стремится к абсолютному знанию и выходит за пределы опыта. Исследование предмета познания позволяет дать ответ на вопрос как возможно философия или метафизика - в то время так называлась философия. Предметом разума или философии является Бог, свобода и бессмертие души. В решении первого ответа обращаются к теологии, решение проблемы свободы связано с космологией, решение предмета бессмертие души является психология. В познании этих предметов человек впадает в противоречия, которые позволяют дать одинаково обоснованные утверждения, которые носят противоречивый характер, следовательно эти противоречивые утверждения хорошо аргументированные получили название – АНТИНОМИИ. Таких противоречий по Канту четыре:

1. Тезис - мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве.

Антитезис – мир не имеет начала во времени и границ в пространстве.

2. Всякая сложная субстанция в мире состоит из простых частей и существует только простое и все, то что сложено из простого.

Ни одна сложная вещь в мире не состоит из простых вещей и вообще в мире нет ничего простого.

В учении об антиномиях (мнимые идеи) позволили в немецкой философии разработать последовательную диалектику или учение о развитии.

Заканчивая своё учение Кант разрабатывает концепцию морали. Он отмечает, что по законам практического разума деятельность человека должна регулироваться нравственными законами, которые говорят как вести субъекту в этом мире и он сформулировал нравственный принцип или закон: Каждый человек должен поступать так, что бы правила его личного поведения могло стать правилом поведения всех. Таким законом является нравственный долг. Нравственный долг он назвал категорический императив. Таким образом нравственная концепция на первое место в жизнедеятельности связана с долгом в сохранении своей жизни и соответственно здоровьем и на этой основе осуждает ложь раболепие.

Из всего вытекает что главными двумя обязанностями людей является любовь и уважение, что и формирует человеколюбие. Рассматривая практический разум Кант считает, что любой человек должен быть хорошим гражданином и осуждает противоречия между моралью и политикой считая:

1) При благоприятных условиях захват чужих территорий не должен быть оправдан какими либо мотивами.

2) Отрицай свою вину при совершении любого преступления

3) Принцип разделяй и властвуй поражает зло и эгоизм поэтому главным является право человека должно считаться священным, каких бы жертв это не стоило государственной власти.

 

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 360; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!