ВОПРОС. Первые философские школы ионийской и италийской философии.
Вопрос. Мировоззрение, его сущность и структура. Основные типы мировоззрений.
Мировоззрение – система наиболее общих представлений на мир и место человека в мире. Отношение человека к окружающей действительности.
Мировоззрение включает в себя наиболее общие представления о мире, значит М. рассматривает не мир сам по себе, а как относится к миру человек к таким общим вопросам относится: Что я могу знать? На что надеятся? Ответы на эти вопросы всегда носят гипотетический характер.
М. определяет позиции человека их только 2:
1. Я в мире
2. Мир во мне
Характер М. определяется уровнем человеческих знаний, поэтому существуют различные уровни М. Форма М. или тип это относительно целое представление, которое определяется развитием материального и духовного производных и носит исторический характер.
Это позволяет выделить типы:
1)Мифологическое М. характеризуется чувственно-наглядным знанием о мире. И формируется в рабовладельческом обществе. Главная особенность Мм, является одушевление природных процессов, а это есть продукт воображения. Значит человек часть природы и природа наделяется свойствами человека и мифологические боги находятся среди нас.
2)Естественно-научный сформировались в 17-18 веке под влиянием наук. Особенности типа абсолютизация законов природы и рассматривание этих законов исходя из своей науки. Фрейд считал, что поведение человека определяется бессознательно.
|
|
3)Религиозный. Вытекает из мифологии, но формируется у человека, когда появляются зачатки теоретического мышления, т.е. способно отделить общее от конкретного предмета. И эти понятия рассматриваются как самостоятельные сущности, и возникает вера как основной принцип религии. Это происходит 40-50 тыс. лет назад.
4)Философское мировоззрение.
Четвертым типом М. является философское М. оно тесно связано с уровнем естественно научных знаний. фМ. Это логико-теоритический взгляд на мир в нем отражается общие представления которое складывается в следствии изучения естественных и гуманитарных наук.
ВОПРОС. Предмет, структура и функции философии. Философия и медицина.
Ф в настоящее время определяет тенденции развития современных наук и общества.
Функции философии.
1.Онтологическая. Рассматривает учение о бытии мира, что такое мир.
2.Познавательная
3.Антропологическая
4.Критическая. Осмысливает вопросы философии с позиции современных знаний.
5.Оценочная. В этой функции в настоящее время отводится роль т.к. философские суждения тесно переплетаются с практикой врача. Формирует нравственные принципы современной врачебной деятельности, которая сегодня определяется концепцией качества жизни.
|
|
6.Методологическая. Имеет проявление во всех науках.
Философия в обществе.
Дает ключ ответа на вопрос, чего такое убеждения человека его идеалы взгляды на мир значит у человека вырабатывается определенный тип мировоззрения отсутствие М. приводит к самоубийству, алкоголизму, наркомании.
фМ. Позволяет социально овладеть общенаучными методами познавания, т.е. выводы получает в рамках философии связан не только средством познания научных знаний, но и сам входит содержание науки, поэтому многие ученые в области конкретных наук является видным философами (Пифагор, Декарт).
Ф помогает научиться теоретически мыслить т. к. творческое мышление не является врожденным свойством оно существует в виде задатков которые должны быть развиты и изучены Ф. является средством для развития способностями. Какая польза от врача знающего мед науку, но не понимающего ее.
Вопрос. Возникновение античной философии. Основные периоды в ее развитии.
Начало философии связано с решением вопросов, что такое мир ?
- естествознание практически не существовало и поэтому охватывали мир в целом в единстве какого либо начала и способ познания этого мира носил наивный характер
|
|
- отрывочные знания позволяли строить умозрительные представления о причин-следственных связей (учение о Флогистоне – горючей жидкости, витализм)
- Господствовала идея всемирного существования эфира (впервые это понятие связано с Аристотелем) это позволяло говорить о первоначалах мира из которых образуется разнообразие (огонь, вода, воздух, земля).
Периоды:
6 век до нашей эры – натуралистический период. Проблемы природы.
5 – 4 века до нашей эры – классический период. Период наивысшего расцвета, проблема природы. Представители: Сократ, Аристотель, Платон.
3 – 1 века до нашей эры – эллинистический период. Полисы тер.независимость, возникла держава Александра Македонского, которая распалась на несколько элинийских государств. Проблема этики. Появились философские школы: стоицизм, эпикуреизм, скептицизм.
1 – 5 века нашей эры. Римское государство завоевало элиний ские государства. Возникает христианство которое несет новое мировоззрение. Неоплатонизм – новая школа той эпохи.
Античная философия оказала большое внимание на развитие медицины. Вопросами медицины интересовались: Диоген, который занимался изучением кровеносных сосудов, Демокрит – впервые рассматривает понятие души и помещает ее в мозг где согласно Платону существует вечный разум. В античном мире сформировались три школы:
|
|
Кротоновская 6-5 в д. н. э. исходя из учения Анаксимена о воздухе как первоматерии была создана пневматическая теория медицины. Гланый тезис противоположное есть лекарство для противоположного.
Косская – исходя из учения натурфилософии природа едина Гиппократ описывает объективные методы исследования больных т.е. организм больного это единое целое лечить не болезнь, а больного то есть подход должен носить индивидуальный характер.
Книдская – они обосновали зачатки диагностики и семиотики учение о слове (словом можно оживить больного, а можно и убить).
Таким образом для античной философии характерно следующее.
В античном мире сформировались все философские виды мировоззрения.
В своих выводах все они опирались на естественные зачатки знаний не оставляя место богу
Разрабатывали онтологию, гносеологию, учение о человеке и обществе
ВОПРОС. Первые философские школы ионийской и италийской философии.
1.Ионийская философия
Начало философии связано с решением вопросов, что такое мир и ответ на эти вопросы строился, умозрительно включая элементы фантазии для философов античности был характерен монистический взгляд на мир причины этого следующие:
- естествознание практически не существовало и поэтому охватывали мир в целом в единстве какого либо начала и способ познания этого мира носил наивный характер
- отрывочные знания позволяли строить умозрительные представления о причин-следственных связей (учение о Флогистоне – горючей жидкости, витализм)
- Господствовала идея всемирного существования эфира (впервые это понятие связано с Аристотелем) это позволяло говорить о первоначалах мира из которых образуется разнообразие (огонь, вода, воздух, земля).
Главная проблема Античной философии связана с поиском первоначала этот вопрос был главным на протяжении 1-7 в до н.э. 1 век н.э. Представителем Ионийской философии ученый Фалес, который взял за первооснову мира, т.е. из чего состоит все существующее - воду - физис Почему вода первооснова – все живое (считал он) влажно, а любое высыхание есть смерть поэтому жизнь связана с влагой, а влага предпочитает воду значит все происходит из воды находит в ней всю жизнь и заканчивается в воде.
Последователем Фалеса Анаксимандр, который считал что первоначалом мира является апейрон , апейрон находится во вращательном движении выделяет влажное и сухое, холодное и теплое эти комбинации образуют землю (сухое и холодное), воздух (влажное и горячее). Благодаря вращению опейрона в центре мира собирается как тяжелейшая земля окруженная водой, а также воздушная и огненная сферы. Земля изображается в форме цилиндра становится центром, возникает из океана, ничем не поддерживается, покоится в подвешенном состоянии по причине удаленности от всех других сфер равновесия сил) небесная сфера разделяется на три кольца эти кольца полые внутри и наполнены огнем в нижней сфере множество отверстий, сквозь которые просматриваются огни (звезды). В среднем ободе одно отверстие (луна) в верхней сфере одно (солнце). Время от времени отверстия совпадают.
Третий представитель Анаксимен. Первоначало бесконечно и это есть воздух. Воздух поддерживает нашу душу и управляет всем дыхание и воздух образуют космос. Благодаря воздуху мы рождаемся по этой причине воздух божественен.
К этому направлению относятся взгляды Гераклита, который считал, что все вещи и процессы возникают, растут и гибнут и все в мире подчинено этому процессу следовательно, он тоже признает движение и благодаря этому сделал вывод Все течет, все изменяется все в нас живое и мертвое болезнь делает сладостным здоровье, голод сообщает приятность сытости, а тяжелый труд позволяет вкусить радость отдыха. Первоначально у Гераклита является огонь. Гераклит первым говорит о познании мира. Выделяет две ступени чувственную и рациональную рассматривая чувственную особенно выделяет зрение и слух, но высшей целью познания является познание логоса (закон, порядок). Познать логос не легко, ибо природа любит прятаться.
Проблему первоначала рассматривает Пифагор, который считает число есть первоначало рассуждает следующим образом так как вся жизнь человека связана со счетом, а счет есть первоначало математики, то поэтому число начало всех вещей более чем вода и земля. Это связано с наблюдением. Доводы: ноты, аккорды заключаются в числах.
2.Италийская философия.
Ответ на вопрос что является первоосновой мира дает Парминид, который впервые разработал учение о бытии или учение о существовании эту позицию он обосновал следующим образом. В компании с богиней справедливости и дочерей солнца ночи и дня. Богиня справедливости провозглашает чтобы Пий единое изучил к этому познанию ведут три пути:
1. путь абсолютной истины, т.е. бытие, есть то что не порождено и неуничтожимо;
2. путь изменчивых мнений ошибок и фальши, которые утверждают, что бытие, было, есть и будет;
3. путь достойный похвалы все о чем говорится и думается есть невозможно думать значит и говорить иначе как думая значит говоря о чем то что есть.
Вывод: Мышление и бытие одно и тоже. Мыслить о предмете и предмет мысли одно и тоже.
Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 800; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!