Универсальность и выразительность карнавального смеха: формы площадной речи, карнавальные жесты, смех и знак, метафоричность карнавальных символов.
Отношение к смеху Ренессанса можно предварительно и грубо охарактеризовать так: смех имеет глубокое миросозерцательное значение, это одна из существеннейших форм правды о мире в его целом, об истории, о человеке; это особая универсальная точка зрения на мир, видящая мир по-иному, но не менее существенно, чем серьезность, поэтому смех так же допустим в большой литературе), как и серьезность. Какие-то очень существенные стороны мира доступны только смеху.
Отношение же к смеху XVII и последующих веков можно охарактеризовать так: смех не может быть универсальной, миросозерцательной формой; он может относиться лишь к некоторым частным и частно-типическим
явлениям общественной жизни, явлениям отрицательного порядка. Существенное и важное не может быть смешным. Не могут быть
смешными история и люди, выступающие как ее представители.
область смешного узка и специфична (частные и общественные пороки). Существенную правду о мире и человеке нельзя сказать на языке смеха, здесь уместен только серьезный тон; поэтому в литературе место смеха лишь в низких жанрах, изображающих жизнь частных людей и общественных низов. Смех – это или легкое развлечение, или род общественно полезного наказания для людей порочных и низких. Так – конечно, несколько упрощенно – можно охарактеризовать отношение к смеху XVII и XVIII веков.
Свое особое отношение к смеху Ренессанс выражал прежде всего самой практикой своего литературного творчества и своих литературных оценок. Но не было недостатка и в теоретических суждениях, оправдывающих смех как универсальную миросозерцательную форму. Эта ренессансная теория смеха строилась почти исключительно на античных источниках.
|
|
Если брать площадную речь того времени, то мы должны говорить о явление фамильярной речи – ругательствах, божбе и клятвах, проклятиях, – а затем речевые жанры площади – «крики Парижа», рекламы ярмарочных шарлатанов и продавцов снадобий и т.п. Все эти явления не отделены китайской стеной от народно-праздничных литературных и зрелищных жанров: они входят в их состав и часто играют в них ведущую стилистическую роль. Бытовые и художественные жанры площади очень часто так тесно переплетаются между собой, что между ними иногда бывает трудно провести четкую границу. Создается та особая площадная атмосфера вольной и веселой игры, в которой высокое и низкое, священное и профанное уравниваются в своих правах и вовлекаются в один дружный словесный хоровод. И такой всегда была речь площадных зазываний. На нее не распространились требования речевой иерархии и условностей, она
|
|
пользовалась привилегиями площадного смеха. Нужно, кстати, отметить, что народная реклама всегда иронична , всегда в той или иной степени сама над собою смеется. На народной площади даже корысть и обман приобретали иронический и полуоткровенный характер. В средневековом площадном и уличном «крике» всегда звучал смех, звучал с большей или меньшей силой.
Если говорить о жестах, то них главным был гротеск.
Билет № 12
1.Универсальность и выразительность карнавального смеха: формы площадной речи, карнавальные жесты, смех и знак, метафоричность карнавальных символов.
2.Мифологические представления древних греков о мире. Древнейшие празднества плодородия в Древней Греции как отражение мифологического мироощущения: культ Деметры.
Билет № 13
1.Традиции и формы карнавальной культуры в современном мире («Король Европы» и «битва» цветов, «бешеный понедельник», FestadelleMarie и представление «Комедии дель Арте» в Венеции и др.).
2.Празднества в Древней Греции в честь Диониса.
Билет № 14
1.Франция XVIII столетия: от Просвещения к утопии (Свобода, Равенство, Братство).
2.Древнегреческие агоны как сакральные праздники и представления:
|
|
Истмийские, Немейские, Пифийские и Олимпийские игры в Древней
Греции.
Билет № 15
1.Французская революция как праздник: революционная семиотика, календарь революции, «Марсельеза» Руже де Лиля – национальный гимн Франции.
2.Праздничный календарь в Древнем Риме и периодизация древнеримской праздничной культуры. Праздники в Древнем Риме периода рабовладельческой демократии: сатура и ателлана, культовые праздники.
Экзаменатор: профессор
Пономарев В.Д.______
Кемеровский государственный институт культуры
Кафедра режиссуры театрализованных представлений и праздников
«УТВЕРЖДАЮ»
Зав. кафедрой РТПП
Шалашов С.С._____
Билет № 16
1.Празднества дореспубликанской поры: стихийность и всеобщий подъем («Счастье исключительное, слишком великое для человека» Ж. Мишле).
2.Зрелища в Древнем Риме времен Империи: «хлеба и зрелищ» как идеология, римский амфитеатр, состязания на колесницах и гладиаторские бои, навмахии.
Экзаменатор: профессор
Пономарев В.Д.______
Кемеровский государственный институт культуры
Кафедра режиссуры театрализованных представлений и праздников
«УТВЕРЖДАЮ»
Зав. кафедрой РТПП
Шалашов С.С._____
Билет № 17
|
|
1.Луи Давид – автор сценарного метода и режиссер массовых празднеств республиканского периода времен Великой Французской революции.
2.Римские триумфы: история появления, ритуал, особенности.
Экзаменатор: профессор
Пономарев В.Д.______
Кемеровский государственный институт культуры
Кафедра режиссуры театрализованных представлений и праздников
«УТВЕРЖДАЮ»
Зав. кафедрой РТПП
Шалашов С.С._____
Билет № 18
1. От майского шеста к дереву свободы: семиотика празднеств республиканского периода времен Великой Французской революции (алтарь Отечества, дерево Свободы).
2.Праздничная культура средневекового города. Цеховые праздники ремесленников.
Экзаменатор: профессор
Пономарев В.Д.______
Кемеровский государственный институт культуры
Кафедра режиссуры театрализованных представлений и праздников
«УТВЕРЖДАЮ»
Зав. кафедрой РТПП
Шалашов С.С._____
Билет № 19
1.Празднества республиканского периода времен Великой Французской революции (праздник Разума, праздник Верховного Существа).
2.Рыцарские турниры как праздники дворян в Средние века.
Экзаменатор: профессор
Пономарев В.Д.______
Кемеровский государственный институт культуры
Кафедра режиссуры театрализованных представлений и праздников
«УТВЕРЖДАЮ»
Зав. кафедрой РТПП
Шалашов С.С._____
Билет № 20
1.Наполеон Бонапарт – создатель праздника-смотра, праздника-парада времен Великой Французской революции.
2.Происхождение и традиции европейского карнавала. Эпоха Возрождения – «золотой век» искусства и карнавала.
Экзаменатор: профессор
Пономарев В.Д.______
Кемеровский государственный институт культуры
Кафедра режиссуры театрализованных представлений и праздников
«УТВЕРЖДАЮ»
Зав. кафедрой РТПП
Шалашов С.С._____
Билет № 21
1.Этимология понятия «праздник», определения понятия. Семантическая обусловленность праздника с понятиями «традиция», «обычай», «обряд», «ритуал», «церемония».
2.Карнавально-праздничная концепция мироустройства – «празднество всем миром», «возрождение и обновление», «праздничность без благоговения», «время изобилия и достатка» (по М.М. Бахтину).
Экзаменатор: профессор
Пономарев В.Д.______
Кемеровский государственный институт культуры
Кафедра режиссуры театрализованных представлений и праздников
«УТВЕРЖДАЮ»
Зав. кафедрой РТПП
Шалашов С.С._____
Билет № 22
1.Концепции праздничной культуры (по А.И. Мазаеву), научное измерение праздника как феномена культуры.
2.Традиции и формы карнавальной культуры эпохи Возрождения в Европе: шуты, «Праздники дураков», карнавальные процессии, миракли, мистерии, моралите, фарсы и соти.
Экзаменатор: профессор
Пономарев В.Д.______
Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 240; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!