Праздник – самый яркий феномен культуры, утверждающий жизненные идеалы.



Билет № 1

Мифологические представления древних греков о мире. Древнейшие празднества плодородия в Древней Греции как отражение мифологического мироощущения: культ Деметры.

Мифы передавались из уст в уста. К нам мифы дошли в поэзии Гомера, Софокла, Еврипида, драматургии (Царь Эдип).

Центроммифологии служит гора Олимп.

По мифам можно воссоздать картину мира в представлении её древних жителей. Так, согласно греческой мифологии, мир населяли чудовища:циклопы и могучие Титаны - дети Земли (Геи) и Неба (Урана). В этих образах греки олицетворяли стихийные силы природы, которые были покорены Зевсом, установившим порядок в мире и ставшим владыкой Вселенной.

Вначале существовал лишь безграничныйХаос, в котором заключался источник жизни мира: всё возникло из Хаоса - и весь мир, и боги, и богиня Земля – Гея, и любовь - Эрос.

Глубоко же под Землёй родился мрачный Тартар - ужасная бездна, полная вечной тьмы.

Создавая мир, Хаос породил Мрак - Эреб и Ночь - Никту. А от Ночи и Мрака произошли Свет - Эфир и День - Гемера. Свет разлился по всему миру, и стали сменять друг друга ночь и день.

Мифологическое мироощущение несомненно отражалось на повседневной жизни людей, но также и на праздничной.

 

МИФ о Деметре.

Деметра — богиня плодородия и земледелия, Древнейшее доолимпийское божество. Главный миф о Деметре связан со сказанием о похищении дочери Деметры, Персефоны, богом подземного мира Аидом. Убитая горем Деметра, девять дней разыскивала дочь, а на десятый день узнала от Гелиоса, что Персефону похитил Аид с согласия Зевса. Разгневанная Деметра покинула Олимп и в образе старухи стала странствовать по земле. Тем временем земля перестала давать урожай, наступил голод, прекратились жертвы богам. Зевс согласился вернуть Персефону матери с тем условием, чтобы она часть года проводила на земле с Деметрой, а остальное время оставалась с Аидом в подземом царстве. Тогда Деметра возвратилась на Олимп, и земля вновь стала приносить дары. По другому мифу, Деметра, уйдя с Олимпа, в образе старухи пришла в Элевсин. Жена элевсинского царя Келея, Метанира, взяла Деметру в няньки к своим сыновьям Демофонту и Триптолему. Решив сделать одного из детей бессмертным, Деметра натирала его амброзией и держала по ночам над огнем. Однажды мать увидела сына, объятого пламенем, и набросилась на Деметру. Ребенок выпал из рук богини и погиб в огне. Тогда Деметра открылась Метанире и Келею. Второму сыну, богиня подарила колос пшеницы и научила его возделывать землю, повелев ему научить земледелию всех людей.

Культ Деметры:

Культ Деметры проходил в 2 этапа: 1 – печальный — «Элевсинские мистерии», когда Персефона находилась в подземном царстве — осень; 2 – встречу матери с дочерью и приход весны на землю.

Литература: Обрядовая сторона культов Древней Греции Камад Илона М.

Первоначально целью любой праздничной церемонии было соприкосновение с божественной силой через поклонение культу божества. Ритуальная церемония сопровождалась торжественным шествием жрецов и жертвоприносителей к храму или к алтарю для жертвоприношения животных божеству. Приносились в дар также и предметы утвари – их люди посвящали божествам, прося о милости к себе и близким. Шествие сопровождалось песнями и плясками в честь богов.

 

Концепции праздничной культуры (по А.И. Мазаеву), научное измерение праздника как феномена культуры.

Основные концепции праздника (по А.И. Мазаеву).

 

1. Цикловая концепция праздника.

Снегирев впервые обратил внимание на тот факт, что праздник и праздничный календарь структурирует время и определяет ритм жизни крестьянской общины. Праздничные дни, обозначенные именамиСвятых или Церковными событиями,обозначают периоды времясчисления в соответствии с календарными циклами,которые заложены в самой природе, в смене времен года.

 

2. Мифологическая концепция праздника (Буслаев, Афанасьев).

Объясняетмиросозерцательный смысл праздника на основе мифологии древних славян.Времена года, их смена, явления природы и борьба стихий– таково содержание этих мифов и символического смысла праздничной обрядности.

 

3. Аграрно-продуцирующая теория (Пропп), основанная на трех гипотезах:

А)в основе празднеств - мифология и соответствующий ей культ божеств;

Б)формы праздничной культуры имеют исключительно магическое

содержание;

В)праздничный календарь определяет ритм времени в жизни человека. Концепция заимствования в русской фольклористике раскрывает эстетико-культурные особенности народного праздника (Веселовский, Аничков)

Эстетическое содержание традиционного праздника Аничковраскрывает на основе пространственно-временной совмещенности обрядовых действий, игрищ, а также литературно-поэтического и любого другого художественного творчества.

 

4. Концепция праздника Фрэзера.

 

Основу составляет всеобщий миросозерцательный смысл праздникавсеобщее возрождение на новых началах. Семантика праздничной культуры соответствует мифу об умирающем и воскресающем божестве растительности (Деметра и Персефона и др.).

 

5. Социальная концепция праздника (Адриан Пиотровский)

Дает определение праздника, в котором праздничные формы культуры предстают как дни кратковременного высвобождения празднующих из «власти социальных отношений…, будничной суеты…, то были «дни свободы»».

 

6. Игровая концепция праздничной культуры (Й. Хейзинга).

 Хейзинга именует праздник «священной игрой». В празднике «нечто невидимое и невыразимое принимает прекрасную, существенную, священную форму». Игровое действие праздника делает актуальным и представляет участникам «некое благо, и некий высший порядок вещей освящает при этом их обычную жизнь». При этом праздник через представление сохраняет во всех аспектах формальные признаки игры.

Игра делает культуру, старше ее.

Праздник – воплощение идеалов жизни, священного, высшего порядка вещей.

 

7. Ивент-концепция праздничной культуры рассматривает праздничные формы (праздники, фестивали, выставки, церемонии, презентации и т.д.) как систему специальных событий в общей стратегии современного ивент-менеджмента: праздничные формы проектируются и проводятся в целях формирования позитивного имиджа организации, привлечения внимания общественности к организации, ее деятельности, руководству, развитию социальных коммуникаций и социального партнерства, становлению и развитию корпоративной культуры организации.

 

Праздник – самый яркий феномен культуры, утверждающий жизненные идеалы.

Бахтин: «Празднество (всякое) – это очень важная первичная форма человеческой культуры… Празднество всегда имело существенное и глубокое смысловое миросозерцательное содержание…»

Билет № 2

1.Празднества в Древней Греции в честь Диониса.

МИФ О ДИОНИСЕ.

«Дважды рожденный».

Был он сыном Зевса и смертной. Поклялся ей Зевс исполнить любую просьбу — и вот, по наущению Геры, попросила Семела, чтобы Зевс предстал перед ней во всем величии бога-громовержца. Когда явился Зевс втаком обличии, огонь охватил дворец и Семелу. Она погибла, но Зевс выхватил ребенка из огня, а так как младенец был слишком мал и слаб, чтобы жить самостоятельно, то зашил его Зевс себе в бедро. Окреп Дионис в теле своего отца и тогда родился второй раз из бедра громовержца Зевса.

Диониса укрывают от Геры. После нового рождения Дионис был передан на воспитание сестре Семелы, у которых он и жил некоторое время, переодетый девочкой. Однако даже переодевание не могло укрыть его от Геры, которая перенесла свою ненависть и на ребенка. Надеясь, что Афамант убьет Диониса, она наслала на него безумие. Однако тот убил только своего сына, приняв его за оленя, а Диониса унес от опасности Гермес.

Желая получше укрыть Диониса от преследования со стороны Геры, Гермес отнес его к нимфам на гору Ниса (при этом, чтобы Гера не заметила его, Дионис был превращен Зевсом в козленка). Нисейские нимфы поселили Диониса в прохладном горном гроте, ухаживали за ним, кормили его медом. Ребенок Зевса в память своего пребывания на Нисе получил имя, которое состоит из имени отца (Дий, то есть Зевс) и названия места, где он был воспитан; так возникло его имя.

Именно на Нисе Дионис сделал свое важнейшее открытие — научился изготовлять из сока винограда веселящий душу напиток.

Первая трагедия из-за вин.

Дионис дал вино Икарию. Тому понравилось, и она угостил друзей. Те напились, и подумали, что он его отравил. Убили Икария. Дочь его обезумела от горя и повесилась на ветке дерева над телом отца. Дионисий прогневался. Наслал безумие на всех девушек, те давай вешаться. Тогда афиняне наказали тех убийц Икария, а девушки в память о его дочери теперь качались на качелях на дереве.

Вакханки. В странствиях Диониса сопровождала толпа мужчин и женщин. В венке из винограда он шел или ехал верхом на пантере, а вокруг него в танце неслись вакханки (Вакх) — женщины, посвятившие себя служению Дионису. В руках у них были — жезлы, увитые плющом, они были одеты в шкуры оленей и опоясаны задушенными змеями. В священном безумии они сокрушали все, что попадалось им на пути. С возгласами «Вакх, Эвое!» они били в тимпаны, руками терзали на части попавшихся им диких зверей, из земли и скал высекали своими тирсами молоко и мед, вырывали с корнем встречные деревья. Их буйное шествие увлекало за собой всех встречных людей.

Сатиры. Кроме вакханок Диониса повсюду сопровождали сатиры — существа, похожие на человека, но с телами, покрытыми шерстью, козлиными ногами, рожками и лошадиными хвостами.

КУЛЬТ ДИОНИСА.

Так как Дионис был связан с выращиванием винограда

Малые Дионисии (сельские): в декабре-ноябре. Проба молодого вина. По греческим селениям в этот день ходили шумные процессии, в которых участвовали все — и мужчины, и женщины, и свободные, и рабы. Участвовавшие в этих процессиях несли священные предметы и символы Диониса - виноградные ветви и сосуды с вином. У храма Диониса совершались жертвоприношения, а затем начинались пирушки и развлечения.

В феврале справляли еще один праздник –Ленеи – праздник с представлениями, а вскоре после них — Анфестерии(праздник весны).

Но главным праздником в честь Диониса были Великие Дионисии, которые праздновали в конце марта — начале апреля. Он длился целую неделю и отмечался с большой пышностью. Но, пожалуй, для нас важнее не эта пышность, а то, что именно с этим праздником связано зарождение театра.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 739; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!