От майского шеста к дереву свободы: семиотика празднеств республиканского периода (алтарь Отечества, дерево Свободы).



Дерево свободы

Дерево было символом просветительских идей, поэтому Конвент принял закон о дереве свободы.

 

Им стал дуб, который символизировал прочность и долговечность. В 1790 году его посадили на Марсовом поле и он венчал алтарь отечества, был украшен красным фригийским колпаком.

 

Дерево стало симбиозом революционной мифологии о свободе, равенстве, братстве и народного фолькора – праздник майского дерева и крестьян.

 

К шесту с «украшениями» в виде мерок для зерна, решета, флюгера, взятого с замка, прибивали надписи: «Да здравствует нация», «Да здравствет закон»

 

И в том и в другом обычаем не заботились о том сколько дерево проживёт. Их вкапывали, а не сажали. Дерево было всего лишь символом и украшалось лентами, венками, напоминая больше шест.

 

В революционном дереве сочетались магический символ возрождения весны и идеи равенства, свободы.

 

Посадка дерева свободы после 1790 года считалась революционной традицией по всей Франции по нескольким причинам:

 

1) Изгнание муниципальных чиновников, прослывших аристократами. В церемонии принимали участие только истинные республиканцы.

 

2) Молодые люди, обычно подростки, находили нужное дерево в лесу, выкапывали его и торжественно несли в город ли деревню. В процессии часто принимали участие беременные женщины со знамёнами.

 

3) Посадка дерева на центральной площади и украшение его трёхцветными лентами и фригийским колпаком. Делали это молодые девушки. Невесты, если такие были, обязывались повязать свою ленту. Правила посадки дерева – сажать надобно с необходимо подобаемой

 

пышностью и даже танцы надо было танцевать более церемонно, нежели обычно. Обязательное исполнение марсельезы

 

4) Защита дерева от обидчиков обеспечивалась обношением его балюстрадой, каменной стеной или колючей проволокой. Полив дерева свободы – символичен, его поливали вином или шампанским из бочки, украшенной гирляндами. Делали это матери семейств, дабы произрости семена свободы в своих детях.

 

5) Дереву давали имя

 

 

Экзаменатор: профессор

Пономарев В.Д.______

 

 

Кемеровский государственный институт культуры

Кафедра режиссуры театрализованных представлений и праздников

«УТВЕРЖДАЮ»

Зав. кафедрой РТПП

Шалашов С.С._____

Билет № 6

1.Римские триумфы: история появления, ритуал, особенности.

2.Луи Давид – автор сценарного метода и режиссер массовых празднеств республиканского периодавремен Великой Французской революции.

 

Экзаменатор: профессор

Пономарев В.Д.______

 

Кемеровский государственный институт культуры

Кафедра режиссуры театрализованных представлений и праздников

 

«УТВЕРЖДАЮ»

Зав. кафедрой РТПП

Шалашов С.С._____

Билет № 7

 

1.Праздничная культура средневекового города. Цеховые праздники ремесленников.

2.Празднества дореспубликанской поры: стихийность и всеобщий подъем («Счастье исключительное, слишком великое для челове­ка» Ж. Мишле).

 

 

Билет № 8

 

1.Рыцарские турниры как праздники дворян в Средние века.

2.Французская революция как праздник: революционная семиотика, календарь революции, «Марсельеза» Руже де Лиля – национальный гимн Франции.

 

Билет № 9

Происхождение и традиции европейского карнавала. Эпоха Возрождения – «золотой век» искусства и карнавала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Базары и ярмарки, празднества под открытым небом сопровождались танцами, маскарадами, играми, шествиями.

Европейская культура (XVI – XVIII в.в.) – культура тех государств, которые исповедовали христианство.

Новая идея, на первое время объединявшая людей, но оказавшаяся утопией и ошибкой построение рая на земле (когда человек познает все тайны природы и будет жить в согласии с ними). Это время, когда вся Европа находится в состоянии войны: классовой, религиозной, национально-освободительной. Англия – война алой и белой розы, казнь Карла: противостояние католиков и пуританцев; Германия – национально-освободительные войны; Франция – Варфоломеевская ночь; Испания – торжество инквизиции и т.д. В искусстве – мысль: человек не бог, а тварь, тварь которая может подняться через разум. Наблюдается бурный расцвет науки и техники: научные открытия (водяное колесо, огнестрельное оружие, часы, телескоп, бумага, книгопечатание); открытия географические (земля -шар); развивается астрономия и физика (явление магнетизма, кинематика, гидроакустика, современная алгебра); философия, анатомия, биология и т.д. Все это оказывает огромное влияние на искусство, культуру. На смену богатству, рыцарской чести, знатности приходит знание, качества личные человека.

В праздничной культуре – античные сюжеты, театральность, костюмность, опера, комедия масок. Национальные мотивы, танцы, песни не слышны, это в прошлом, обыденном, банальном. XVII век – век салонов: общение, угощение, чтение пьес, романов, стихов, исполнение музыкальных произведений. Реабилитирован театр, постепенно городские и дворянские празднества ликвидируют монополию церкви в праздничной жизни общества.

Но для бедняков клубом является кабак, а по воскресеньям – церковь. И только на короткий срок сливаются две праздничные линии – официальная и народная – это происходит в празднествах Великой Французской революции.

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 371; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!