Навмахия в Риме, Марсово поле.



Это было большое здание, окружавшее искусственный водоем и оборудованное галереями для зрителей. На поверхности водоема, целого озера по своим размерам, плавали самые настоящие боевые суда с двумя, тремя и даже четырьмя рядами весел. Палубы кораблей были заполнены вооруженными людьми в незнакомых одеждах.

По знаку Цезаря, началось что-то невообразимое: с полного хода корабли стали таранить друг друга, а экипажи их устроили резню, сопровождаемую воплями, проклятиями, предсмертными стонами...

Так была инсценирована морская битва, происходившая некогда в действительности между тирским и египетским флотами. В «забаве» участвовало 4000 гребцов и 2000 бойцов — пленных, обращенных в рабов-гладиаторов, и осужденных на смерть преступников. Сколько из них погибло — неизвестно, но, должно быть, немало: вскоре после сражения водоем вынуждены были засыпать, так как исходившие из него трупные испарения вызвали в городе многочисленные заболевания. «Потешный» бой пришелся тем не менее по вкусу: греческое слово «навмахия» сразу же прочно вошло в зрелищный лексикон римлян. Впоследствии навмахиями стали называть и сами здания, окружавшие водоемы для сражений; корабельные же гладиаторы получили прозвище навмахиариев.

Затем навмахии устраивал император Август во 2 веке.

Однако навмахии Юлия Цезаря и Августа казались просто детскими играми по сравнению с колоссальной битвой, которую дал Клавдий I в 52 году нашей эры. В тот год было закончено сооружение важного ирригационного канала в Апеннинских горах, отводившего излишки воды из Фуцинского озера. По поводу окончания работ на озере устроили навмахию с участием 100 судов и 19 000 человек. На этот раз был представлен бой сицилийцев с родоссцами.

Когда с помощью замысловатых механизмов из озера вынырнул серебряный тритон и протрубил сигнал к сражению, а бойцы на кораблях провозгласили заученное: «Живи и здравствуй, император! Обреченные на смерть приветствуют тебя!» — произошло непредвиденное. Нетерпеливо ожидая начала побоища, Клавдий вдруг ответствовал: «Здравствуйте и вы!!..» После таких его слов никто уже не хотел сражаться, полагая, что император дал на то свое «милостивое» согласие.

Такого случая еще не бывало, и толпы зрителей, издалека пришедшие в Апеннины, замерли в ожидании дальнейших событий. А честолюбивому Клавдию, не желавшему срывать навмахии, пришлось, по насмешливому замечанию историка Светония, соскочить со своего места и долгое время отвратительно ковылять вдоль берегов озера, то угрожая бойцам, то упрашивая, пока он все же не заставил навмахиариев драться...

Таковы были римские навмахии, воспроизводившие наиболее известные морские сражения древности. Правдоподобие в подражании заходило здесь так далеко, что на потеху толпы не только потоплялись настоящие корабли, но и беспощадно избивались их экипажи. Правда, сражения на судах устраивались значительно реже, чем, например, состязания на колесницах в цирках; но это объясняется отнюдь не гуманностью устроителей навмахии, а тем, что снаряжение военных кораблей требовало громадных денежных затрат — даже по сравнению с упомянутыми состязаниями, обходившимися очень дорого.

Так в историю цирка Древнего Рима наряду с боями гладиаторов и бестариев-звероборцев была вписана еще одна страница кровавой политики «хлеба и зрелищ».

Гладиаторы.

Гладиаторами становились в основном военнопленные, рабы, осужденные преступники, похищенные жители, в редких случаях авантюристы из числа свободных граждан в целях обогащения. В период наибольшего процветания гладиаторских боев в Римской империи насчитывались сотни тысяч гладиаторов, для подготовки которых были созданы гладиаторские школы, где под руководством специальных инструкторов рабы изучали приемы гладиаторского искусства. Даже некоторые из римских императоровпринимали участие в борьбе с дикими зверями на арене амфитеатра, хотя подобные увлечения людей благородных званий не вызывали одобрения у простого народа. Император Коммод (II в. н.э.), по свидетельству его биографа, выступал на арене как гладиатор 735 раз, а диких зверей убил собственной рукой много тысяч, в том числе и слонов. Он отличался необыкновенной силой, пронзая пикой слона насквозь, прокалывая рогатиной рог дикой козы, убивая с первого удара громадных зверей.

Популярность гладиаторских боев того периода объясняется массовыми потребностями эпохи в развлечениях и зрелищах, а также некоторой инсценировкой участия народа в отправлении правосудия над осужденными и мошенниками.

Хотя следует сказать, что некоторые из римских мыслителей (философов) не одобряли такой вид развлечения народа. К их числу, например, принадлежал Луций Сенека (4 г. до н.э. - 65 г. н.э.), который писал: «...Ни о каком развлечении здесь нет и речи, здесь идет сплошная человеческая резня... У каждого из этих несчастных фехтовальщиков конец один - смерть».

Гладиаторские бои были запрещены в 404 г. н.э. императором Гонорием, В то же время Гонорий устраивал в Риме роскошные зрелища, составной частью которых были состязания по борьбе, конные состязания и травля диких зверей.

Амфитеатр.

На протяжении многих столетий существования Рима, его правители стремились не только укрепить свою власть на политической арене, но и завоевать уважение народа. Важную роль в этом процессе играл именно амфитеатр – античное архитектурное сооружение, предназначавшееся для публичных зрелищных выступлений, гладиаторских боев и представлений с участием диких животных. Помимо кровопролитных воин, являвшихся неотъемлемой частью в борьбе за становление города, а потом и целой Империи, в жизни римлян присутствовали и более приятные моменты.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 251; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!