Этнические характеристики личности. Виды инкультурации. Факторы становления этнического сознания и самосознания.
Этническое (национальное) сознание представляет собой отражение народом своего прошлого, настоящего и будущего бытия в духовной и материальной культуре, а также в обыденном сознании (национальные традиции, обычаи, привычки и пр.).
Этническая идентификация подразумевает процесс отождествления личности с национальной общностью, к которой она принадлежит. Данный процесс может быть осознаваемым и мало осознаваемым. Обычно этническая идентификация сопровождается эмоциональными переживаниями. Данный феномен рассматривается как механизм формирования этнического самосознания
Этническое самосознание может также проявляться в виде осознания субъектом своей этнической общности. Наблюдается эффект, напоминающий приобщение человека к религиозным организациям. Осознавая себя членом какой-нибудь этнической группы, человек подавляет в себе страх перед обществом в целом… Члены данной группы представляются ему близкими людьми, на них возлагаются личностные надежды индивида. Он чувствует себя уверенней и ощущает «мнимую» поддержку.
Этническое самосознание может также проявляться в моменты приобщения к культуре своих предков.
На формирование этнопсихологических особенностей народа влияют многие факторы. Социально-экономические условия жизни являются главным фактором становления и формирования духовной жизни людей, их психологических характеристик. На формирование психологии этносов большое влияние оказывает политика и идеология, господствующие в обществе. Группа, стоящая у власти, стремится распространить свою идеологию и психологию до общенациональных масштабов. Своеобразие психологии этноса может быть обусловлено и религией. В ходе распространения мировых религий сложившаяся религиозная система накладывалась на местные традиции, обычаи и привычки. В результате происходило взаимное изменение как местных нравов, так и религиозных концепций. На формирование этнопсихологических особенностей влияли значимые события в истории народа (длительные войны, стихийные бедствия, освоение земель и пр.) и межнациональный опыт общения. Определенное значение для образования этнопсихологического своеобразия имела географическая среда. Важная роль в изменении психологии народов принадлежит миграциям. Перемещающимся представителям этноса приходится адаптироваться к новой географической среде и культурным условиям.
|
|
Проживание в сходных экономических, социальных и природно-экономических условиях обусловило возникновение одинаковых черт в национальном характере различных народов, похожих между собой норм и правил поведения. В быстро меняющихся общественно-политических и экономических условиях этнопсихологическое своеобразие народа является относительно устойчивой системой. Вместе с изменением основополагающих детерминант происходит и незаметное изменение этнопсихологических характеристик
|
|
Каждому человеку предстоит жить в обществе, поэтому социальная интергрированность является важным фактором. С самого раннего детства человек усваивает принятые манеры поведения, образцы мышления до тех пор пока большинство из них не становятся привычными.
Понятие «инкультурация» подразумевает обучение человека традициям и нормам поведения в конкретной культуре. Инкультурация включает в себя формирование основополагающих человеческих факторов такими как типы общения с другими людьми, форму поведения с другими людьми, оценочное отношение к различным явлениям окружающего мира. Процесс И. является более сложным и затяжным чем Социолизация., т.к. усвоение культурных норм, ценностей, традиций, обычаев происходит гораздо медленнее.
Содержание процесса инкультурации состоит в приобретение следующих знаний и навыков:
- жизнеобеспечение – профессиональная деятельность, дом труд, приобретение и потребление товаров и услуг.
|
|
- личностное развитие – приобретение общего и проф образования, общая активность, любительские занятия (хобби)
- социальная коммуникация – формальное и неформальное общение, путешествия, спорт
- восстановление энергетических затрат – потребление пищи, соблюдение личной гигиены, пассивный отдых и сон
Ч-к меняет свои взгляды на жизнь, привычки, вкусы в течение жизни. Все изменения происходят под непосредственным влиянием социокультурного окружения вне которого инкультурация невозможна. Способы передачи любой информации:
- вертикальная трансмиссия – в ходе которой социокультурная информация передается от род-лей к детям
- горизонтальная трансмиссия – освоение культурного опыта идет в общении со сверстниками
- непрямая трансмиссия – индивид обучается у окружающих его людей (соседи, учителя)
Психологические мех-мы инкультурации:
1. Имитация – осознанное стремление ребенка подражать определенной модели поведения.
2. Идентификация – способ усвоения детьми родительского поведения, установок и ценностей как своих собственных
3. Стыд, чувство стыда – появляются если застали на месте преступления, разоблачили и опозорили
|
|
4. Чув-во вины – связано с теми же переживаниями, но для его появления не нужно разоблачения, достаточно голоса своей совести, который говорит, что вы поступили плохо и вы будете мучаться от сознания совершенного вами плохого поступка. Т.е. речь идет о наказании самого себя.
В процессе инкультурации задействовано большое кол-во людей и общественных институтов, которые получили название агентов и институтов соответственно. Их можно подразделить на несколько групп в зависимости от выполняемой функции:
1. Опекуны – ф-ция: уход за ребенком, удовлетвор-е его физ и эмоц потр-ей
2. Авторитеты – прививают ребенку культурные нормы и ценности на собственном примере
3. Дисциплинаторы – распределение наказаний
4. воспитатели – целенаправленная передача социокультурных знаний и навыков
5. Компаньоны – агенты и институты, занимающие равное положение с ч-ком и осуществляют совместную д-ть.
6. Сожители – проживающие в одном доме с индивидом.
Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 219; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!