Развитие, методология, проблематика этнопсихологических
Исследований.
Еще древние греки описывали специфические психологические особенности наций. Гиппократ считал, что различия между народами в обычаях, поведении связаны с климатом и природой. Геродот - основатель этнографии. Его труд «История» описывал обычаи, поведение, характер. Греки все народы сравнивали с греками. Гай Юлий Цезарь написал несколько работ : «Нравы галлов», «Нравы германцев».
Первые попытки сделать народы предметом психологических наблюдений были предприняты в XVII веке. Именно среда и климат рассматривались в качестве факторов, лежащих в основе различий между ними. Французские просветители XVIII века ввели понятие «дух народа» и также пытались объяснить проблему его обусловленности географическими факторами (Ш. Монтескье полагал, что людьми управляют очень многие факторы: климат, религия, законы, примеры прошлого, нравы, обычаи). Английский философ Д. Юм считает природные условия жизни общности (воздух, климат), факторами определяющими характер, темперамент, традиции труда и быта. Однако главным в становлении национальных черт, по мнению Юма, являются социальные (моральные) факторы. Важным вкладом в развитие знания о характере наций являются произведения немецкого философа Г. Гегеля. В «Философии духа» он также рассматривает проблемы характера наций и рас. Национальный характер, по Гегелю, есть проявление субъективного духа в различных природных условиях, которые, по существу, определяют специфику духовного мира наций и рас. Среди авторов, изучающих народную психологию, нельзя не назвать французского ученого Г. Лебона. Целью этнопсихологических исследований Лебон считал описание душевного строя исторических рас и определение зависимости от него истории народа, его цивилизации. Он утверждал, что история каждого народа зависит от преобразование души народа, которое ведет к преобразованию учреждений, верований, искусства. Лебон делит народы на первобытные, низшие, средние и высшие. Среди высших народов он выделяет только европейцев.
|
|
Основоположниками этнической психологии в России можно считать Г. Г. Шпета, С. И. Королева, И. С. Кона, Б. Ф. Поршнева, в экспериментальном плане — А. Р. Лурию и Г.У. Кцоеву (Солдатову).
Уже в середине XIX в. предпринимались попытки обоснования самостоятельного направления, центром исследований которого была бы психология народов. Основателями новой дисциплины были немецкие ученые М. Лацарус (1824-1903) и X. Штейнталь (1823-1899). Основное понятие – «дух целого» или «Народ» - это психологическое единство людей, принадлежащих к одной нации, отображается в обычаях. Народный дух понимается как психическое сходство индивидов, принадлежащих к одному народу и одновременно как их самосознание (народ есть некая совокупность людей, которые смотрят на себя как на один народ, причисляют себя к одному народу).
|
|
Основными задачами "Психологии народов" является:
а) психологически познать сущность народного духа и его действия;
б) открыть законы, по которым совершается внутренняя духовная или идеальная деятельность народа в жизни, в искусстве и в науке и
в) открыть основания, причины и поводы возникновения, развития и уничтожения особенностей какого-либо народа.
Продолжил развивать психологическое направление Вильгельм Вундт (1832— 1920). Двадцать лет своей жизни он посвятил написанию десятитомной "Психологии народов". В ней он развивал положение о том, что высшие психические процессы людей, в первую очередь мышление, есть продукт историко-культурного развития сообществ людей. Предполагал, что вся психология должна делиться на 2 направления: 1) экспериментальная (физиологическая), 2) психология народов , «дух целого» связан с языком, обычаями, традициями и мифами.
Сейчас на Западе существуют 2 направления этнопсихологии :
|
|
1. Психологическая антропология.
2. Сравнительно-культурная (кросскультурная психология). Отличаются методами исследования.
Изучая психические процессы у представителей этнических групп, этнопсихология применяет определенные методы исследования.
Emic-методы используются в антропологии. Это культурно-специфический метод, цель которого – понять явления. Культуры надо понять , не сравнивая (н-р, ритуалы, что они значат для людей). Особенности emic-метода: 1. изучается только одно явление (одна культура), 2. используются специфические для данной культуры единицы анализа и термины. 3. любые элементы культуры изучаются с т.з. участника. 4. структура исследования заранее неизвестна, она постепенно раскрывается в ходе исследования.
Etic- метод называется универсалистским, подразумевает сравнение культур (н-р, исследовали каузальную атрибуцию индейцев и американцев), сравнивают общую к-либо теорию. Особенности etic-подхода: 1. изучают и сравнивают несколько культур. 2. используются единицы анализа и сравнения, которые считаются свободными от культурного влияния. 3. исследователь занимает позицию внешнего наблюдателя. 4. структура известна заранее.
Триандис говорил, что самый подходящий etic-emic-etic подход. Сначала первый etic заключается в выделении общих категорий (теория, предмет, объект, задачи), затем с этой теорией вы погружаетесь в культуру (emic-подход), используются культурно-специфические методы для основных категорий, выделенных в 1-м etic-подходе. Полученные данные сравнивают (2-й etic-подход). культур ()в ходе исследования.ал,что различия между народами в обыч
|
|
Этническая идентичность – это осознание принадлежности себя к определенному этносу.
Подходы:
1) примордиалистский – этничность (этническая идентичность) - первоначальная характеристика индивида, основа – кровное родство, общее происхождение и территория, общая страна и культура. Теория этногенеза Гумилева.
2) Инструменталистский подход – этничность как средство достижения групповых интересов.
3) Конструктивизм - рассматривает этничность как ситуативный, нередко «навязанный» феномен, как очень изменчивое и подверженное манипуляциям явление группового сознания.
4) Модернисты -
Стефаненко изучает ее закономерности. Компоненты этноидентичности:
1. Когнитивный – представления об особенностях;
2. Аффективный – определенное отношение к своей группе, оценка качеств своей группы.
3. Поведенческий.
Этничность имеет свои особенности:
1. Этничность имеет исторические корни. Американский антрополог Ж.Девос рассматривает этническую идентичность как форму идентификации, обращенную в прошлое и воплощенную в культурной традиции индивида или группы.
2. Этничность мифологична и опирается на идею общей культуры, происхождения и истории.
3. Этничность зависит от внешних обстоятельств.
4. Она разделяется на культуру для «внешнего» и «внутреннего» пользования, скрытую от посторонних, то есть на отношения вне и внутри общества.
5. Этничность является формой солидарности людей для выполнения каких-то социальных и культурных задач.
6. Этничность является фактором формирования этнической оппозиции.
7. Этничность связана с глубокими эмоциональными связями с группой и моральными обязательствами по отношению к ней.
Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 378; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!