Глава 3. Технологический процесс выполнения русской иконы



Выбор основы и ее обработка

Доска для иконы готовиться из таких пород дерева как липа, сосна, ель, ольха, лиственница, пихта, кипарис, бук и др. Предпочтение надо отдать кипарису, липе и ольхе. Кипарисовые доски не коробятся от атмосферных воздействий, и вниз не заводиться жучок-точильщик, благодаря специфическому запаху кипариса. Липовые и ольховые доски удобны своей легкостью, так как иконопись требует горизонтального положения доски и позволяет, для удобства иконописца, поворачивать икону в разных направлениях. Доски березовые, особенно осиновые, еловые и других малоценных пород, непрактичны: они или очень смолисты, или очень рыхлы и восприимчивы к переменам температуры и влажности воздуха, от чего коробятся и трескаются. Совсем не пригоден дуб из-за своей особой структуры, способной трескаться под левкасом.

Доска, предназначенная для иконы, должна быть из хорошо высушенного дерева. В древности просушка велась на отрытом воздухе и весьма длительное время. В цельной доске, с целью предохранения в тыльной стороне, поперек древесного волокна, делаются расширяющиеся вглубь доски прорезы, в которые вставляются шпонки – узкие дощечки, сделанные по форме паза и приготовленные из более крепкого дерева, чем сама доска (в моем случае из дуба).

В данной дипломной работе, готовилась доска из липы, шпонки были сделаны из дуба (рис.28).

Для изготовления применялись приспособления, инструменты, материалы, оборудование и расходный материал:

 1. Приспособления:

-Ручные тески – предназначены для зажима древесины, для упрощения работы с ним на вертикальной поверхности.

 

Рисунок 29 – Заготовка основной поверхности.

 

2. Оборудование: (ручные электрифицированные инструменты)

- Электрический лобзик – предназначен для распиливания древесин: липы и дуба.

- Фуговальный станок – предназначен с целью получения идеально ровной плоскости.

- Шлифовальная машинка – предназначена для полирования древесины (липы).

3. Инструменты:

- Линейка – предназначена для измерения длин и толщин доски, а так же для проведения идеально прямых линий.

- Карандаш – предназначен для разметки линий, а так же для зарисовки эскизов.

- Ластик – предназначен для удаления с поверхности линий карандаша а так же загрязнения.

4. Материалы:

- Сосна – легкая древесная порода, которая хорошо поддается обработки. Используется в качестве основной поверхности (рис.28).

- Дуб – использую его бруски для изготовления шпонок.

5. Расходный материал:

- Наждачная бумага – 80 – предназначена для грубой обработки, 120 – предназначена для средней обработки, 220 – предназначена для более гладкой обработки, 320 – предназначена для чистовой обработки. Наждачная бумага используется с целью получения гладких поверхностей

- Клей ПВА – поливинилацетатная дисперсия, клей ПВА предназначен для склеивания дубовых шпонок к поверхности.

 

Наложение грунта

 

Подготовка доски к грунтовке заключается в следующем. Если доска очень гладкая, ее лицевую сторону следует зазубрить. Для этого существует специальный инструмент (цикля), похожий на обыкновенный рубанок, но его лезвие имеет мелкие зазубрины. Или можно воспользоваться обычным резаком. Это делается для того, чтобы паволока, а с ней и грунт держались крепче. Если в новой доске на лицевой поверхности есть сучки (особенно часто они бывают в кипарисовых досках), их необходимо выбрать и заделать деревом на клею. У сучков есть свойство при высыхании древесины (сами они не ссыхаются) выступать из поверхности доски. Если их оставить, впоследствии они выбьют и грунт.

Для дальнейшей обработки доски под левкас необходим, прежде всего, клей. Обычно пользуются клеем животного происхождения: столярным, желатиновым, рыбьим. Вместо клея может использоваться желатин. Она получается из выварки шкур животных, имеет два вида: пищевая желатина (совершенно бесцветная) и техническая. Склеивающая сила желатины уступает лучшему сорту кожного клея. Для грунтовки доски необходим также левкас. Не гипс, не алебастр, не белила не заменяют в данном случае левкаса, дающего после окончательной обработки особый эффект гладкости и прозрачности. Кроме того, наблюдения показывают, что алебастровые грунты при неблагоприятных условиях разрушаются сильнее, чем меловые, в них происходит разрыхление и распыление левкаса.

В данной дипломной работе я использовала готовый левкас фирмы «Таир», 250 мл.

 

Рисунок 30 – Грунт левкас, который использовался.

Другим материалом при подготовке доски является паволока. Это название связано с понятием «наволакивания», «паволакивания», «заволакивания» доски под левкас тканью (рис.30). «Паволока» - это льняная или пеньковая, но обязательно редкая ткань, чтобы под ней не задерживался воздух при наклеивании на доску, пригодна и марля. Совсем не пригодны цветные ткани. Для наложения грунта на доску нужен деревянный, стальной или резиновый шпатель. Для заглаживания и окончательной шлифовки грунта употребляется наждачная бумага самой мелкой зернистости.



Рисунок 31 – Паволока, которая использовалась в работе

 

Материалы

Для того чтобы приступить к росписи иконы, понадобятся следующие материалы:

1. Калька и листы чистой писчей бумаги, на которые будет переводиться рисунок.

2. Подставка, в соответствии с рисунком 32, употребляющаяся для проведения прямых линий, негнущаяся, сделанная из твердого дерева. Снизу к ней можно подклеить с обоих концов суконные возвышения, чтобы при пользовании ее можно было класть непосредственно на икону, не опасаясь повредить незакрепленные краски.

3. Эмаль. Будет применима как покрытие обратной стороны иконы. Ей можно сделать рамку.

 

 

Рисунок 32 – Подставка под руку

 3. Синтетические кисти, в соответствии с рисунком 33.Для нанесения красок используют самые разные кисти, преимущественно синтетические, все зависит от заданной цели. Для покрытия материала сплошным слоем однотонной краски используют широкие плоские кисти. Для прорисовки более мелких деталей и участков рисунка используются кисти как среднего размера, так и самые маленькие.

 

Рисунок 33 – Кисти для росписи

 

4. Игла. В целях сохранения рисунка, который потом весь закрывается краской, иногда наносится «графья», то есть тонкая царапина по контуру или в тех местах, где предполагается темный цвет, плотно закрывающий линии рисунка. Графья наносится швейной иглой крупного размера, остро заточенной и воткнутой в небольшое древко-рукоятку.

 

5. Масляные краски, в соответствии с рисунком 34.

 

Рисунок 34– Художественные масляные краски «Сонет».

 

6. Льняное масло, в соответствии с рисунком 35 . Оно сравнительно быстро высыхают и образуют твердую эластичную, прочную, нерастворимую в органических растворителях пленку. Также можно использовать: конопляное, тунговое и некоторые другие масла.

Рисунок 35– Льняное масло, использовалось в работе.

7. Разбавитель № 1,2,4; в соответствии с рисунком 36. Представляет собой смесь живичного скипидара и уайт-спирита. Применяется он в менее ответственных работах, например в эскизах. Разбавитель № 2, по-сути является уайт-спиритом и используется для мытья кистей. Разбавитель № 4 или пинен, он считается лучшим разбавителем и применяется в ответственных живописных работах.

 

Рисунок 36 – Разбавители, применяемые в работе.

 

Процесс изготовление эскизов

Когда поверхность левкаса готова, приступают к нанесению рисунка. Рисунок является очень ответственным моментом работы. В старых иконописных мастерских нанесение рисунка на доску поручалось наиболее опытным мастерам - «знаменщикам», которые «знаменили» рисунок, то есть наносили его на левкас [4]. Но для начала нужно составить эскизы.

Эскизы рисуют строго соблюдая иконографию образа. В данной работе я использовала иконографию «Умиление» Пр. Богородицы, а именно образ «Невеста Неневестная», в соответствии рисункам 13,15,16 и 20.

Рисунок 37 – Эскиз в цвете, выполненный на бумаге в технике Гуашь

 

Рисунок – основа всякого изображения, в том числе и иконы. Рисунок определяет стилистику изображения, композицию, пропорцию фигур, характер и расположение линий – одним словом тот каркас, который необходим для работы цветом .

Рисунок 38 – Эскиз работы. Простой карандаш

 

К рисунку могут быть предъявлены следующие требования: он должен быть графически четким, в нем требуется линия уверенная, твердая, легко намечающая детали иконы — архитектуру, ландшафт, — черты ликов, пряди волос, грамотно набрасывающая складки одежд, которые, в свою очередь, должны лаконично намечать строение фигур. Линия сухая, однообразная, везде тонкая, как проволока, не есть достижение. Линия должна идти свободно, сочно, живописно, но в ней не должно быть беспорядка, небрежности, каждая должна быть оправдана строгой, продуманной необходимостью, в соответствии рисунку 35.

Прорись

 

С точки зрения композиции рисунок должен быть правильно размещен на плоскости, без перекосов и смещений[5]. Способы нанесения рисунка на левкас разнообразны. Раньше рисунок «знаменил» мастер, делая сначала легкий набросок углем, а затем детально прорисовывая его на доске кистью черной краской. Талантливые иконописцы сразу наносили рисунок кистью на доску, настолько велики были у них знание своего дела и опыт. Иногда он творчески созидал рисунок заново. Ученики пользовались в этом деле так называемыми «переводами», или «прорисями» [6].

Снятие прориси, или перевода, заключается в следующем:

1)Надо выбрать несложную старую икону небольшого размера, вполне ясную, легко читаемую и в рисунке, и в живописи. Приготовленная доска должна подходить к ней по размеру, поэтому сначала выбирают икону, а тогда уже готовить доску.

2)Для нанесения рисунка мы использовали увеличенную копию(рис.35), снятую с образца, в соответствии с рисунком 15. После переноса рисунка с копии, рисунок тщательно прорисовывался карандашом, затем рисунок процарапывался иглой и прописывался краской, прориси восстанавливались.

 

Красочный слой


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 648; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!