Иконы Божьей Матери «Умиление»



Студент                        ____________________             Бадьина А.С.

Группа ТХ-14

Руководитель

доцент                           ____________________             Тонковид С.Б.

 

 

Консультанты:

по экономике и организации производства ___________ асс. Чернышова М.И.

по безопасности жизнедеятельности ___________ зав. лаб. Хечиашвили И.Т.

по художественному проектированию _______________ доц. Кукушкина В.А.

нормоконтролер ___________________________________ доц. Тонковид С.Б.

Рецензент _____________________________ иеромонах Гавриил (Мельников)

Заведующий кафедрой __________________________ проф., д.т.н. Гамов Е.С.

 

 

Липецк 2018 г.
ЛИПЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

Институт машиностроения

Кафедра дизайна и художественной обработки материалов   

Заведующий кафедрой ______________     «____» _____________ 2018 г.

                             

задание НА ВЫПОЛНЕНИЕ

ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

 

Студентке: Бадьиной Анастасии Сергеевне группы ТХ-14

1. Тема: Технология художественной росписи иконы Божьей Матери «Умиление»

2. Исходные данные:

2.1. Материалы производственной практики.

2.2. Техническая документация (ГОСТы).

2.3. Методические указания ЛГТУ, литературные данные.

3. Содержание расчетно-пояснительной записки (перечень подлежащих разработке вопросов):

3.1. Аннотация (на русском и иностранном языках).

3.2. Введение.

3.3. Основная часть:

3.3.1. Исследование русской иконы.

3.3.2. Выбор образа и его иконография.

3.3.3.Технологический процесс выполнения росписи иконы.

3.3.4. Экономическая часть.

3.3.5. Техника безопасности при работе с инструментами и охрана труда.

3.4. Заключение.

3.5. Список использованных источников.

4. Перечень графического материала (с точным указанием обязательных чертежей):

4.1. Стили иконописи.

4.2. Иконография.

4.3. Эскизы.

4.4. Процесс выполнения росписи.

4.5.  Готовое изделие.

4.6. Себестоимость изготовления иконы.

5. Перечень подлежащих разработке вопросов экономики и организации производства:

5.1. Экономическая часть.

Согласовано: _____________________________________ Чернышова М.И.

6. Перечень подлежащих разработке вопросов охраны труда и техники безопасности:

6.1. Охрана труда ( Безопасные условия труда на территории мастерской. Требования к освещенности месть мастерских работ. Требования к уровню шума и вибрации. Техника безопасности при работе с лакокрасочными веществами. Противопожарная безопасность при работе с краской ).

Согласовано: ________________________________  зав.лаб. Хечиашвили И.Т.

7. Срок сдачи ВКР руководителю: 30.06.2018 г.

8. Консультанты по проекту:

по художественному проектированию ____________ доц. Кукушкина В.А.

нормоконтролер _________________________________ доц. Тонковид С.Б.

9. Дата выдачи задания: 10.01.2018 г.                                      

10. Руководитель проекта __________________________ доц. Тонковид С.Б.

11. Задание принял к исполнению студент __________________ Бадьина А.С.

Заведующий выпускающий кафедрой

профессор, д.т.н. _________________________________________ Гамов Е.С.


Аннотация

 

С. 81. Ил.43. Табл. 2. Литература 34 назв. Прил. 1.

Данная работа состоит из Введения, 5 глав, Заключения и списка источников.

В рамках первой главы рассматривается история русской иконы.

Во второй главе выпускной работы основное внимание уделено иконографии образа и его история.

В третьей главе рассматриваются технологический процесс росписи иконы.

Четвертая глава содержит экономические расчеты изготовления изделия и высчитывается его себестоимость.

В пятой главе рассмотрены вопросы охраны труда.

 

ГРАФИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Стили  иконописи ……...............……………...……………..…...…А1

Иконография Пр.Богородицы ………………………………...…….А1

Эскизы..………………………………………….……………....……А1

Процесс выполнения…………………………………….….......……А1

Готовое изделие………………………………...…………………….А1

Себестоимость изготовления иконы………………………………..А1

 

__________________________________________________________      Всего в листах формата А1                                                               6

Summary.

 

P.81. Ill. 43. Table. 2. Literature 34 titles. Ad. 1.
This work consists of an Introduction, 5 chapters, a Conclusion and a list of sources.

The first chapter examines the history of the Russian icon.
The second chapter of the final work focuses on the iconography of the image and its history.

The third chapter deals with the technological process of painting the icon.
The fourth chapter contains the economic calculations of the manufacture of the product and calculates its cost.

The fifth chapter deals with labor protection issues.

 

THE GRAPHICAL PART

Icon painting styles…………..………..............……………...……... A1

Iconography of the Mother of God …………………………………. A1

Sketches ……………………………………….……………………....A1

Process of implementation ………………...………………………… A1

Ready product …………………………………………………………A1

The cost of making the icon…………………………………………...A1

 

__________________________________________________________

Total in A1 format sheets……………………………………………...6

 

Оглавление

 

Введение. 8

Глава 1 Исследование русской иконы.. 10

1.1 История древнерусской иконы.. 10

1.2 Особенности написания русской иконы.. 17

1.3 История стилей иконописи. 27

  1.3.1 Византийский стиль. 28

  1.3.2 Академический стиль. 34

Выводы.. 39

Глава 2 Иконография. История образа. 41

2.1 Краткая историческая справка образа. 41

2.2 Иконография Пресвятой Богородицы.. 47

Выводы.. 55

Глава 3 Технологический процесс выполнения росписи иконы.. 56

3.1 Выбор основы и ее обработка. 56

3.2 Наложение грунта. 58

3.3 Материалы.. 60

3.4 Процесс изготовления эскизов. 63

3.5 Прорись 66

3.6 Красочный слой. 66

Выводы.. 71

Глава 4 Экономическая часть. 72

4.1 Расчет затрат на материалы.. 72

4.2 Труд и заработная плата. 73

4.3 Себестоимость изготовления иконы.. 73   

Выводы.. 74

Глава 5 Охрана труда. 75

5.1. Безопасные условия труда на территории мастерской. 75

5.2 Требования к освещенности мест мастерских работ. 75

5.3 Требования к уровню шума и вибрации. 76

5.4 Техника безопасности при работе с лакокрасочными веществами 77

5.5 Противопожарная безопасность при работе с краской. 78

Заключение. 79

Список использованной литературы.. 80

Приложения. 83

Приложение 1. Авторская работа. 83

 

ВВЕДЕНИЕ

 Русская икона всегда привлекала к себе самое пристальное внимание искусствоведов и художников своей необычностью и таинственностью. Это связано с тем, что древнерусская иконопись своеобразное, неповторимое явление. Она обладает большой эстетической и духовной ценностью.

Иконопись – это особенное «богословие в красках», богословие со своим символическим языком цвета и формы. Икона – с греческого языка  означает «образ», «изображение». В данной дипломной работе рассматривается  образ иконы «Умиление» Пресвятой Богородицы. Этот образ Божией Матери – христианская святыня, одна из самых известных сохранившихся на Руси чудотворных икон. Икона «Умиление» Пресвятой Богородицы – это великий символ, через который осуществлялась, и будет вечно осуществляться связь между Богом многими поколениями православных христиан. Иконография «Умиления» показывает нам любовь к Богу. Где Богородица, как символ души, находящейся в близости, любви с Богом.

Огромен сейчас интерес к древнерусской живописи в нашей стране, огромны трудности ее восприятия у тех, кто обращается к ней сегодня. Основная сложность при изучении иконописи заключается в том, что она построена на церковных догматах, о которых в наше время почти не знают. Нам плохо известно Священное Писание, неведомы жития святых, церковные песнопения, закрыто и то "слово", которое лежит в основе древнерусской живописи. Различные открытия археологов и искусствоведов XX века привели к возрождению интереса к древнерусскому искусству и иконе, в частности. Сейчас, когда провозглашена свобода вероисповедания, возрождается православие и, соответственно, иконопись. Главный, центральный образ всего древнерусского искусства - образ Иисуса Христа, Спаса, как его называли на Руси. Рядом с образами Спаса в древнерусском искусстве по своему смыслу и значению, которое они занимают в сознании и в духовной жизни людей, стоят образы Богоматери - Девы Марии, от которой воплотился, вочеловечился Спаситель, образы его земной матери. Если обратиться к технике иконописания, то создания иконы предстает - символический процесс постепенного раскрытия изображения, как бы уже заранее данного. По словам Павла Флоренского, « Художник не сочиняет из себя образа, но лишь снимает покровы с уже существующего образа: не накладывает краски на доски, а как бы расчищает посторонние налеты его». Иконописец не создает изображения, а раскрывает его. Для изучения образа Богоматери необходимо было рассмотреть историю появления иконы и  ее иконографию. В основной части работы раскрыты основные этапы и технология выполнения росписи в академической живописи. За образец была выбрана икона «Умиление» Пресвятой Богородицы, другое название иконы – «Радость всех радостей».

 Рисунок – основа всякого изображения, в том числе и иконы. Рисунок определяет стилистику изображения, композицию, пропорцию фигур, характер и расположение линий – одним словом тот каркас, который необходим для работы цветом. автор которой на данный момент неизвестен.

 Целью моей работы заключается в исследованиях технологий иконографии и академической иконописи. Данная цель определяла ряд задач: 1.Изучение и систематизация информации по выбранной теме. 2. Краткая характеристика истории и иконографии, технологии иконописи. 3. Анализ художественных особенностей иконописных элементов. 4. Практическое освоение техники и технологии академической иконописи на примере иконы «Умиление» Пресвятой Богородицы.


 

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 279; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!