Иконография Пресвятой Богородицы



 

Внешний вид Пресвятой Богородицы, был известен из священных писаний. Как писал Никифор Каллист: «Матерь Божия была роста среднего или, как иные говорят, несколько среднего; волосы златовидные; глаза искренние, с зрачками как бы цвета маслины; брови дугообразные и умеренно-черные, нос продолговатый, уста цветущие, исполненные сладких речей; лицо не круглое и не острое, но несколько продолговатое; кисти рук и пальцы длинные…Относительно одежд, которые носила, Она довольствовалась их естественным цветом…».

На иконах Богородица изображается в определенных одеждах: мафорий — верхняя одежда, в середине которой круглый прорез, чтобы прошла голова, края этого прореза обшита широкой или узкой каймой. По длине мафорий был немного ниже колен. Под мафорий одевалась туника ,это длинная рубаха до пола. Тунику изображали голубым цветом, как символ девственной чистоты, также были оттенки синего, темно-синего и темно-зеленого. Каждая женщина того времени должна всегда покрывать голову, по этому на иконах Божией Матери мы всегда видим легкий плат, чепец, который закрывает волосы, поверх него надето покрывало. (рис.23) Покрывало  было круглым, разрезанным спереди до центра или прорезом для лица, длина его до локтей. В иконографии, тонплата Богородицы темно-красные – в напоминание о царственном происхождении Пречистой и о перенесенных Ею страданиях. Кроме того, это свидетельствует о том, что от нее, Приснодевы Марии, заимствовал Свою плоть и кровь сам Сын Божий. Плат отделывали золотой каймой и бахромой. Золотая кайма – знак прославления Царицы Небесной – символизирует пребывание Ее в Божественном свете и Ее причастность к славе Господней и благодати Святого Духа, излившегося на Пресвятую Деву в момент зачатия.

Рисунок 24 – Одежда Богородицы

Иногда Богородицу изображали в золотом одеянии, что символизировало поток благодати Божьей. На иконе «Умиление» Пресвятой Богородицы, Мария изображена в синей тунике, что говорит о Её непорочности и чистоте.

На образе Богородицы пишут три звезды, это символ Ее Приснодевства. Она — Дева до Рождества Христова, звездочка на правом плече; Дева — в самый момент непостижимого рождения Сына Божия, звездочка на челе; и остается Девою после рождения Своего Божественного Сына, звездочка на левом плече. Вместе с тем, три звезды являются еще и символом Пресвятой Троицы. В некоторых иконах фигура Богомладенца закрывает одну из этих звезд, знаменую вочеловечение Сына Божия – Второй Ипостаси Пресвятой Троицы. Другая важная деталь одеяния Богородицы – поручи . Поручи – деталь облачения священников, на иконах – это символ служения Божий Матери в Ее лице – и всей Церкви, Главе Церкви Первосвященнику Иисусу Христу.(рис. 25)

Рисунок 25 – Пример звезд на одежде Богородицы

Начиная с VI века, надпись на иконе «Матерь Божия» дается по традиции в греческом сокращении.

На Богородичных иконах ризы младенца Христа почти всегда золотисто-желтого, разных оттенков цвета и украшены золотым ассистом  — признак Божественного Света.

Все многообразие Богородичных икон разделены на группы, в которых раскрываются Ее служения Богу. Ведущими в иконографии Богородицы являются три типа икон: «Одигитрия», «Оранта»,  «Умиление».

Иконы призваны раскрывать всю Богородичную догматику христианства. По предание приписывают первые иконы Божией Матери евангелисту Луке. Дошедшие до нас изображения Богородицы обнаружены в римских катакомбах, где Мария представлена чаще всего сидящей с Младенцем Иисусом Христом на руках, либо в позе Оранты.

Рисунок 26– икона Богоматерь Великая Панагия (Оранта)

 

 Типу «Оранты» изображения Кириотисса — греческая Владычица, изображенная в рост стоящая, поддерживающая рукой Младенца в центре груди, но Она не молится, а держит Младенца. Иногда подобный тип изображения называют - Никопея.

Не раньше Х века распространен иконографический тип иконы Божией Матери «Елеуса», что означает «Милующая». В Византии эпитетом «Умиление» величали саму Богородицу и многие из Ее икон, но со временем, наименование «Умиление» стали связывать с определенной иконографической схемой. Характерной особенность иконографии является соединенность ликов Спасителя и Богородицы, где Богомладенец прильнул к щеке Девы Марии и ликом устремлен к Матери, их любовь безгранична. Здесь представлена не бытовая сцена любви матери к сыну, а взаимоотношения Творца и Его Творения, выраженные такой бесконечной любовью Создателя к людям, что Он отдает Сына Своего на заклание в искупление всечеловеческого греха.

Любовь на иконе соединяет Небесное и Земное, Божественное и человеческое, выраженное сопряжением нимбов и соприкосновением двух ликов. Тип «Умиления» – один из мистических типов Богородичных икон. Здесь Мария предстает к нам не только как Мать, ласкающая Сына, но и как символ души, находящейся в близком общении с Богом.

В России наибольшим почитанием пользуется Владимирская икона Божией Матери, и не случайно. Много тому причин: древнее происхождение от апостола Луки; события связанные перенесением ее из Киева во Владимир, а затем в Москву; и неоднократное  спасении Москвы от ужасных набегов татар.

У этого типа есть множество копий изображения: ласкающая Младенца Богоматерь может быть сидящей, поясной, стоящей; Младенец может восседать на правой или на левой руке.

Рисунок 27 -  Ласкающая, икона Владимирской Бж.Матери

Наиболее известны Изображения «Елеуса»: Федоровская, Владимирская, Жировицкая, Донская, «Достойно Есть», Гребневская, Почаевская, «Взыскание погибших», Ахренская, Ярославская, Волоколамская, Толгская и другие.

Разновидность «Умиления» является изображение Младенца, сидящего на руке Богоматери и болтающего ножками, которыйстал очень популярным в XVI-XVII вв. и получил название «Взыграние». Примером такого типа служит - Яхромская икона Божией Матери. Характерный жест этой композиции – Младенец рукой касается лика Приснодевы. В этой маленькой детали скрыта бездна нежности и доверия.

Редкий вариант «Умиления» представляет тип Млекопитательница, где Богоматерь кормит грудью Младенца. Такая деталь – не только интимная подробность, но затрагивает еще одну тему о прочтении образа Богородицы. Мать, вскармливая Младенца, так же Она питает наши души, так же и Бог кормит нас «чистым словесным молоком Слова Божьего, дабы мы, возрастая, переходили от пищи молочной к твердой».

Вера — иконография «Оранты». Иисус Христос воплотился через Богородицу, Господь стал человеком — и мы в это верим. Надежда — иконография «Одигитрии». Христос сказал о себе: «Я Путь и Истина и Жизнь», а Богородица - наша ходатательница, помощница, наша надежда. Любовь – иконография « Елеуса», здесь Богородица, как символ души, находящейся в близком общении, любви с Богом.

Рисунок 28 - Икона «Распятие и Страсти Господни с изображением 142 образов Богородицы»


 

Выводы:

1) Образ «Радость Всех Радостей» — одна из самых почитаемых икон типа «Умиления». На ней Дева Мария изображена одна, Сын ещё не появился на свет, но Благовещение уже произошло. Она знает, что станет матерью Спасителя.

2) Изначально икона изображена на холсте, ее Николай II подарил Преподобному Серафиму Саровскому. Подаренная икона стала его любимой — перед ней Преподобный Серафим исцелял людей, смазывая их целебным маслом. Перед ней Преподобный молясь и умер. Чудотворец называл святыню «Радостью Всех Радостей». Икона прославилась, как чудотворная и император Николай II приказал сделать для неё богатый оклад — серебряную ризу с золотым теснением.

3) Изображение Богоматери поясное, со сложенными на груди руками, склоненной головой и опущенным взором. На иконе-копии средствами живописи имитированы золоченый оклад и риза, убрус и венец, украшенные драгоценными камнями. Лики руки исполнены мягкой светотеневой моделировкой в стиле академической живописи начала XX века, использовавшемся для написания икон. Венец обрамляет надпись: «Радуйся Невесто Неневестная».

4) Икона «Умиление» изображает состояние святой души Богородицы: ее нескончаемую любовь к людям, великую чистоту и святость. Многие христианки после совершения искренней молитвы перед святым образом отмечают глубокое успокоение, веру и надежду в чудодейственную силу Пресвятой Девы.

5)Православная иконография Богоматери — совокупность всех типов изображения Пресвятой Богородицы в иконописи и система их изучения.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 525; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!