Процессы этногенеза и тюркиризации на территории Сибири



В южной лесной, лесостепной и степной полосе Западной Сибири жили разрозненные племена, в подавляющем большинстве тюрки по языку. Процесс этнического формирования этих племен был очень длительным и сложным. Они сложились из угроязычных самоедоязычных, кетоязычных групп, подвергшихся смешению между собой и тюркиризации идущих с трех сторон: с юга – со стороны Алтая, где с древних времен обитали тюрки с юго-востока – со стороны Енисея, где до монгольского завоевания имелось объединение тюркоязычных енисейских кыргызов; и со стороны юго-запада – из верхней Оби, где сосредоточились кыпчакские племена.

Местное население восприняло многие элементы тюркской культуры, в том числе и тюркский язык. Л.П. Потапов, характеризуя тюркоязычных северных алтайцев, подчеркивает наличие у них языковой общности с угорскими и самоедоязычными группами. Наряду с языковой близостью у шорцев и кумандинцев имеются некоторые общие антропологические признаки с обскими уграми, жителями нижнего Притомья и селькупами. Наконец, отмечается этническая близость шорцев с кетами. Северные алтайцы, говорил Л.П. Потапов, «сложились в результате сложного и длительного процесса дробления и расхождения, смешения и скрещивания различныхтюркских, угорских, самоедских и кетских этнических элементовв таежных районах Саяно-Алтайского нагорья. Этнографическое своеобразие культуры северных алтайцев выросшее на базе пешей охоты, таежного рыболовства, мотыжного земледелия и собирания диких съедобных, резко отличает их от культуры южных алтайцев».

Родственные связи северных алтайцев с кетами подтверждаются данными топонимики.На Северном Алтаеряд рек имеют свои названиякетское окончание «зас», «сас», «сес». Реки с подобными кетскими названиями широко распространены по Енисею, севернее современного г. Енисейска.

Тюркизации подвергалось население, жившее рядом с енисейскими кыргызами в бассейне левых притоков Енисея – Абакана и Кемчика. Чурками по языку встали постепенно кеты и селькупы в бассейнах Томи и Чулым. В этих районах реки с кетскими и селькупскими названиями зачастую получили тюркское окончание «су», «юл», «ул» в значении «вода», «река».

Изучая топонимы названий рек в Причулымье и Притомье,  А.П. Дульзон сделал ряд выводов: во-первых, иногда реки с тюркским окончанием «су» получают ещё дополнительное тюркское приращение «юл»; во-вторых, названия рек с элементом «юл» встречаются, главным образом, у кызыльцев, сагайцев, койбалов, чулымцев, качинцев и северных алтайцев; в-третих, название рек с элементом «су» распространены к югу и западу от притока Чулыма, р. Кии, которая по-селькупски называлась «Кы» ипо-тюркски «Су» (Кы-су),они бытуют в Притомьи в бассейне среднего течения Оби (Мрасу, Томсу, Икса, Бакса, Юкса). На основании этих наблюдений А.П. Дульзон пришел к мысли о наличии двух волн тюркизации местного населения. Одна волна, наиболее ранняя, шла с юга по Оби и Томи и отсюда распространялась к востоку на Чулым. Эта волна принесла тюркское приращение «су» в названиях рек. Другая волна тюркизации, по времени более поздняя, шла на Чулым с юго-востока из минусинских степей, района обитания енисейских кыргызов. В кетских и других местных названиях рек появилось тюркское приращение «юл» или «чул». Зона перекрещивания этих двух волн тюркизации лежала по р. Кии и ее притокам.

Очевидно, местное население (кеты, селькупы или другие, родственные им племена) попало в зависимое положение от тюркоязычных кочевников-скотоводов Южной Сибири. Может быть, происходило и перемещение вниз по Томи и Чулыму отдельных групп тюрков, которые сливались с кетоязычными и самоедоязычными племенами.

Одновременно шел процесс тюркизации и в левобережной части бассейна Оби и ее притока Иртыша. Здесь на угроязычное население оказывали воздействие тюркоязычные кыпчакские племена. Они потеснили к северу угров, обитавших по среднему Иртышу и Тоболу, частично ассимилировали их. Советские исследователи полагают, что кыпчакские племена и ассимилированные ими угры явились главными составными компонентами в формировании так называемых «западносибирских татар». Известно, что тобольские и барабинские татары по языку принадлежат к кыпчакской группе тюркских языков.

Процесс тюркизации захватил и западные группы угров, о чем свидетельствует распространение тюркского языка среди башкир.

Завоевания Чингис-хана, вторжения монгольских орд в различные районы Азии вызывали значительные перемещения кочевников, приводили к передвижке их в лесостепную и даже таежную зоны Западной Сибири. Все это усиливало давно начавшийся процесс смещения угорских, селькупских, кетских, тюркских и монгольских племен и народностей, затягивало и усложняло процесс этногенеза.

Тюркизациякетоязычного самоедоязычного населения Причулымья привела к формированию здесь небольшой группы чулымцев. А. П. Дульзон на основании археологических памятников, данных топонимики и этнографического материала показал, что районы былого расселения селькупов на Чулыме охватывали, главным образом, нижнее течение реки до притока Чулыма - Кии, которая еще в 18 в. называлась по - селькупски «Кы» (т. е. река). На среднем Чулыме селькупы жили вперемежку с кетами. Об этом говорят селькупско-кетскиеназвания рек, например, два притока Чулыма (левый и правый) одинаково называются Кыта.

Широкое распространение кетских названий рек в правобережной части среднего течения Оби и, особенно по Чулыму и Кети говорит о длительном пребывании кетоязычных элементов в этом районе. К началу 17 в. кетоязычные племена преимущественно сосредотачивались по верхнему и среднему Енисею (арины, коты, ястынцы, енисейские «остяки»).

Длительное, многовековое общение основных групп насельников Западной Сибири – кетов, селькупов, обских угров и самодийских племен севера наложило на них глубокий след. Селькупы по языку были близки к ненцам и энцам, все они принадлежат к самоязычной группе. По антропологическим признакам селькуы связаны с кетами и обскими уграми. По хозяйственной деятельности, материальной культуре и быту они ближе всего к обским уграм и кетоязычным жителям бассейна Енисея. Основным видом хозяйственной деятельности селькупов являлось рыболовство, дополняемое охотой и собирательством. Жили селькупские группы оседло в лесном Приобье.

По уровню общественного развития селькупы, по-видимому, мало, чем отличались от своих соседей – ненцев, энцев и кетов. Сложившийся патриархальный род сохранился у них в течение длительного времени. Селькупский род обычно носил имя птицы или животного (медведя). Члены родовой организации считали себя потомками птицы или медведя, чьим именем был назван данный род. Для членов рода существовали запреты охоты на тотемное животное или птицу. Каждый род имел строго очерченную родовую территорию, считавшуюся его собственностью. Родовая территория включала не только промысловые угодья в лесу, но и водоемы – реки и озера. Поэтому в местности, заселенной селькупами, многие реки носили родовые названия: Глухариная река (Сангель-кы), Воронья река (Кула-кы), Орлиная река (Лымпыль-кы), Журавлиная река (Караль-кы).

В XІV-XVІІ вв. селькупский род делился на патриархальные семьи, которые жили в отдельных жилищах-землянках «карамо». Появлялось имущественное расслоение. При раскопках курганных могильников у с. Молчаново Томской области А. П. Дульзон обратил внимание на то, что погребения резко отличаются друг от друга по количеству погребального инвентаря и его ценности. Однако имущественное неравенство еще не было достаточно глубоким, чтобы привести к заметному социальному расслоению. Экстенсивное рыболовческо-охотничье хозяйство развивалось медленно, относительной примитивности производительных сил соответствовали и неразвитые формы общественного устройства селькупов.

Выше других по уровню общественного развития стояла южная группа обских селькупов, у которых социальное расслоение в XVІ в. сделало большие успехи. Объясняется это тем, что южные селькупы имели более развитый охотничий промысел, который у них давал продукцию не только для потребления патриархальных семей, но и для обмена с соседними народами. Широкое применение селькупами мехов нашло отражение в гравюре (рис. 18).

 

Рис. 29. Самоеды

 

В Пачангском могильнике (Пачанга – небольшая речка, приток Оби, около устья ее расположено современное с. Молчаново Томской области) в погребальном инвентаре могил XVІ в. обнаружены привозные предметы: стеклянные бусы, серебряные пуговки, металлические орнаментированные пластинки, войлок (кошма), кости лошадей. Эти предметы, очевидно, были приобретены обскими селькупами в обмен на пушнину у южных соседей – тюркоязычного населения.

Обменные операции усиливали имущественное неравенство селькупских семей. Шел процесс выделения родоплеменной знати.

На селькупские территории претендовали соседние племена. С юга селькупов теснили тюркоязычные группы (барабинцы, чаты, телеуты, томские татары). Часть селькупской земли была ими захвачена. С юго-востока на селькупов оказывали давление кеты, правда, отодвинутые тюрками к Енисею и значительно отюреченные по среднему Чулыму. С востока на селькупские промысловые угодья переселялись с Енисея эвенки. Но самое сильное наступление на селькупскую территорию шло с северо-запада, со стороны угорских групп.  которая втаскивалась вглубь шили из них одежду.х добывали бобровую и водоплавающую птицу. хотой и собирательством. быту они ближе всего к обским уграм и кетоязычным жителям бассейна Енисея.

Борясь против угров, обские селькупы создавали племенные объединения. Одним из таких объединений и была в 80-90-е годы XVІ в. Пегая Орда с ее военачальником Воней. Центр Пегой Орды находился на Оби, где-то выше устья р. Парабели, может быть, в районе позднее построенного русского укрепленного пункта – Нарымского острога.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 298; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!