Территориально-хозяйственные и



Этнические объединения народов Севера

Относительно хорошо изучена разновидность территориально-хозяйственных объединений народов Севера, на которые распались соседские общины – производственные группы: парма, едома - у ненцев и северных хантов, малир – у нганасан, варат – у чукчей. Эти группы являлись более или менее постоянными или временными, сезонными. Целью их создания было ведение комплексного хозяйства, когда часть членов территориально соседской общины занималось оленеводством, другая часть – рыболовством, морским зверобойным промыслом, охотой. Размеры таких групп были небольшими: у ненцев – 2-4 хозяйства, у эвенков – от 2-4 до 15, у кетов – от 2-3 до 4-6, у береговых чукчей, коряков, эскимосов – 4-5, у чукчей-оленеводов – 10-15, у эвенов, энцев, нганасан – 5-10 хозяйств.

Параллельно с формированием и развитием территориально-соседской общины проходили процессы сложения локальных этнических групп народов Севера. Развитие территориально-соседских связей внутри соседской общины, миграции населения  и связанное с ними смешение этнических групп способствовали формированию этнографических и территориальных групп коренного населения Севера. Этнографическую и этнотерриториальную группы характеризовали общность территории (чаще всего – бассейн реки), общий диалект (или говор), самосознание, самоназвание: территориальную – главным образом, общность территории.

Изменения в социальной жизни оказали существенное влияние на этническое развитие коренного населения Севера и Дальнего Востока.

Для характеристики этнической ситуации, имевшей место накануне Великой Октябрьской социалистической революции в этой обширной области, равной примерно половине территории Российской империи, значительный интерес представляют материалы первой Всеобщей переписи населения 1897 г.

Наряду с относительно крупными народами, насчитывавшими в своем составе несколько тысяч человек (эвенки, ненцы, ханты, чукчи), переписью были выявлены крайне малочисленные, состоявшие из нескольких сот человек (нганасаны, кеты, ульчи, ороки и др.). Представление о географическом размещении народностей Севера дает карта, составленная по материалам переписей 1897 и 1926 гг. Перепись показала, что в конце 19 века значительной сложностью отличался не только этнический состав зоны Севера, но и этническая структура большинства народностей этого региона (см. карта №3 «Расселение народов северо – востока Сибири в конце XVIII в.»).

Большинство народностей Севера подразделялось на этнографические, этнотерриториальные и территориальные группы, некоторые из последних в экономическом отношении представляли собой соседские общины (табл.4)

 

Заполнить таблицу

Таблица 4

Хозяйственные, религиозные и военные объединения народов Сибири

 

Название объединения Назначение объединения Место нахождения Состав этносов, входивших в объединение
Белогорье Религиозно-культовый центр, куда приезжали аборигены из дальних селений совершать жертвоприношения. Большим почитанием пользовался «старик обский» - бог воды.     
Рачево городище Религиозно-культовый центр угров. Угры собирались «со всех юрт на мольбище к шейтану Раче»    
Парабельский союз селькупов Военные племенные объединения. Созданы с целью для защиты и нападения    
Пегая орда Военные племенные объединенияво главе с военачальником Воней. Созданны для защиты и нападения. Входили в состав Кучумова царства    
«Кучумово» Сибирское царство Военно-государственное объединение чингисхидов – остаток Золотоордынского ханства на территории Сибири    
Соседские общины (парма, едома  малир варат)     Территориально- производственные группы: постоянные или временные, сезонные. Цель создания – ведение комплексного хозяйства, где часть членов общины занималась оленеводством, часть – рыболовством и морским зверобойным промыслом, часть – охотой    

Одновременно существовали (особенно в тундровой зоне) территориальные общины, включавшие в свой состав разнонациональные группы или хозяйства.

Кроме Пегой орды известен Парабельский союз селькупов (в бассейне Парабели, левого притока Оби) и объединения в низовьях р. Васюгана возглавляемое «князцом» Кичем.Одновременно существовали (особенно в тундровой зоне) территориальные общины, включавшие в свой состав разнонациональные группы или хозяйства.

Племенные селькупские объединения в конце XVІ в. представляли собою более или мене постоянные союзы родственных родов и племен, в которых выделявшаяся знать имела право наследственной передачи должности предводителей объединений. Так, должность Вони наследовал в Пегой Ордеего сын Тайбохта Вонин, должность Кичея – Вагай Кичеев.

Уровень общественного развития селькупов был ниже, чем у  соседних угров. Если угорское общество в XVІ в. находилось накануне классового образования, то у селькупов патриархальная родовая организация была достаточно крепкой, социальное расслоение весьма незначительно. Пегая Орда и подобные ей другие селькупские объединения являлись пока только племенными союзами, крепнувшими и расширяющими свои рамки, главным образом, в моменты борьбы против притязаний соседей на селькупские земли.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 280; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!