Религиозное мировоззрение коренных народов Сибири



Значительный интерес представляет материал о религиозных воззрениях угров. Он полностью соответствует данным об уровне их социальных отношений. Характерными чертами религии угров явились анимизм и фетишизм. Широко распространен культ «идоложертвенных» деревьев, на ветках которых вешались «серебро, и злато, и шелк, и ширинки, и вся бесовские привесные козни». У пелымских манси известна священная лиственница. У нее «молили» и приносили жертвы. Имел место культ зверей, особенно медведя. При убийстве медведя совершались особые обряды, а клятва на шкуре медведя считалась особо священной. Почитались места погребения, многие из них обращались в «мольбища». Такое «мольбище» описано в «житии Трифана Пермского». На нем, по словам хантов, «отцы наши и мы по них по нашему обычаю на кладбищах под древесы жертвы приносили».

В каждом «юрте» имелись свои «особливые болванчики» - домашние боги и фетиши. Они были самой различной формы: «вырезанные болваны серебряные, и медные, и деревянные, и всякие», а другие просто «лежащие в зыбках древища, повитые кожею, сукном и холстом, посреди же часть стекла зерцального уложена».

Имелись также общепризнанные боги, почитавшиеся в целом племени, а зачастую и несколькими племенами. Их изображения хранились в особых религиозных центрах. Такие религиозные центры известны в Белогорье, на Сосьве и в других местах. На Белогорье, близ устья Иртыша, «бе… мольбище большее…богыне древней, имеша бо жрение и съезд великий». Здесь же хранился медный идол священного гуся. Сюда приезжали «от далечейших селений», «скверная своя совершающе жертвы, единым обычаем скотов, а непаче лошадей приношаху». Большим почитанием пользовался «старик обский» - бог воды. Его метопребыванием служили два капища, одно – на устье Иртыша, другое – на Оби, в каждом из них он находился по очереди по три года. Известно было также «Рачево городище», куда угры собирались «со всех юрт на мольбище к шейтану Раче».

Очень любопытны религиозная магия и обряды клятвы угров, с которыми рано пришлось познакомиться русским. После похода русских в 1483 г. на Обь, в 1485г. был заключен мир. При заключении мира совершены были следующие обряды: «А мир их таков: подкинвше елку в жердь протолсту, протесав по четыре, а под нею послали медведно, да на медведно же положили рыбу на хлеб. А наши поставили вверх елкы крест; а юргачи по своему жабу доспену и с нохти, да привяжут под крестом низко; да под жабою над нами, как почнут ходить вокруг елки в посолон, дръжати две сабли, подкинув елку острей вниз. Да человек, стоячи, приговаривает: «Кто сесь мир изменить, по их праву бог казни». Да обойдут триж(ды), да наши поклонятся кресту, а они на полдень. А после того всего с золота воду пили; а приговор их так же: «кто изменить, а ты золотой, чюй». Налицо здесь сложная религиозная магия, в которой имели место ель, и шкура медведя, жаба, и рыба, и хлеб, и оружие. Обряд осложнен христианскими обрядами русских.

Топонимика коренных народов Сибири

Топонимика – географические названия природных объектов (рек, озер, урочищ) на языках коренных народов Сибири. Слова–топонимы свидетельствуют о расселении, взаимодействии  и территориальных границах этносов.

Восточными и юго-восточными соседями угров Приобья были селькупы. Они занимали относительно большой район Приобья, от устья Чулыма на юге, распространяясь по всем притокам Оби. Доказательством широкого расселения селькупов являются, кроме археологических памятников, данные топонимики. Как известно, для района проживания селькупов обычны названия рек с окончанием«ка», «га», «джа».Эти окончания являются русской переделкой селькупских слов «кы», «гы», «ге» в значении «река». До настоящего времени в бассейнах Оби, Тыма, Кети, Чулыма, Васюгана, Парабели сохранилось множество названий рек и речек с селькупскими окончаниями. Селькупские названия рек распространены значительно шире той территории, где жили селькупы к концу XVI века. Например, по-селькупски наименованы притоки р. Ваха и притоки Оби южнее устья Ваха, где к моменту присоединения Западной Сибири к Русскому государству жили только угры. Угры потеснили селькупов и в левобережной части Оби, где преобладают хантыйские окончания названий рек: «еган», «юган», «игай», которые представляют русскую переделку хантыйского слова «река» - «йоган» (например: Васюган, Кульеган, Ипалаигай и др.). Хантыйские названия соседствуют с селькупскими (р. Васюган названа по-хантыйски, а притоки ее сохранили селькупские наименования с окончаниями «ка», «га»: Катыльга, Кванельга, Кильга, Чавга, Чижапка, Нюролькаи др.) Восточными соседями селькупов были кетоязычные племена, принадлежавшие к наиболее древним насельникам Западной Сибири.

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 541; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!