Этно-географическая характеристика этносов Восточной Сибири
Этнос (группа) | Числен-ность | Местообитание | Род занятий |
Эвенки и эвены | 30 тыс. | ||
Якуты | 28 тыс. | ||
Юкагиры | 5 тыс. | ||
Коряки | 9 тыс. | ||
Ительмены (камчадалы) | около 12 тыс. | ||
Чукчи | 2,5 тыс. | ||
Эскимосы | 4 тыс. | ||
Буряты («братские люди», или «браты») | около 25 тыс. | ||
Дауры и дючеры | около 10 тыс. | ||
Натки (предки нанайцев) и гиляки (нивхи) | около 5200 тыс. |
Охота и рыболовство являлись главными занятиями большинства сибирских племён, а как подсобный промысел встречались повсеместно. При этом особо важное значение в хозяйстве сибирских народов приобрела добыча пушнины. Ею торговали, платили дань; лишь в самых глухих уголках меха использовали только для одежды.
Сибирские народы отличались друг от друга уровнем общественного развития, но в целом все они сильно отставали и в экономике, и в культуре от населения как европейских, так и большинства расположенных южнее азиатских стран. Предки некоторых народов Сибири в далеком прошлом имели более высокие, чем в XVІ-XVІІ вв. формы общественной организации и культуры. Их снижение произошло в результате опустошительных иноземных вторжений, губительных внутренних распрей, отсутствия устойчивых связей с центрами мировой цивилизации.
Уровень общественного развития народов Сибири
|
|
2.1.Формы общественного развития коренных народов Сибири
В Сибири в конце XVI- начале XVII вв. проживали 200-220 тыс. человек. Население было более плотным на юге и чрезвычайно редким на севере. Тем не менее, малочисленные, разбросанные по лесостепи, тайге и тундре сибирские народы имели свою древнюю и сложную историю, сильно различались по языку, хозяйственным занятиям и уровню общественного развития (табл. 3).
Таблица 3
Уровень общественного развития коренных народов Сибири к моменту прихода русских
палеоазиатов(юкагиров, чукчей, эскимосов, коряков и ительменов). Там был настоящий каменный век.
у некоторых народов уже активно складывались. Среди них были дючеры, многие якутские и ханты-мансийские племена.
Формы общественного развития | Основное вид занятий | Наиболее яркие представители |
Родоплеменной строй | Охота, рыболовство оленеводство | Чукчи, ительмены |
Патриархально родовой строй | Охота, оленеводство | Ненцы, энцы, эвены |
Зачатки феодальной формации, патриархально родовые отношения | Полукочевое скотоводство, разнообразный породный состав скота, выплавка металла, ремесла | Буряты, якуты |
Раннеклассовые отношения, зачатки феодализма | Оседлый образ жизни, очаговое земледелие, скотоводство, ремесла | Дауры, дючеры, енисейские киргизы, телеуты |
Период феодальной раздробленности, государственность | Имели развитую торговлю, товарообмен, города, ремесла, базары, храмы | Сибирские татары |
Разложение первобытно-общинного строя и формирование военной демократии | Оленеводство, охота, рыболовство, ремесла, ткачество | Ханты, манси |
Охота и рыболовство являлись главными занятиями большинства сибирских племен, а как подсобный промысел встречались повсеместно. При этом особо важное значение в хозяйстве сибирских народов приобрела добыча пушнины. Ею торговали, платили дань, и лишь в самых глухих уголках меха использовали только для одежды.
|
|
Сибирские народы отличались друг от друга уровнем общественного развития, но в целом они сильно отставали и в экономике, и в культуре от населения как европейских, так и большинства расположенных южнее азиатских стран. Предки некоторых народов Сибири в далеком прошлом имели более высокие, чем в XVI -XVII вв., формы общественной организации и культуры. Их снижение произошло в результате опустошительных иноземных вторжений, губительных внутренних распрей, отсутствия устойчивых связей с центрами мировой цивилизации. Между племенами в Сибири постоянно происходили перемещения, постепенно все больше ослабленных в борьбе племен и родов принимали язык и обычаи более сильных соседей, сливались с ними, утрачивая самобытность.
|
|
Ассимиляция была обычным явлением в дорусской и в русской Сибири. Более сильные сибирские племена и народы не только ассимилировали и оттесняли слабые, но и покоряли их с целью получения дани. Почти все сибирские народы, даже жившие в условиях родового строя, имели какое-то количество рабов, захваченных во время вооруженных столкновений с соседями. Такие столкновения происходили очень часто.
Кровавые внутренние (межродовые) распри, истребительные межплеменные войны, грабеж, оттеснение на худшие земли и ассимиляция одних народов другими – все это было обыденным в сибирской жизни с древнейших времен.
В конце XVI в. единственнымсибирским народом, имевшим свою государственность, были татары «Кучумова царства». При этом раннеклассовые отношения у некоторых народов уже активно складывались. Среди них были енисейские киргизы, телеуты, буряты, дауры, дючеры, многие якутские и ханты-мансийские племена. Однако абсолютное большинство коренного населения Сибири русские застали на различных ступенях родового строя.Самые отсталые формы общественной организации бытовали у народов, живших в труднодоступных районах северо-востока Сибири – палеоазиатов(юкагиров, чукчей, эскимосов, коряков и ительменов). Там был настоящий каменный век. Железные изделия если туда и попадали, то лишь случайно: например, в результате многостепенного торгового обмена. Древнейших обитателей Сибири учёные назвали палеоазиатами и выяснили, что некоторые из них (чукчи, коряки и, возможно ительмены) родственны друг другу, а другие (юкагиры, гиляки и кеты) резко различаются по языку и с ними, и между собой. Кетский язык резко отличается от всех языков северной Азии; высказывалось мнение о его отдалённом родстве с тибето-бирманскими языками (рис. 17).
|
|
Все они – остатки некогда широко расселявшихся по Северной Азии племён, поглощенных и оттеснённых в глухие районы народами, говорящими на алтайских и уральских языках.
Золотая орда и ее обломки – Казанское и Астраханское ханства – отрицательно влияли на жизнь народов Поволжья, задерживали их экономическое развитие. Сибирское татарское царство образовалось позже других политических татарских государственных образований, но его строй, традиции были те же. Результаты его господства в отношении развития зависимых народов были, по-видимому, теми же. Поэтому совершенно неприемлема концепция В.В. Покшишевского, рассматривавшего влияние сибирских татар на угров как положительный, прогрессивный фактор.
У обских угров нельзя установить развитие феодальных отношений в XIV-XVI веках. У них наблюдалось разложение первобытно-общинного строя и формирование строя военной демократии в результате внутренних процессов развития самого угорского общества. Влияние татар в этом плане может рассматриваться только как один из факторов, ускоряющих процессы, но не как решающая причина.
Что касается скотоводства, заимствованного уграми у татар, то нет данных, что оно было заимствовано именно у татар. Возможно, что скотоводство заимствовано у башкир. Кроме того, скотоводство не получило большого развития даже у южных угров. Удельный вес скотоводства у угров незначителен в сравнении с охотой и рыболовством. В теории В.В. Покшышевского все поставлено с ног на голову. Общеустановленным фактом является то, что в результате ликвидации Казанского, Астраханского, Сибирского ханства зависимые от них народы, войдя в состав Русского государства, получили более благоприятные условия для развития, нежели прежде.
Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 1097; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!