Глава 1. Церковная реформа Петра I в дореволюционной историографии



Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова»

Исторический Факультет

Кафедраистории, обществознания и политологии

 

 

Церковная реформа Петра I в отечественной историографии

(БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА)

Направление: 44.03.01 – Педагогическое образование

Профиль - История

 

 

Выполнил: студент 4 курса

группы Б-ПОИ-14 ИФ

Сухарев Александр Андреевич

Научный руководитель:

доцент, к.и.н.Макарова А.И.


(подпись)

Якутск - 2018 г.

 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………3

Глава 1. Церковная реформа Петра I в дореволюционной

историографии……………………………………………………………….7

1.1. Церковная политика Петра I…………………………………………7

1.2. Дореволюционная историография………………………………….14

Глава II. Советская и современная историография………………………22

2.1. Советские историки о церковной реформе…………………………..22

2.2. Современный взгляд на церковную реформу Петра I……………...28

Заключение…………………………………………………………………..35

Источники и литература……………………………………………………39

 

Введение

    ПетрI- один из ярких личностей отечественнойистории. Его реформы на несколько поколений вперед изменили суть устройства государственного управления. Реформы ПетраIповлияли на  дальнейший ход истории Российского государства. Историки разных эпох давали разные оценки его личности и реформам.Спустя почти 300 лет все равно ведутся споры о деятельности Петра I. Некоторые историки склонялись к тому, что Петр I – великий реформатор, а некоторые считали, что его настоящим антихристом и тираном.

    Петровские реформы изменили всю структуру государства. Одна из значительных реформ – создание Священного Синода. Благодаря этой реформе Россия стала светским государством. Церковная реформа, в отличиеот других преобразований, не относится тем реформам, которые были созданы для победы над Швецией или для европеизации России. Реформа относится к политике этатизма. Ликвидация патриаршества монополизировала государственную власть.

Актуальностьисследования заключается в том, что в российской исторической науке сложилось множество противоречивых мнений по поводу церковной реформы Петра I, которое требует определенного системного изучения.

В разные эпохи были разные отношения к религии. После развала Советского Союза началось переосмысление отношения государства к религии. В данной работе будет сделана попытка сравнительного анализа отношений историков разных эпох к церковной реформе ПетраI. Обращение к историографической традиции обогащает наше знание, помогает восстановить утраченную преемственность в развитии исторической мысли.

Степень изученности проблемы.

Зарождение изучения историографии церковной реформы началось в XVIIIвеке. По церковной реформе имеются труды таких историков, как:М.М. Щербатов, И.И. Голиков, Н.М. Карамзин, И.А. Чистович, С.М. Соловьев, Н. Востоков, В. Попов, Н.И. Костомаров, П.В. Знаменский, А.Г. Брикнер, Н.И. Кедров, Ф.В. Благовидова, С.Г. Рункевич, С.Ф. Платонов и П.В. Верховский. Церковная реформа Петра I в дореволюционной историографии была освещена в отдельных монографиях о Петре Великом и в монографиях истории Русской православной церкви. Все историки придерживались разных точек зрения. Точки зрения дореволюционных историков условно можно разделить на 3 группы: критика реформы, восхваления петровских реформ и были компромиссные оценки.

    В советской исторической науке было уделено недостаточно внимания церковной реформе, т.к. Советская власть придерживалась политического атеизма. Но, несмотря на это, были работы, посвящённые истории церкви. В основном церковная политика освещалась в контексте периода петровской модернизации. Церковная реформа Петра I нашла отражение в трудах Н.М. Никольского, В.И. Лебедева, Н.А. Воскресенского, Б.Б. Кафенгауза, Н.И. Павленко, В.Г. Овчиниковай и Е.Г. Анисимова. Советские историки, в основном, уделяли свое внимание материальной составляющей изменения в церковном управлении.

После развала СССР изучение церковной реформы несколько активизируется. Это было связано с тем, что с 1991г. советская цензура полностью исчезает, историческая наука испытывает коренные изменения. Начинаются переосмысления отношений в целом о деятельности Петра I. Появляется труды таких историков, как Я.В. Водарский, П. Черкасова, Д. Чернышевский, А.Б. Каменский, А.Г. Данилова, В.П. Лавриков, А.М. Буровский, А.И. Белкин, О.А. Анохина, В.И. Свиридова, А.А. Кольцов, В.И. Филанов и М.А. Яшина. Новым явлением в их работах была критика церковной реформы.

Таким образом, краткий обзор степени разработанности проблемы показывает, что историография церковной реформы Петра I остается к настоящему времени малоизученной.

Объектом исследованияявляется отечественная историография церковной реформы Петра I.

Предмет исследования– являются научные концепции отечественных историков конца XVIII – началаXXI вв. по проблеме церковной политики Петра I.

Цель работы –определить основные концептуальные направления отечественной историографии в изучении церковной реформы Петра I. Для решения поставленной проблемы были выделены следующие задачи: 

1) Выявить и систематизировать исторические труды о церковной реформе Петра I;

2) Провести анализ историографической литературы по проблемам петровской церковной реформы;

3) Исследовать общие черты и особенности, характерные для различных этапов отечественной историографии.

Методологическую основу исследованиясоставили принципы историзма и научной объективности.

На основе комплексного применения историко-сравнительного метода и системного раскрываются свойства, функции и изменения изучаемой историографической реальности в ее исторической динамике.

Источниковаябазаработы представлена комплексом историографических источников. Используются монографии, лекции и статьи отечественных историков, касающихся церковной реформы Петра I.

Апробация работы.Часть работы изложена на ежегодной студенческой научной конференции, посвященной 80-летию профессора С.Н. Горохова, в рамках Недели науки исторического факультета.

Структура работысостоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения, списка использованных источников и литературы.

Глава 1. Церковная реформа Петра I в дореволюционной историографии

Церковная политика Петра I

Петр I Алексеевич родился в 1682 г. он  был одновременно коронован со своим сводным братом Иваном, после смерти которого, в  1696 г. начинается его единоличное правление. Петр Iзавоевал выход в Балтийское море, превратил Московское царствов могучую европейскую державу. Петровские преобразования коснулись всех сфер жизни общества того времени и оказались весьма «долгоиграющими». Созданные им коллегии действовали до образования министерств в 1802 г., рекрутская повинность была заменена всеобщей воинской повинностью спустя 175 лет, Сенат и Синод работали вплоть до установления Советской власти.

Процесс поглощения церкви государством, начавшийся еще в XVI в., при царе Алексее Михайловиче, на время был приостановлен. В лице патриарха Никона церковь произвела последнюю отчаянную попытку утвердить независимость от государства. Однако эта попытка опиралась на недостаточно мощную материальную базу и потерпела неудачу. Государство сделало церкви лишь одну уступку — уничтожило Монастырский приказ, в котором царь Алексей Михайлович хотел сосредоточить контроль над церковным вотчинным хозяйством и суд над церковными людьми. Петр I был совершенно чужд старому благочестию. В соответствии с идеей «государственной политики», церковь имела значение только как орудие власти и как источник государственных доходов. Меркантилистическая политика царя требовала колоссального напряжения платежных сил населения и огромных людских резервов, что вызывало против себя жестокую оппозицию. В первых ее рядах стояла церковь. Это последнее обстоятельство сыграло роль ускоряющего момента и придало мерам Петра I особенно крутой характер. В конце 1700 г. умер патриарх Адриан. Он являлся одним из наиболее влиятельных вождей оппозиции. Петр I был в это время на Шведской войне под Нарвой. Получив известие о смерти патриарха, он немедленно принял ряд мер, которые давно уже обсуждались в среде его советников. Теперь в письме к Петру I их особенно настойчиво советовал провести в жизнь царский прожектер-прибыльщик Андрей Курбатов. Церковь по размерам своих имуществ и по числу своих людей обладала на тот момент достаточно крупными фондами. Согласно данным первой ревизии, произведенной почти одновременно с учреждением Синода, т.е. 20 лет спустя после смерти Адриана, в церковных владениях насчитывалось 752091ревизских душ, сидевших на церковных, монастырских вотчинах и в посадских церковных дворах[1]. Кроме этого, 26899 душ насчитывалось в патриарших монастырях и вотчинах. Теперь представился удобный случай обратить их на государственные нужды, а церковный аппарат из орудия оппозиции превратить в орудие императорского правительства. Первым шагом на пути к указанной цели стало назначение 16 декабря 1700 г. Петром I местоблюстителя Стефана Яворского. Молодой рязанский епископ Яворский был совершенно чужд по образованию и по взглядам коренному русскому епископату. По сведениям из источников, Яворскому были поручены только специфически духовные дела. Однако и в этой области все его резолюции должны были идти на утверждение царю, а с 1711 г., когда был учрежден Сенат, — на утверждение последнему. Вторым шагом к секуляризации церковных имуществ было восстановление 24 января 1701 г. Монастырского приказа с расширенными функциями. Это было светское учреждение, которое состояло из светских чиновников во главе с бывшим астраханским воеводой МусинымПушкиным. Подчинялся Монастырский приказ не местоблюстителю патриаршего престола, а штатс-конторе и юстиц-коллегии (со времени их учреждения). Согласно Указу, Монастырский приказ распоряжался церковными имуществами на правах полномочного хозяина. Он вел хозяйство в церковных имениях через своих светских агентов и ведал назначением доходов, получаемых с них. Средства шли на те или иные надобности сообразно с приказами правительства. По общему правилу все доходы поступали в кассу приказа. Обратно на содержание церковных учреждений выдавались суммы лишь по штатам, а все излишки поступали в государеву казну и шли на удовлетворение общегосударственных потребностей, главным образом, военных. Так, по данным источников, из средств Монастырского приказа ежегодно отпускалось 15000 руб. на содержание одного полка и 17000 руб. на Артиллерийский приказ. Монастырский приказ получил также право мобилизации церковных имений и отчуждал их продажей и дарением светским лицам. Прежняя свобода церковных имений от всякого тягла была заменена чрезвычайно тяжелым тяглом: помимо обычных общегосударственных повинностей на церковные земли градом сыпались запросные сборы и чрезвычайные повинности. К числу последних относились «Канальный сбор» на сооружение каналов, «Козловский сбор» на освобождение от рекрутской повинности. Помимо этого существовали наряды в адмиралтейство плотников и кузнецов, наряды по мостовой повинности, содержание отставных военных чинов, поставка лошадей для драгун, подмог при отливке пушек. Все вышеперечисленное одинаково легло теперь не только на светские, но и на церковные имения[2]. Рассмотренные выше факты свидетельствуют, что фактически все церковное управление сосредоточилось в руках Монастырского приказа. К нему перешли все административные и хозяйственные дела из расформированного патриаршего двора. Помимо судебных функций над церковными людьми, восстановленный приказ получил право управления всеми церковными вотчинами через назначаемых им светских управителей. Следующим шагом превращения церкви в источник государственных доходов стала, отменена всех пошлин, которые ранее собирались архиереями и монастырями с подчиненных им клириков. Взамен всех прежних доходов предполагалось назначить для архиереев, монастырей и приходского духовенства строгие оклады и штаты. Архиереям было назначено довольно приличное жалованье. Штаты приходского духовенства полностью не были проведены, но монастыри были посажены на голодный паек. Сначала было назначено в год по 10 руб. и по 10 четвертей хлеба на монаха; в 1705 г. эта норма была уменьшена наполовину. Монастырский приказ не только посадил монахов на голодный паек, но также приостановил рост их числа: в каждом монастыре было установлено штатное число монахов, а на убылые места было велено в 1715 г. принимать отставных и увечных солдат, сосланных раскольников и душевнобольных преступников. Данное обстоятельство дополнительно указывает на то, что управление приказа было для казны очень выгодно: ежегодно стал очищаться значительный чистый остаток, вносившийся в казну. Таким образом, можно сделать вывод о том, что проведенные Петром I реформы в корне поколебали экономическую независимость русской церкви. Кроме этого, они имели скрытую тенденцию к постепенной передаче церковных вотчин в руки дворянства и к превращению монастырей в учреждения государственного призрения. Важно отметить, что указанные мероприятия в основе своей пресекали всякую возможность оппозиции со стороны епископата церковной политике Петра I. Поэтому, установление в 1721 г. нового порядка церковного управления, аналогичного другим отраслям государственного управления, прошло безболезненно и гладко, без единого возражения со стороны церковных князей. С целью превращения церкви в орудие государственной власти 25 января 1721 г., вместе с манифестом Петра I, был утвержден Духовный регламент. На этом документе необходимо остановить более пристальное внимание. Духовный регламент учреждал, выражаясь слогом манифеста, «соборное правительство» в церкви. На самом деле в Духовном регламенте говорилось о создании Духовной коллегии. Последняя должна отныне управлять русскою церковью и быть структурно организована в виде одной из прочих коллегий. Следовательно, новое «соборное правительство» становилось лишь одной из спиц в колесе абсолютистского государства. Необходимо заметить, что новый законодательный акт был подготовлен без всякого участия церкви. Несмотря на то, что составлял проект Регламента псковский епископ Феофан Прокопович, но он выполнял лишь задание Петра I — учредить для управления русской церковью коллегию по образцу протестантских духовных консисторий. Здесь нужно напомнить, что с этими очень удобными для государственной власти учреждениями Петр I близко познакомился на практике после присоединения Лифляндии и Эстляндии. Протестантские духовные консистории, кое-где называвшиеся также синодами, возникли еще в XVI в., в эпоху Реформации, когда главенство во вновь появившихся протестантских церквах перешло в руки князей. Они имели смешанный состав, из пасторов и чиновников, назначавшихся князем. Обратим внимание на то, что Духовный регламент не скрывал, что Духовная коллегия не имеет ничего общего с прежними духовными соборами — последние относились к разряду временных, чрезвычайных коллегий. Новая учреждаемая коллегия стала относиться к разряду постоянных государственных коллегий. Однако протестантский оригинал нового учреждения не был упомянут. Анализ документа показывает, что также недвусмысленно были изложены и «вины», т.е. мотивы учреждения духовной коллегии взамен патриаршества. За первыми шестью «винами», наполненными общими положениями, следует седьмая вина, которая является гвоздем всего дела. Рассмотренные политические мотивы были по условиям документа для петровского правительства наиболее жгучими. Однако, как показали последующие события, организация нового учреждения (к которому правительство шло уже в течение четверти века)(соска Кольцов) оказалась настолько удобной для государства, что пережила даже всякую память о возможности церковного бунта под предводительством православных клириков. Вскоре была наименована Духовная коллегия, передает управление церковью всецело в руки государства. С этого момента начался так называемый «Синодальный период» Русской православной церкви. Постоянных членов в Синоде не было. Все входившие в состав этого органа были временными и приглашались на определенные сроки императором из числа архиереев (не менее трех), архимандритов и протопопов[3]. Председатель и вице-председатель Синода также назначались императором. Имея широкий простор для выбора членов Синода, императорская власть не предоставляла такого же простора Синоду в замещении свободных кафедр. Синод только имел право «свидетельствовать» перед императором кандидатов, т.е. указывать их. Однако императорская власть вовсе не обязана была назначать именно тех лиц, которых указывал Синод. Необходимо обратить внимание на то, что Синод сразу после учреждения добился упразднения Монастырского приказа и получил все те функции, которые ранее принадлежали последнему. Однако правительство приняло соответствующие меры с целью поставить административно-хозяйственное управление Синода под строгий контроль государства. Необходимо отметить, что обер-прокурор еще не был назначен главою духовного ведомства. Указанная функция оставалась за императором и формально перешла к обер-прокурору только в 1824 г. Однако, как отмечают источники, отношения между Синодом и правительственной властью уже в 30-х годах XVIII в. сложились такие, что церковь можно было с полным правом назвать синодской командой. На должность первого обер-прокурора Петр I предписал Сенату выбрать из офицеров. За синодальными верхами этой команды послушно тянулись низы: епархиальные архиереи, превратившиеся в духовных чиновников и белое духовенство. Есть основания предположить, что Петр I предвидел возможность церковной фронды при проведении рассмотренной реформы. С целью предотвращения ее возникновения, еще до опубликования Духовного регламента, император предложил обсудить и подписать его проект сенаторам и бывшим в то время в Петербурге шести архиереям. Подписанный проект был, затем послан с подполковником Давыдовым в Москву, где собрали остальных архиереев. По формальному вопросу, о порядке сношений с Сенатом, орган управления церковными делами в запросе Петру I рискнул заметить, что «духовная коллегия имеет честь, силу и власть патриаршескую или едва ли не большую, понеже собор»[4]. В 1722 г., отправляясь в Персидский поход, император официально подчинил Синод Сенату. Рассмотренный Указ стал последним важным мероприятием Петра I, который касался сферы взаимоотношений государства и церкви. Из рассмотренного выше можно сделать вывод о том, что по существу церковные реформы Петра Iлишь завершили процесс огосударствления церкви, начавшийся еще в середине XVI в., и придали ему совершенно точное и ясное юридическое оформление. Отныне церковь, начиная с 20-х годов XVIII в. из фактической “служанки”(cноска) государства формально превращается в орудие государственного управления. Церковь совершенно утрачивает способность к каким-либо самостоятельным выступлениям и действует лишь как одно из учреждений самодержавия. Это положение стало ясным для всего русского общества уже со времени церковной реформы Петра I.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 827; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!