Аллегорический (иносказательный)



Александрийская школа- Филон Александрийский   Используется там, где буквальное прочтение невозможно или нелепо. Этот тип толкования помогает возвышенно объяснить грубость ветхозаветных законов и событий Слова Бога в 3 гл. кн. Бытия«Адам, где ты?» не то означают, что Творец не смог разглядеть человека в саду, а предупреждение об опасности: «что с тобой происходит?».

(Авраам) символизирует добродетельную душу, а под именем его жены разумеется сама добродетель - Филон Александрийский

Типологический (прообразовательный)    

Прообразовательное толкование связано с принципом рассмотрения истории ВЗ как длительного процесса приготовления к пришествию в мир Спасителя.    Эпизод из Книги Судей (Судей 6:36-40), когда для укрепления в вере Гедеон просит Бога явить ему знамение. Он оставляет на земле козью шерсть, и наутро она вся в росе, а земля – сухая, а на другой день, наоборот, вся земля в росе, а кожа осталась сухой. В Израиле подобный текст - знак избранничества. Но прообразовательный смысл в свете христианских времен стал иным: Израиль имел Божие благословение, а весь мир был «сушей» в этом смысле, но затем благодать – «роса» распространилась по всему миру, а Израиль стал «сухим».

Тропологический (нравственный)

 Феодорит Киррский Рассматривает реальные повествования Священного Писания как образцы для жизни христианина. «Страннолюбия не забывайте, ибо через него некоторые, не зная, оказали гостеприимство Ангелам» (Евр.13:2). Здесь автор ссылается на повествование из книги Бытия о гостеприимстве Авраама (Быт.18 гл.), Лота (Быт.19 гл.), Маноя — отца Самсона (Суд.13 гл).

А также свт. Иоанн Златоуст, митр. Филарет

Анагогический (духовный)        

Духовное осмысление текста становится уроком в оценке прошлого и для созидания будущего. Понимание военных поражений и порабощений народа Израиля как следствие отпадения от Бога.

 

Библейский рассказ о сотворении мира по Быт. 1.

 

Структура книги:

Книга Бытия (Бе-реши́т — ивр. «В начале, Генесис - греч. Происхождение)охватывает период от сотворения мира до переселения патриарха Иакова со своими сыновьями в Египет и заканчивается кончиной Иакова и кончиной Иосифа.

В книге можно выделить четыре больших раздела. Первый раздел – это сотворение мира, описывается в первых двух главах. Второй – история первого мира, начиная с падения человека, и кончая гибелью этого первого мира в потопе (3-8 гл.). Затем история после потопа, которая собственно охватывает собой всю оставшуюся часть книги Бытия (8-50 гл.). Идет речь о жизни людей после потопа, от Ноя до Авраама. Этот последний раздел содержит части, посвященные патриарху Аврааму, его сыну Исааку, внуку Иакову и правнуку Иосифу. В Книге Бытие имя автора напрямую не указано. Но это не значит, что автор ее неизвестен.

С самых ранних времен иудеи рассматривали Бытие и следующие за ним четыре Книги как единое целое. Они называли эти пять Книг "Тора Моисея". По-другой версии даровано Моисею Самим Богом. Библия знает только одного человека - автора Пятикнижия - это Моисей. Иисус решил вопрос авторства Бытия и всего Пятикнижия раз и навсегда, ответив выступающим против Него: "Если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне" (Иоан. 5:46).

О сотворении мира:

Повествование книги Бытия начинается с сотворения мира: «В начале сотвори Бог небо и землю». Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною - "безвидна" (т.е. бесформенна, сгусток материи); "пуста" (отсутствие растительного и животного мира, Бог создал их позднее); "тьма" (исчезла только после того, как Бог сказал: "Да будет свет"); "бездна" (все было покрыто водой).

После которых описывается сотворение мира за 6 дней. В первый день был создан свет. Во второй день Бог сотворил небо. В третий день Бог сотворил землю и растения: траву и деревья различных видов. В четвёртый день Бог создал два светила и поместил Солнце, Луну и звёзды на тверди небесной. В пятый день Бог сотворил рыб, пресмыкающихся и птиц и благословил их словами: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле» (Быт. 1:22). В шестой день Бог сотворил остальных животных.

Нужно отметить из всего вышеперечисленного слово «бара». «Берешит бара Элогим» – начинается этот отрывок по-еврейски. Здесь для «сотворил» употребляется глагол, который в Писании никогда больше не прилагается к каким-то действиям человеческим. Т.е. нам внушается та мысль, что действительно произошло нечто совершенно новое, а именно в этом мы видим указание на творение из ничего. В греческом переводе «ипоэсон» - глагол, который употребляется для обозначения поэтического творчества: Бог здесь представляется как Творец, как сочинитель, как поэт, художник, который творит этот мир.

В первых стихах книги Бытия также указывается некоторая последовательность сотворения мира, причем принципиальным образом подчеркивается небожественность твари и отсутствие теогонии (происхождения богов), которую мы встречаем в разных языческих религиях: здесь нет какой-то борьбы богов, рождения мира, пожирания одних богов другими и так далее. Все творится простым речением Божиим: «И сказал Бог: да будет..., и стало так». В частности, подчеркивается, например, небожественность светил и их функциональное назначение, что они поставлены для освещения и для разделения ночи и дня.

Соотнесение библ. повествования о сотворении мира с научными гипотезами:

Серьезной темой является сопоставление Шестоднева с научными взглядами на происхождение мира. В результате были написаны многие труды, посвященные согласованию научных данных с тем описанием, которое мы видим в книге Бытия - Шестоднев Василия Великого и т.д. Имеющиеся «противоречия» Шестоднева, такие как явный геоцентризм библейской картины мира; сотворение света и растений прежде сотворения светил; особый порядок в находках останков живых существ, противоречат только современному устройству мира и не более того. А тогда мир был просто другим. Мы не знаем, какова была тварь до этого падения, и, кроме того, мы не знаем даже, каков был ум Адама до того, как он пал. Во-вторых, мир создан для человека. Что мешает нам предположить, что человек был переселен из рая на проклятую землю уже после того, как на ней произошли определенные процессы, и она стала более-менее пригодна для жизни (например, вымерли динозавры).

 

Библейский рассказ о сотворении мира по Быт. 2. Осмысление повествования о сотворении мира в других книгах Св. Писания (Иов 26:7-10; 38:4-11; Пс. 8:1-10; 103:1-30; Притч 8:22-31; 2Макк 7:28).

 

26:7-10 Иов -Он повесил землю ни на чем. Он заключает воды в облаках Своих, Он поставил престол Свой, распростер над ним облако Свое. Черту провел над поверхностью воды, до границ света со тьмою - эти слова сказал Иов Вилдату (одному из друзей)

38:4-11 Иов - пространная речь Господа, риторическе вопросы, на которые Бог не требует ответа, отвечая Сам: «где был ты, когда Я полагал основания земли? Скажи, если знаешь. Кто положил меру ей, если знаешь?» (Иов. 38:4–5), — знает ли Иов меру всему на этой земле, знает ли он, как здесь все устроено. Он показывает, что величие творения и величие Божие превосходят всякую меру знания и понимания Иова.

Пс. 8:1-10 - Когда увижу небеса – дела рук Твоих, луну и звёзды, которые Ты утвердил - Писатель поражается величием Бога, когда рассматриваетЕго творения. Это благоговение усиливается сознанием того, что человек поставлен Богом главою мира. И поставил его владыкою над делами рук Твоих; всё положил под ноги его: полевых зверей, птиц небесных и рыб морских - человек занимает царственно положение среди всех творений. О главенствующей роли человека говорит и книга Бытия - плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами и над птицами небесными, и над всяким животным.

Пс. 103:1-30 103-й псалом — это песнь о красоте и величии мироздания. Он представляет собой хвалу Богу как Творцу мира, в котором раскрываются Его премудрость, могущество и величие. Описание природы в псалме сделано очень поэтично и сильно в художественном отношении. В тексте содержится множество соотнесений на рассказ о шести днях сотворения мира (Быт. 1) Он сотворил луну для указания времен, солнце знает свой запад = И создал Бог два светила: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью (Быт.) "Ты одеваешься светом, как ризою, простираешь небеса, как шатер" - прослеживается учение о творении из ничего.

2Макк 7:28 Важнейшее указание, которое подтверждает наше вероучение, содержится во второй книге Маккавейской в седьмой главе, где говорится о том, что все Богом сотворено из ничего.Об этом говорит мать своим детям, когда укрепляет их перед лицом гонителей, она предлагает им посмотреть на все сотворенное и познать, что «всё сотворил Бог из ничего»

Притч. 8:22-31 Здесь святые отцы усматривали под предвечной и миротворящей Премудростью ипостасную Премудрость, Второе Лицо Пресвятой Троицы, Сына Божия - Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони; от века я помазана, от начала, прежде бытия земли.

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 1440; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!